Церковные каноны: когда новое не отменяет старого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Если каноны соборно принимаются в определенных исторических условиях по конкретным поводам, почему, когда условия меняются, эти каноны не отменяются? Например, сразу несколько канонов, принятых на Трулльском соборе, запрещает христианам посещать театр, но все же ходят. Получается, мы нарушаем каноны Церкви и даже ничего не знаем об этом? Отвечает иерей Дмитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ:


– Православная церковь всегда была консервативна в отношении своего права. Она старается хранить уже принятые предписания, а если что-то необходимо изменить, принимает новые, не отменяя старых. Причем в процессе поновления церковного права, помимо централизованного законотворчества, важную роль играет долговременный и широко распространившийся обычай, например, в Русской Церкви — обычай исповеди перед каждым причастием (такого канонического предписания мы не находим).

Есть нормы, которые теряют актуальность в связи с исчезновением определенных общественных или внутрицерковных отношений, таких например, как рабство, безусловная власть отца над домочадцами, или существовавший в Древней Церкви институт диаконис.
Обстоятельства церковной жизни меняются, однако каноны, утратившие свою актуальность, сохраняют юридическую силу, — такова особенность православного церковного права. Правопорядок обновляется путем непрерывной интерпретации древнего права: древние каноны являются своеобразной непреходящей «системой начальных нормативных координат», в рамках которой осуществляется правотворчество. Некоторым нормам мы следуем в полной мере, иные используем с определенными ограничениями, а в каких-то случаях извлекаем из древнего канона только правовой принцип, заложенный в его основание.


Святая мученица Поплия (Публия) исповедница, диаконисса Антиохийская

В этом отношении развитие церковного права напоминает классическую эпоху римского права (I-III вв). Правовая система развивалась ученейшими римскими юристами через «истолкование древнего права», создавая из уже давно отживших старых норм, с привлечением обычая, совершенно новые нормы, соответствующие запросам гражданского оборота. Сходным образом в сфере церковного права трудились талантливые поздневизантийские канонисты (Зонара, Вальсамон, Властарь и другие).

Бывает, что каноны, накопившиеся за длительный период правотворчества в большом количестве вступают в прямое противоречие (наша Книга Правил содержит более семи сот древних канонов). Для разрешения канонических коллизий в поздней Византии был выработан ряд юридических приемов: например, более поздняя норма упраздняет раннюю. Так, в начале IV века на Неокесарийском Соборе была постановлено, что в одной епархии может быть не более 7 диаконов (канон 15). В конце VII века на эта норма, основанная на неправильном толковании Книги Деяний, была отменена — диаконов в епархии может быть столько, сколько нужно (Трулльский Собор, канон 16). Тем не менее, старая норма продолжает воспроизводиться в официальных канонических сборниках, в силу консерватизма церковного порядка.

Вас интересует запрет посещать театральные зрелища не только клирикам (Трулльский Собор, канон 24), но и мирянам (канон 51). Для правильного понимания этих канонов следует знать, что вплоть до конца 7-го в. всякого рода «зрелища» были все еще сильно пропитаны духом языческой вульгарной распущенности. Всенародные гуляния, в рамках которых давались такие представления, были обставлены разнообразными суеверными обрядами (с которыми, кстати, законодательно боролся тот же Трулльский Собор). Тот же «историко-юридический» метод поможет понять и смысл запрета клирикам слишком долго засиживаться на свадьбах, требование уходить поскорее «при появлении игр, служащих к обольщению) (тот же канон 24). Дело в том, что свадебный пир редко обходился без шутов, актрис, вольных языческих плясок, неприличных острот и намеков, которыми осыпали новобрачных. Разумеется, такой «градус» свадебного веселья делал невозможным дальнейшее присутствие местного епископа или батюшки.

Поэтому с этими канонами дело обстоит сегодня даже проще, чем поставленный Вами главный вопрос о мере применимости древних правил. В наше время опять уже никто не даст нам гарантии, что мы уйдем со спектакля с духовной пользой, а не со смущенным духом и блудливым «послевкусием». Поэтому строгий канон, потеряв свою общеобязательную силу (никому не придет ныне в голову отлучать за посещение «Современника», «Табакерки» или любого другого театра), призывает христиан к бдительности: памятуя о «канонической строгости», мы постараемся заранее изучить критические отзывы на интересующую нас постановку. То же самое можно сказать и о современной «казенной» свадьбе с записным профессионалом — тамадой, шаблонными шутками – играми – плясками. Когда дело дойдет до плясок, батюшка с облегчением вспомнит замечательный канон тысячелетней давности, и, сославшись на него, с чистой совестью вернется в круг своей семьи или тихую келью.

Значит, эти каноны сохраняют свою актуальность и поныне, если не в части своей строгой санкции, то в основной, нормативной своей части.

Читайте также:
Почему каноны в Церкви не стареют
Архиерейский Собор: Первые итоги/a>

Подготовил Сергей Камышников

http://www.nsad.ru/articles/cerkovnye-kanony-kogda-novoe-ne-otmenyaet-starogo