Церковный сепаратизм: от Липковского до Денисенко. Игорь Круглов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Церковный сепаратизм: от Липковского до Денисенко

Захваты храмов и имущества Украинской Православной Церкви, избиения и преследование ее священников и прихожан – эти преступления являются продолжением 100-летней религиозной войны против канонического Православия. Церковного сепаратизма, начало которому положили раскольники при поддержке Советской власти на гребне революции 1917 г. и гражданской войны.

Речь пойдет об УАПЦ, созданной по «благословению» атеистической власти большевиков почти сто лет назад.

Именно большевики и их карательный орган – ВЧК-ГПУ – дали карт-бланш на государственную легализацию УАПЦ. Преследуя единственную цель – подрыв истинной Церкви Христовой и Православия.


ЛИПКОВСКИЙ, «БРАТСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ» И ВПЦР


Временем зарождения УАПЦ можно считать первые месяцы 1917 года, когда в результате революции в ряде южнорусских епархий возникло движение за отделение от центральной власти и от Русской Церкви. 

Одно из последствий – всплеск крайнего национализма на осколках империи. Он возник не только по причине обиды наций, посчитавших себя ущемленными по результатам Первой мировой войны. Глубинная суть видится в отходе от евангельских истин: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (К Галатам, 3, стих 28). 

Национализм тогда затронул часть духовенства и привел, к сожалению, ко многим расколам. После крушения самодержавия начались активные попытки создания раскольнических групп всех видов и направлений.

В борьбе за национальную украинскую церковь активно выделялся некто Василий Липковский. Забегая вперед, скажем, что ему, бывшему протоиерею и директору киевской епархиальной школы, при царской власти уволенному за ревностное украинофильство, с подачи большевиков довелось стать первым «митрополитом Киевским и всея Руси» от УАПЦ.

Весной 1917 г. Липкивский вместе с единомышленниками организовал кружок «Братство воскресения Христа», который может считаться прообразом будущей УАПЦ. 

Позднее, в ноябре 1917 года, первые автокефалы (в народе их прозвали «самосвятами») организовали комитет по созыву Всеукраинского церковного собора, который затем переименовали во «Всеукраинский православный церковный совет» (ВПЦР) и объявили высшим церковным органом на Украине. Так, по сути, они включились в религиозную войну против канонического Православия.

Активно поддерживал деятельность раскольников и сектантов Владимир Ленин. Понимая, как они важны для антицерковной войны, еще на II съезде РСДРП в 1903 г. он предложил издавать для них специальную газету. Таким образом, еще задолго до революции цели большевиков и украинских националистов-автокефалистов совпадали.

Созданная после Февраля Центральная рада (март 1917 - апрель 1918) принялась поощрять автокефалистов. При ней возникла «Украинская церковная рада», задачей которой была подготовка раскола.

Читайте такжеИстоки украинского автокефального движения

Именно в это время было совершено злодейское убийство главы канонической Православной Церкви в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского), позднее прославленного в чине священномученика.

9 декабря 1917 года к митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому), который в сложнейших условиях руководил тогда нашей канонической Церковью, явилась комиссия от Центральной Рады с ультимативным требованием выехать из Киева. В состав делегации входили единомышленники Василия Липкивского – председатель «Украинской церковной рады» Маричев, депутат Шараивский и др.

Ответ будущего священномученика был таков: «Я никого и ничего не боюсь. Во всякое время я готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы не дать врагам посмеяться над нею. Я готов страдать до конца, чтобы сохранить Православие в России, там, где оно началось …»

Затем, подойдя к одному из явившихся и указывая на его сердце, владыка добавил: «А знаете ли Вы, что первый революционер был дьявол, а вы делаете революцию в Церкви Христовой?» – и горько заплакал. 

25 января 1918 года митрополит Владимир был расстрелян за оградой Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. 

Епископы не участвовали в составе упомянутой «Церковной рады». Лишь несколько иереев, которые надеялись создать себе карьеру в новой украинской секте, вошли в состав его участников. Их и возглавил Василий Липковский.


ДЕТИЩЕ НАЦИОНАЛИСТОВ И БОЛЬШЕВИКОВ


Большевики, нуждавшиеся в укреплении своей власти, решили пойти на временный союз с раскольниками.

Так же, как на фронте Гражданской войны, они пошли на временный союз с Нестором Махно.

«Церковь разваливается (каноническая – И. К.), этому надо помочь, но никоим образом не возрождать в обновленной форме. Церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой. Лавировать может только ВЧК для единственной цели – разложения попов. Официальные или полуофициальные отношения партии с попами недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не на религию». Феликс Дзержинский, председатель «Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем» (9 апр. 1921 г., письмо к М. Лацису). 

Раскольники, как и сектанты, интересовали большевиков с точки зрения подрыва религиозных и нравственных устоев населения бывшей Малороссии. Их задачей было разрушить единство Русской Православной Церкви, а заодно – выявить и взять на учет ВЧК-ГПУ «национал-буржуазный элемент», возникший при Раде и Директории, который потянулся за самосвятами.

«Коммунизм и религия взаимно исключаются… религию разрушить не сможет никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК». Мартин Лацис (Ян Судрабс), глава Киевской ЧК ( один из самых кровавых карателей за всю историю Советской власти; из письма А. Луначарского к Ленину)

Поэтому все последующие действия самосвятов происходили под управлением и контролем советских спецслужб.


НЕПРИЗНАНИЕ И САМОСВЯТСТВО


В 1921 году «Всеукраинская православная церковная рада» активно выступает за украинизацию общин и отказ от церковнославянского языка богослужений. 

Она получает в свое управление храмы, отбираемые Советской властью у православных. Ей передается даже Софийский Собор – одна из главных святынь нашего народа.

На этом остановимся подробнее.

Ленинский «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» гласил: «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

Именно данный пункт и стал юридической лазейкой и инструментом для того, чтобы Советы, с выгодой для себя, могли манипулировать деятельностью религиозных общин.

В восторг от декрета пришли разномастные протестанты, сектанты и раскольники. Сектанты так резво кинулись помогать безбожному правительству в борьбе с каноническим Православием, что Ленин после революции своим декретом даже освободил их от воинской службы.

(Если уж сектанты были в таком фаворе у большевиков, то не удивительно, что теми был дан карт-бланш на создание «национальной украинской церкви»).

Для них наступили золотые деньки, длившиеся целых 12 лет, до той поры, когда большевики решили, что своих целей по подрыву Православия достигли и игры в «свободу совести» можно прекратить. 

Но поначалу у липковцев были самые радужные надежды. Особо их радовало, что большевики негласно позволили им завладеть великими православными святынями и храмами. Автокефалы при советской власти начали кампанию за создание украинских парафий и их законную регистрацию. Такую возможность открывал перед ними упомянутый декрет и принятый на его основе украинский закон. Этот закон был, с одной стороны, направлен против Церкви, потому что государство забирало храмы и все церковное имущество и могло закрывать нежелательные для себя общины, грабить церковные ценности. Но с другой стороны, власть отдавала храмы в пользование общинам, которые были для нее полезны.

«По особым постановлениям местной или центральной государственной власти» автокефалы захватили много храмов по всей Украине. Среди них – величайшая православная святыня – собор св. Софии, Никольский военный собор и до полутора тысяч других приходов.

Вследствие чего в октябре 1921 г. и состоялся «Первый всеукраинский собор», который провозгласил «советизацию Православной Церкви». На нем было объявлено о создании УАПЦ. Советская власть профинансировала этот псевдо-собор в тот период, когда Украина была охвачена голодом, разрухой, эпидемиями. 

10 (23) октября, с одобрения и под контролем ГПУ, в Софийском соборе отколовшиеся пресвитеры совершили кощунственную «хиротонию» запрещенного в служении женатого протоиерея Василия Липковского в сан «митрополита».

«Этот псевдособор провозгласил образование «Украинской автономной Православной Церкви». Руководитель сепаратистов, к тому времени отлученный протоиерей, Василий Липковский был избран участниками «собора» во епископа новой «церкви». «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам… Сама «хиротония» была исполнена отлученными пресвитерами и мирянами с возложением на Липковского мощей (руки) священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами». (Пимен, Патриарх Московский и всея Руси)

Никто из православных епископов мира не признал «автокефалию» Липкивского и не дал согласия на его «митрополитство».

Это и есть подтверждение тому, что фактически УАПЦ создавалась большевиками для атаки на каноническое Православие. И состав ее участников, и их моральный облик вполне, как говорится, соответствовали «революционной массе». 

Об этом свидетельствовали даже ее основатели: «УАПЦ не успела еще достичь настоящей всена¬родной самостоятельности, а лишь радоправия, поэтому и епископы УАПЦ, в своем большинстве, не были настоящими избранниками церкви, а случайными для нее личностями», – сожалел Василий Липкивский . 

Ему вторил соратник, глава «ок¬ружного церковного совета» А. Баранько: «УАПЦ, вся разъединенная, сидит в своих углах, и, когда живет общей церковной жизнью, то эта общность случайна, недолговременна. Это соборные служения в дни храмовых праздников. Но эта общность духовной силы не имеет, потому что дух забивается водкой, а единство заканчивается часто руганью».

Святейший же Патриарх Тихон в те годы являл образ подлинно христианского смирения и любви к ближним, даже оступившимся и предавшим. Он говорил:

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» М.В. Вострышева «Патриарх Тихон» / Изд. 3, дополненное. М.: «Молодая Гвардия», 2004

После его смерти в 1925 году был арестован и отправлен в концлагерь местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр. Позже он был расстрелян. К 1927 г. 117 епископов, тысячи священников и мирян канонической Православной Церкви были арестованы и также расстреляны. 

Вина духовных провокаторов от УАПЦ в этой трагедии неоспорима.

Судьба же самого Василия Липкивского, как и многих других членов УАПЦ, трагична. «Всеукраинский Церковный Собор» от 1927 года проголосовал за лишение его звания «митрополита».

Долгое время он находился под постоянным наблюдением ГПУ-НКВД, арестовывался, а в 1937 году разделил судьбу многих священников, репрессированных по его вине, и был приговорен к расстрелу. 

Сама же УАПЦ после отстранения Липкивского несколько лет находилась под фактически полным контролем советских спецслужб. В 1930 году она объявила о самороспуске на «Чрезвычайном церковном соборе», созванном по требованию ГПУ. Он утвердил постановление о том, что УАПЦ – «явная антисоветская контрреволюционная организация». 

Ликвидация УАПЦ в СССР была завершена в 1935-37 гг., когда арестовали последних ее служителей. 


НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ


В Украине автокефалы легилизовались на излете горбачевской «перестройки», в 1989 году. Нужно сказать, тогдашний экзарх Украины Филарет – впоследствии раскольник – всячески противился возрождению УАПЦ. Тем не менее, на «поместном Соборе» 1990 года в Киеве был принят новый Устав УАПЦ, а Скрипник объявлен «патриархом Киевским и всея Украины».

Читайте также: Кем был первый "патриарх" УПЦ КП

Интересно, что в начале 1990-х гг., так и не став Патриархом Московским и всея Руси, тот же самый Филарет (Михаил Денисенко) попробовал с группой сторонников примкнуть к УАПЦ, против которой выступал еще несколько лет назад. 

Была достигнута договоренность с ее представителями о проведении «Объединительного собора двух церквей». Согласно проекту решения «собора», УПЦ и УАПЦ ликвидировались, а вся их собственность и деньги переходили к новой структуре под названием «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата». Поначалу руководителем ее заявили 94-летнего Мстислава (Скрипника), а заместителем — «Филарета» (Денисенко). Однако фактически последний стал претендовать на единовластие, что впоследствии и привело к его разрыву с самосвятами.

Деятельность Денисенко на посту шефа самосвятов «Киевского патриархата» общеизвестна. Именно на нем, бывшем экзархе и агенте КГБ по кличке «Антонов», лежит львиная доля ответственности за все злодеяния против канонической Украинской Православной Церкви, ее священников и паствы. В частности, за захваты храмов и церковной собственности, избиения и преследование верующих. По сути – за преступления против Христа.

В этом исторически едины и «филаретовцы», и самосвяты, то и дело то вступающие в различные партнерские взаимоотношения, а потом ссорящиеся на почве собственной алчности и гордыни. Они – самые натуральные духовные сепаратисты, чьи плоды видны любому адекватному человеку. Общий государственный кризис углубляется с каждым днем. В неверие и отчаяние впадает все больше украинцев, и не только из-за кризиса. Не потому ли, что приходит осознание факта: отступление от христианских ценностей приводит к весьма неприятным последствиям во всех сферах общественной жизни? И в экономике, и в политике, и в культуре. А главное – в душе человека, которую не могут спасти ни самосвяты – раскольники, присвоившие чужие святыни, ни прочие «слепые – вожди слепых». 

Ведь Бог, как известно, поругаем не бывает.

http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/tserkovnyy-separatizm-ot-...