Цветы в Священном Писании. Мария Цырлина
Согласно Библии, цветы Бог сотворил в третий день создания мира — прежде, чем «сияние солнца, свет луны и расположение звёзд»:
«Вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным: все это совершено было в третий день» (3 Ездр. 6:44).
Несомненно, это одно из самых прекрасных творений Божиих…
Встреча с каждым цветком — чудо. Красота, аромат, форма и оттенок ни одного из них не повторяются.
Именно цветы Бог повелевает вкушать пророку Ездре в качестве особой формы поста, для совершенного очищения, после которого станет возможна его встреча с Господом:
«А ты, когда по прошествии семи дней иных, не постясь однако в них, выйдешь на цветущее поле, где нет построенного дома, и станешь питаться только от полевых цветов и не вкушать мяса, ни пить вина, а только цветы, молись ко Всевышнему непрестанно, и Я приду и буду говорить с тобою» (3 Ездр. 9:23-25).
Дни человека — как цветок полевой
Сокрушаясь о том, что тление и смерть коснулись даже такого прекрасного создания, библейские авторы сравнивали с цветком, сегодня прекрасным, а завтра увядающим, жизнь человека:
«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает» (Иов 14:2).
«(Человек) как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает» (Пс. 89:6).
«Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102:15).
«Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа» (Ис. 40:6).
И всё же Библия говорит, что грешники увянут быстрее, чем праведники:
«Нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки» (Пс. 91:8).
Напротив, «праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13).
В апостольских посланиях цветы — тоже образ мимолётности нашего земного существования:
«Да хвалится брат униженный высотою своею,
а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (Иак. 1:9-11).
«Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек» (1 Петр. 1:24-25).
Эти слова повторяют написанное в Ветхом Завете.
Образ славы Божией
Цветы с ветхозаветных времён приносили в храм для прославления Господа. Цветами украшали всё вокруг в праздник Кущей и в день обновления Храма:
«И провели они в веселье восемь дней по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах.
Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое» (2 Мак. 10:6-7).
«Так же праздновали и освобождение от иноземного гнёта и прекращение гонений на веру:
Сами же, пребыв с Богом до смерти и получив полную радость спасения, поднялись из города, увенчанные всякими благоуханными цветами, с весельем и восклицаниями, хвалами и благозвучными песнями, благодаря Бога отцов, вечного Спасителя Израиля» (3 Мак. 7:14).
Можно также предположить, что входящего в Иерусалим Христа приветствовали не только пальмовыми ветвями, но и цветами — ведь в то время в Израиле была весна, и ветви, которые срезали с деревьев, чтобы устилать путь Иисусу, были увенчаны гирляндами соцветий.
Прообраз Воскресения
Где цветы — там воскрешение природы от зимнего сна, весна, время радости и любви:
«Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал;
цветы показались на земле; время пения настало» (Песн. 2:11-12).
«Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песн. 6:2).
Цветы — дар Божий. Весной голые и безжизненные ветви деревьев дают почки, из которых первыми, ещё прежде листьев, распускаются цветы. В Библии восстание души человека от греховного сна сравнивается с чудом цветения сухого дерева. Это чудо может совершить только Бог:
«И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» (Иез. 17:24).
Блаженный Иероним Стридонский толкует эти слова как чудо присоединения к Церкви язычников — сухого и бесплодного дерева, которое от соприкосновения с благодатью становится цветущим. Он же говорит о том, что в пророческом смысле сухое дерево, ставшее цветущим, означает Крест Христов, который стал источником благодати и жизни (Источник: ekzeget.ru).
В ветхозаветной истории засохшее дерево однажды зацвело и в буквальном смысле. Это было миндальное дерево, из которого был сделан жезл первосвященника Аарона. Естественно, цветы, которые дал жезл, были цветками миндаля:
«И кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.
И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их.
И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения.
На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17:5-8).
В книге пророка Исаии, которую называют «пятым Евангелием», похожий образ. Христос называется Отраслью, Ростком, проросшим из сухой земли:
«Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли» (Ис. 53:2).
Как объяснить человеку Воскресение, если он видел вокруг только смерть и тление? Голая, безжизненная земля, расцветающая в одну ночь самыми прекрасными цветами. Этот образ близок и понятен каждому, кто видел весну… Неслучайно весна и Воскресение совпали по времени…
Священное Писание некоторым цветам уделяет особое внимание.
Лилия
Во всех ветхозаветных текстах это символ благословения Божия.
«Цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь;
благословляйте Господа во всех делах» (Сир. 39:18).
«Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия» (Ос. 14:6).
В Храме Соломоновом этот цветок занимал особое место.
«В притворе венцы на верху столбов сделаны [наподобие лилии]» (3 Цар. 7:19).
«(Медное море) толщиною было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, [походили] на распустившуюся лилию» (3 Цар. 7:26).
В своей Песни Песней царь, украсивший Божий Храм лилиями, сравнивает с этим цветком свою возлюбленную Суламифь, в духовном смысле это образ Израиля — возлюбленной Господа:
«Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн. 2:1-2).
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями» (Песн. 2:16).
Лилия — образ Земли Обетованной. Земля, текущая молоком и мёдом, была также землёй лилий. В засушливом средиземноморском климате растёт особый вид белых лилий — песчаная. Они не боятся ни долгого отсутствия влаги, ни неплодородной почвы. Эти неприхотливые цветы могут расти прямо на песке и скалах, окружая красотой самое неприглядное место.
«Не бойся, мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.
Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию,
по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами,
и столько же источников, текущих молоком и медом,
и семь гор величайших, произращающих розу и лилию,
через которые исполню радостью сынов твоих» (3 Ездр. 2:17-19).
Наконец, согласно Преданию Церкви, белую лилию — символ чистоты и непорочности, особой благодати Божией, преподнёс Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии во время благовещения, сказав слова «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Пророчество об этом было записано за пять веков до Боговоплощения пророком Ездрой:
«Ты из всего круга земного избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию» (3 Ездр. 5:24).
Сам Спаситель приводил в пример лилию как один из самых прекрасных цветов. Он говорил, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. А ещё — что каждый человек в очах Божиих ещё более драгоценен, чем каждая из них.
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6:28-34, также Лк. 12:27-31).
Нарцисс
По своей символике этот цветок иногда выступает синонимом лилии.
«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс» (Ис. 35:1).
Возлюбленный Суламифи сравнивает себя с нарциссом:
«Я нарцисс Саронский, лилия долин!» (Песн. 2:1).
Роза
Символ земной славы и наслаждения:
«Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада…. увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий» (Прем. 2:1-9).
Этот цветок может стать и образом славы Божией:
«Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена.
В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя:
«я вышла из уст Всевышнего и, подобно облаку, покрыла землю;
<…>я возвысилась, как пальма в Енгадди и как розовые кусты в Иерихоне» (Сир. 24:1-15).
«Выслушайте меня, благочестивые дети, и растите, как роза, растущая на поле при потоке;
издавайте благоухание, как ливан;
цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь;
благословляйте Господа во всех делах; величайте имя Его и прославляйте Его хвалою Его» (Сир. 39:16-19).
«Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм…
Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма!..
как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни…» (Сир. 50:1-8).
Есть предание, что в древнем Иерусалиме был большой и прекрасный розарий. Так или иначе, роза вместе с лилией дополняют образ плодородной Земли Обетованной.
«Не бойся, мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.
Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами,
и столько же источников, текущих молоком и медом, и семь гор величайших, произращающих розу и лилию, через которые исполню радостью сынов твоих» (3 Ездр. 2:17-19).
Цветы миндаля
Сейчас время цветения миндаля в Израиле. Миндальное дерево с ветхозаветных времён стало символом этой земли. Как и лилия, этот цветок занимал особое место в богослужении израильтян. Знаменитая менора, или семисвечник, который и поныне украшает алтарь православного храма, — не что иное, как изображение цветущего миндального дерева:
«Три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести ветвях, выходящих из светильника; а на [стебле] светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами» (Исх. 25:33-34).
Жезл первосвященника Аарона также был из миндального дерева. Когда некоторые израильтяне усомнились, что именно Господь поставил среди народа первосвященника, Бог дал знак свыше: все колена, претендующие на этот сан, сложили свои жезлы в скинии, и на следующий день жезл Аарона расцвёл. Как и положено миндалю, цветками миндального дерева.
«И кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.
И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их.
И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения.
На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17:5-8).
Цветки винограда
Символ славы и богатства:
«(Премудрость:) Я — как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои — плод славы и богатства» (Сир. 24:20).
«Виноградники наши в цвете. Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями» (Песн. 2:15-16).
«Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней» (Сир. 51:18-20).
«(Сыны Израиля) расцветут, как виноградная лоза» (Ос. 14:8).
Цветки граната
Гранатовыми яблоками как одним из символов Земли Обетованной была украшена переносная скиния израильтян и Храм Соломона.
О цветках граната упоминается и в Песни песней:
«Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?» (Песн. 6:11).
Цветёт гранат, и правда, очень красиво. На это стоит посмотреть.
Шафран (крокус)
Этот прекрасный весенний цветок, в который нельзя не влюбиться, тоже нашёл место в Священном Писании. Он упоминается в Песни песней Соломона. Конечно же, с ним сравнивается невеста (Песн. 4:14).
Помимо того, что это первый цветок, распускающийся весной, шафран ещё и очень вкусная пряность, которая считается одной из самых дорогих в мире. Получают специю из высушенных сердцевинок цветков.
Другие цветы в Библии
Те, кто побывал в Израиле весной или летом, наверняка запомнит его как цветущую землю. Та же акация (ситтим), из которой была сделана скиния, или мирт, использовавшийся для изготовления благовоний, в весеннее время заставляют не отрывать взгляд от своих цветов.
Маслина — символ Земли Обетованной — тоже украшается очаровательными цветками. Оливковую (масличную) ветвь принёс голубь Ною после потопа. Из масличного дерева были сделаны двери в Иерусалимском Храме. А в книге пророка Иеремии Господь называет Израиль «зеленеющей маслиной» (Иер. 11:16).
Даже пророк Исаия удивлялся тому, как безводные пустыни, которые на Святой Земле занимают большую часть, весной в раз превращаются в цветущий сад. Таким садом Земля Обетованная остаётся продолжительную часть года.
«Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это» (Ис. 41:18-20).
Не зря поэтому Храм Соломона был весь украшен распускающимися цветами:
«На кедрах внутри храма были вырезаны [подобия] огурцов и распускающихся цветов» (3 Цар. 6:18).
«И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6:29).
Для Соломона и людей библейских времён, и для нас сегодня весеннее пробуждение природы — символ того чуда воскресения, которого ждёт душа каждого из нас.
Фото автора
http://gorlovka-eparhia.com.ua/tsvety-v-svyashhennom-pisanii/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии