ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ясность в систему церковных праздников вносит иеромонах Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДА. 

– Отче, существует два годовых круга праздников: Месяцеслов и Триодь (Триодный цикл). Охарактеризуйте, пожалуйста, каждый из этих кругов.

– Да, действительно, в Православной Церкви существует два цикла Месяцеслова и Триоди. Это связано с тем, что одни праздники являются подвижными и отмечаются по лунному календарю, а другие – неподвижными и соотносятся с солнечным календарем.

Центром подвижных праздников является Пасха. Она определяет сроки всех других праздников: за 11 недель до Светлого воскресенья начинается Постная Триодь, в которую входит период подготовительных недель, Великого поста и Страстной седмицы. Цветная Триодь начинается на Пасху и длится на протяжении 9 недель.

Месяцеслов содержит непереходящие праздники и начинается, согласно Типикону, 1 сентября по старому стилю. Богослужение Месяцеслова совершается по книге Минея месячная.

– Что нам говорит Типикон о великих праздниках Месяцеслова? Какие праздники можно отнести к великим?

– В Месяцеслове мы находим 9 двунадесятых праздников (Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Богородицы, Преображение Господне, Успение Богородицы), 5 великих (Покров Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи).

– Какой первый, а какой последний великий праздник в церковном кругу?

– Центральным праздником в церковном году, безусловно, является Пасха. Святитель Григорий Богослов говорит, что Светлое Воскресенье настолько выше других праздников, насколько солнце светит ярче звезд. Понятия последнего, заключительного или самого маленького праздника в православии нет.

– Что такое предпразднство и попразднство?

– Двунадесятые и некоторые великие праздники имеют периоды предпразднства и попразднства. Их цель – сначала духовно и богослужебно подготовить христианина к празднику, а потом дать ему возможность на протяжении нескольких дней самостоятельно осмыслить важность празднуемого события. Для каждого праздника эти периоды имеют определенное количество дней. Самое длинное попразднство у Пасхи. Оно длится 39 дней, на протяжении которых поются пасхальные песнопения за богослужением.

– Какие еще существуют типы праздников?

– Помимо вышеуказанных праздников в Церкви есть каждодневные почтения памяти святых. Днем памяти является день кончины праведника. В зависимости от почитания народом святого богослужение может быть высшего знака или низшего (согласно Уставу Православной Церкви, существует 5 типов богослужений: всенощное бдение двунадесятых и великих праздников, всенощное бдение дней памяти святых, полиелей, славословие, шестеричная служба и рядовая или без знака).

– Курс, предмет которого изучение системы праздников, называется литургика. Что означает это слово?

– Литургика – это наука о богослужении Православной Церкви. Слово, производное от «литургия» (от греч. «общее дело»), поскольку именно литургия является центром всего христианского богослужения. А наука, занимающаяся изучением праздников, именуется эортологией.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/cerkovnye-prazdniki-kakie-schitayutsya-velik...