Твёрдый фундамент: подготовка к браку. Протоиерей Андрей Ткачёв
Как построить семейный союз на твёрдом камне, а не на песке? Протоиерей Андрей Ткачёв уверен: фундамент брака следует закладывать ещё до свадьбы.
Приготовление к браку — это, конечно, растраты, покупки, беготня и нервотрёпка. Наряды, кольца, услуги фотографа, банкетный зал. Что ещё?
Есть ещё пункты, не связанные с расходами, но напрямую связанные с приготовлением к свадьбе. Это знакомство с теми текстами Писания, которые будут читаться на венчании. Покупать ничего не надо, спешить тоже — наоборот, нужно сесть поудобней, открыть Книгу и посвятить полчаса вдумчивому чтению.
Зачем это нужно? Затем, чтобы не превращать венчание в фотосессию и не стоять под пристальными взглядами родственников и друзей, подобно фарфоровому болванчику, ничего не понимая, держа в руках свечу, думая про себя: «Когда же всё это закончится?»
«Всё это» только начинается, и церковную службу нужно не отбыть, а впитать, чтобы положить семейной жизни твёрдое основание.
Из послания апостола Павла к Ефесянам на венчании будет прочтён отрывок, состоящий из тринадцати стихов. Пятая глава, с двадцатого стиха и до конца. Это — новозаветное учение об отношениях в браке.
Начинается оно с обращения к женщинам. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Можно прочесть эти слова не один, но два, три и больше раз, чтобы поглубже напечатлеть их в уме. В этих словах есть вызов всему образу современной жизни. Женщина всё меньше хочет повиноваться мужу, да и мужья всё меньше достойны подчинения. Поэтому мы читаем не слова только, но впитываем силу и идём на конфликт с привычно-греховным порядком вещей. Ведь мы хотим жить не «как все», а «как Бог велел».
Итак: Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (и тут же поясняется, почему это надо делать), потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём.
Честно говоря, в размышлениях о браке мысль наша никогда в такие заоблачные высоты не залетела. Оказывается, смысл брака тесно связан с Христом и Церковью, и, ничего не зная об этом, мы обречены вращаться в сфере сентиментальности и личных чувств, подобных не столько твёрдому фундаменту, сколько жидкому киселю. Можно прочесть эти слова ещё раз, дать им зазвучать в сознании мощным аккордом и прислушаться к этому звуку.
Пойдём дальше. Женщины скажут: «Почему с нас всё начинается?
И так вся тяжесть быта — на наших плечах. Ещё и ответственность на нас. А о мужьях что-то говорится?» Говорится. Слушайте. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. Церкви (а значит, жене) вменяется повиновение. Ну а Христос (а значит, и муж) идёт на самопожертвование. Мы прикасаемся к важнейшей истине. Любовь, оказывается, связана с жертвой. Христос унизился, став человеком, и умер на Кресте, чтобы мы жили вечно. А муж должен подражать Христу. Он должен жертвовать собою — временем, деньгами, силами, кровью, жизнью, наконец, — ради жены. Нет жертвы, нет готовности пойти на неё — значит, нет и любви. Мы действительно так высоко не взлетали, и нам придётся усвоить этот новый образ мысли и действия.
Впрочем, чтобы душа не утомилась созерцанием, Писание понижает планку и переходит к предметам более понятным. Апостол переводит речь с Церкви и Христа на человека и его тело. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Жена — это не отдельный от мужа человек. Она — часть нового человека, состоящего из двух. И относиться к ней нужно как к себе самому. Нет на земле боле тесного союза, чем союз мужа и жены. Между ними — нулевая степень родства. Между матерью и ребёнком — первая степень родства. Они очень близки, но не так, как муж и жена. Поэтому мужа следует слушаться больше, чем собственную мать. Жену следует любить больше, чем собственных родителей. От непонимания этой истины, от бесчувствия к ней рождаются многие семейные конфликты. Мамы лезут в жизнь молодожёнов с благими советами.
Молодые жалуются друг на друга родителям. Чтобы избегнуть этих и других ошибок
в будущем, мы с корнем вырываем расхожее заблуждение и насаждаем закон Божий.
Вот что было сказано еще в раю: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. Это говорится в рассказе о сотворении человека. Любящий свою жену любит самого себя. Так говорит апостол Павел.
Мы будем видеть мужа и жену как двух отдельных людей. Но это касается телесных очей. Глазами веры мы отныне должны будем видеть их одним человеком. Взгляд веры нередко противоречит кажущейся очевидности. Сегодня никто не сомневается в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Хотя очевидная картина мира противоположна. В этом случае научное знание подправляет очевидность. А в случае с семьёй не наука, но то, что больше и твёрже науки, — вера — заставляет нас смотреть на двух людей как на одну плоть перед Господом.
Такой взгляд нужен всем: родителям, друзьям, знакомым. Но более всего он нужен самим молодожёнам. Им предстоит ощутить своё глубокое единство, ощутить его так, чтобы отдельное существование их отныне стало невозможным.
Всё это красиво. Более того — прекрасно. Это и есть та мысленная красота, которая называется истиной.
Но для воплощения её в жизнь нужны труды. Супружеская жизнь, собственно, и является совместным трудом по воплощению христианского идеала.
Красота и истина неисследимы, поскольку таинственны. И Павел говорит: Тайна сия велика. Он заканчивает слова о браке так: Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа. Последние слова на службе читаются с повышением голоса, а потому врезаются в память больше других. Многим даже кажется, что всё учение Церкви о браке как раз и заключается в неравноправии мужчин и женщин и в большом количестве бытовых запретов. Но мы с вами уже знаем, что это не так. В учении Церкви о браке есть глубина и высота. В глазах Церкви брак — это не сожительство по контракту ради взаимного удовольствия. Это тайна, причём великая.
В словаре Эллочки-Людоедки была такая фраза: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Не спешите на меня обижаться, если скажу вам, что мировоззрение большинства людей от Эллочкиного ушло не далеко. Многие думают о жизни именно так, только формулируют иначе. «Мы, мол, жить и так умеем, не дураки. Только вот денег не хватает». На самом деле, именно жить-то мы и не умеем, и наличие любых сумм денег нас не спасёт и не сделает мудрее, пока жизнь свою мы строим на песке, а не на камне.
Готовитьсяк супружеской жизни — значит не только выбирать наряды и планировать свадебное путешествие. Это значит приобретать правильные мысли и твёрдую мотивацию. Нет ничего твёрже и основательнее того драгоценного и краеугольного Камня, Который есть Христос. Потрудимся Его положить в основание нашего семейного дома, чтобы можно было поднимать стены, не страшась обрушения.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии