ТСН, Томос и «прогрессивные силы» УПЦ. Кирилл Александров
На днях на канале 1+1 вышел очередной сюжет на тему Томоса. На вопрос: «дадут – не дадут?», участники сюжета дали ответ однозначный и ожидаемый: «дадут!!!».
Не будем столь категоричными, но и не станем спорить с уважаемыми экспертами. Попробуем просто проанализировать сюжет и рассмотреть: кто в нем присутствовал, кто что сказал и какие из всего этого можно сделать выводы.
Надо отдать должное авторам сюжета – они не стали брать интервью у раскольников: представителей УПЦ КП или УАПЦ. Они построили сюжет на мнении симпатиков Томоса, которые, вроде бы как, принадлежат к Украинской Православной Церкви. Личности известные: архимандрит Кирилл (Говорун) и протоиерей Георгий Коваленко. Они много говорили о необратимости процесса предоставления Томоса, о том, что точка невозврата в этом деле пройдена, о том, что в Украине есть запрос на Томос и так далее. Их высказывания будут проанализированы ниже. Но вот одно обстоятельство сразу же бросается в глаза любому человеку, наблюдающему за развитием проекта «Томос».
Кадр из сюжета «ТСН.ТИЖДЕНЬ УЗНАЛА, ДАДУТ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ ТОМОС»
Журналисты встретились с главным куратором Томоса от государства Ростиславом Павленко, в очень недавнем прошлом заместителем Главы Администрации Президента Украины. Взяли интервью у Кирилла (Говоруна) – архимандрита, кандидата богословия, заштатного клирика РПЦ, а в недавнем прошлом Председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви и заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Поговорили с протоиереем Георгием Коваленко, ныне ректором Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости, а в недавнем прошлом главы Информационно-просветительского отдела УПЦ и пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана).
Но не покидает ощущение, что кого-то не хватает в этой компании сторонников Томоса?
Правильно! Выскопреосвященнейшего митрополита Александра (Драбинко)!
Митрополит Александр Драбинко в программе ICTV «Свобода слова»
Единственный архиерей УПЦ, который открыто высказывается в пользу Томоса! Единственный архиерей, который открыто, не боясь, идет против мнения всего остального епископата! К тому же владыка Александр прекрасный оратор и свободно чувствует себя перед камерами. Вот кто мог бы порассказать про Томос много чего интересного и чьи слова имели бы больший вес, чем всех участников сюжета ТСН вместе взятых.
Тем не менее, его не было.
Однако почему? Разве могли авторы сюжета пропустить такого важного и выгодного спикера? Тот факт, что митрополита Александра не было в сюжете, в котором он должен был быть стопроцентно, уже заставляет задуматься. Нет его и среди подписантов Заявления «Сети открытого православия» – еще одной инициативы, призванной продемонстрировать поддержку Томоса в Украинском обществе.
Это красноречивое отсутствие митрополита Александра заставляет как минимум усомниться в том, что перспективы Томоса действительно такие радужные, какими их описывают остальные участники сюжета.
А начинается сюжет про якобы христианскую ЕПЦ с... танков!
Кадр из сюжета «ТСН.ТИЖДЕНЬ УЗНАЛА, ДАДУТ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ ТОМОС»
Показательное начало! Особенно если вспомнить Евангелие и то, как была основана Церковь Господом нашим Иисусом Христом.
Первым спикером сюжета стал директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко. Эту должность он получил после увольнения с поста заместителя Администрации Президента, где он курировал проект Томоса. Кстати, ТСН – молодцы, называют вещи своими именами и признают, что Томос и ЕПЦ – это не церковь и даже не религиозная организация, это – проект!
Вот наглядная альтернатива для граждан Украины: быть членом Церкви Христовой или участником «проекта»? Да и чьего проекта? Проекта Президента, который таким образом пытается повысить свой рейтинг перед выборами?
Кадр из сюжета «ТСН.ТИЖДЕНЬ УЗНАЛА, ДАДУТ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ ТОМОС»
Итак, бывший высокопоставленный чиновник Администрации Президента поведал, что его увольнение никак не связано с провалом кампании по предоставлению Томоса к 1030-летию Крещения Руси, просто так совпало. Что он и сейчас является советником Президента по гуманитарным вопросам и продолжает двигать проект. Хорошо, поверим на слово. Но тот факт, что проектом Томоса занимается не Церковь, а государство, яснее ясного говорит о том, что это проект не религиозный, а политический, и преследует он чисто политические цели, о чем не один десяток раз сказал Гарант Конституции. Кстати, той самой Конституции, в которой черным по белому написано, что Церковь отделена от государства.
Ни Ростислав Павленко, ни архимандрит Кирилл (Говорун) не сказали ничего нового: все идет по плану, задач получить Томос к дате никто не ставил (хотя все знают, что ставил), процесс прошел точку невозврата. Отец Кирилл даже сделал ставку – 80 % на Томос в октябре.
Кадр из сюжета «ТСН.ТИЖДЕНЬ УЗНАЛА, ДАДУТ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ ТОМОС»
А вот протоиерей Георгий Коваленко рассказал про новую инициативу: «В действительности в Украине есть великий запрос среди людей, среди духовенства на получение Томоса, и я не думаю, что Вселенское Православие будет этим пренебрегать».
И отец протоиерей постарался облечь этот «великий запрос» в некую форму. Получилось фейсбучное заявление, открытое для подписания всеми желающими. Желающих, на вечер 28 августа, оказалось 177 человек. Конечно же, «Вселенское Православие» не может пренебречь мнением этих людей. Ведь иначе, как сказал отец Георгий телеканалу 1+1: «мы, как верные украинцы, увидим, что в Церкви действуют какие-то геополитические, политические или другие… А мы хотели бы, чтобы в Церкви действовала любовь, действовала правда, действовала справедливость».
Но вот мнением тех 300 тысяч православных, которые выступают против «проекта Томоса» и подписи которых были переданы в Константинопольскую Патриархию, по мнению отца Георгия Коваленко, «Вселенское Православие» пренебречь может вполне. Как может пренебречь и практически единогласным мнением епископата УПЦ, выраженным в Заявлении от 25 июня 2018 г., в котором говорится: «Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская Православная Церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии. К тому же, эти попытки не вылечат, а только углубят раскол как в украинском Православии, так и в украинском обществе в целом».
Да и само Заявление инициативной группы, организованное о.Георгием Коваленко, выглядит крайне двусмысленно. Например, в его начале говорится: «мы, духовенство и верные Украинской Православной Церкви». А потом оказывается, что «заявление открыто для подписания не только духовенством и верными УПЦ, но и представителями других церквей, как в Украине, так и за ее пределами». Сколько среди 177 подписей принадлежит «представителями других церквей» – неизвестно.
Заявление призвано продемонстрировать «огромный запрос на получение Томоса», но оказывается, что среди подписантов Заявления даже не все разделяют это стремление: «Большинство из нас являются убежденными и последовательными сторонниками автокефалии Православной Церкви в Украине».
Подписанты Заявления декларируют: «Предоставление Томоса про автокефалию Православной Церкви в Украине – это только начало процесса объединения православных украинцев и создания Украинской Церкви».
Кому, как не бывшему пресс-секретарю Предстоятеля УПЦ, не знать, что позиция «Вселенского Православия», к которому он аппелирует, заключается как раз в прямо противоположном: автокефалия должна завершить процесс объединения православных украинцев, под которым подразумевается возвращение людей из раскола в лоно Церкви.
Особо хочется остановиться на том, какую характеристику дает о.Георгий той Церкви, от имени которой все еще выступает. Оказывается, по словам бывшего спикера УПЦ, сейчас в этой Церкви «нет любви и уважения друг ко другу, но есть мы (инициативная группа, – ред.), которые этого хотим». Другими словами, ни Блаженнейший Онуфрий, ни кто другой, а именно «члены инициативной группы» во главе с протоиереем Георгием Коваленко являяются в УПЦ воплощением самых высоких христианских достоинств.
Еще одна характеристика УПЦ, которую можно почерпнуть из Заявления: «Для того, чтобы избавиться от имперских, тоталитарных и советских наслоений в нашей церковной и общественной жизни, нам нужен не только Томос…». Да, для этого нужен не только Томос, для этого нужна очень богатая фантазия, потому что никаких «имперских, тоталитарных и советских наслоений в нашей церковной (если говорить об УПЦ, – ред.) жизни» не существует. Пусть хоть кто-нибудь покажет, где в жизни УПЦ существуют эти самые «тоталитарные и имперские наслоения». А вот проект Томоса – это действительно пример повторения политики большевиков в 20-х годах прошлого столетия. Коммунисты точно так же, как сегодня украинские власти, пытались продвинуть проект «Живой церкви». Теми же самыми методами и тоже с помощью Константинополя.
Заканчивается Заявление словами: «Мы верим в то, что возможно единство в разнообразии, так как нас объединяет любовь к Небесному Богу-Отцу и земной матери-Украине и жертвенное служение ближнему».
Любой человек, хоть мало-мальски знакомый с православием, просто не может не ужаснуться от этой фразы: «… нас объединяет любовь к Небесному Богу-Отцу и земной матери-Украине».
В православии Бог – это всегда Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Именно это понимание Бога отличает христианство от всех других религий. Что касается матери, то так именуется или Пресвятая Богородица («Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27)), или Церковь («Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (свт. Киприан Карфагенский)), но никак не «мать-Украина». А то, что заявляет протоиерей Георгий, больше похоже на язычество. Вот цитата из книги Э.Н. Темкина Мифы Древней Индии: «В пантеоне древних ариев, видимо, уже очень рано выделился, как и в античной мифологии, образ бога-отца <…> У греков это Зевс, у ариев – Дьяус, бог неба и небесного света. <…> Дьяус воспевается в нескольких ранних гимнах «Ригведы» вместе с Притхиви, богиней земли. Дьяус и Притхиви, Небо и Земля, рассматриваются в этих гимнах как всеобщие родители, родители всего живого, - идея, восходящая к древнейшим мифологическим представлениям человечества».
Удивительно, как 177 человек, считающих себя православными, могли подписаться под подобным Заявлением. Еще более удивляет то, что свои имена они поставили после имени протоиерея Георгия Коваленко, который более года тому назад на съемках программы «Тайный код веры» публично снял с себя святой крест и священнические одежды и, заявив, что «Бог не говорит устами «пыхатых» богословов», ушел искать истину вне Церкви.
Кадр из передачи «Тайный код веры»
Но отец Георгий не может не знать, что Православная Церковь назвала богословами только трех людей за всю свою историю: святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого Григория Богослова и святого Симеона Нового Богослова. Как мог себе позволить протоиерей Георгий Коваленко назвать их словом, приведенным выше, – вне человеческого понимания.
Нет никаких сомнений в том, что и о.Георгий Коваленко, и другие подписанты Заявления, которое пропагандируется в сюжете ТСН, – образованные и интеллектуальные священники. Однако действуют ли они своей инициативой на благо своей Церкви, которая сейчас находится под жестким давлением властей и политики? Похоже, что пока они больше озабочены своим личным пиаром. И это не может не вызывать сожаления.
http://spzh.news/ru/zashhita-very/55635-tsn-razoblachajut-tomos
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии