Церковное сопротивление в СССР. Иосифлянское движение (ПРОДОЛЖЕНИЕ).М. В. Шкаровский
А. Клибанов, З. Никольская и Л. Митрохин сделали свои выводы только на материале одного своеобразного локального региона и поэтому в них вкрались ошибки. Дело в том, что в Центральном Черноземье в конце 1920-х - 1930-х гг. среди «истинно-православных» полностью доминировали иосифляне-»буевцы». Группы же ИПХ в тот период были немногочисленны и имели очень ограниченное количество священнослужителей. Когда же в 1940-е гг. начался значительный рост этих групп, в том числе и за счет бывших «буевцев», то у части советских исследователей сложилось неверное представление, что родилось новое движение. В других регионах - например, на Урале, в Башкирии, где влияние иосифлян почти не ощущалось, и большая часть катакомбного духовенства еще в 1930-е гг. принадлежала к ИПХ, существовала другая ситуация. На материале большинства республик и областей СССР сделать вывод о рождении в период Великой Отечественной войны «внецерковного православного движения» было бы невозможно. О действовавших с 1918 г. катакомбниках или «истинно-православных христианах» (термин, введенный архиеп. Андреем (Ухтомским)) и их непростых отношениях со сторонником митр. Иосифа будет рассказано в следующей главе.
Те иосифлянские общины, которые после окончания войны окончательно влились в Катакомбную Церковь, существовавшую уже более двух десятилетий, постепенно все больше теряли свою обособленность. Все былые разногласия со временем сглаживались, исчезали. Еще в 1937 г. был расстрелян в Магнитогорской тюрьме Патриарший Местоблюститель митр.Петр (Полянский) и вопрос о признании его главой Церкви стал абстрактным. Ушли из жизни в 1930-е гг. основные руководители иосифлян. Легальная деятельность стала полностью невозможной и соответственно ужесточилась позиция последователей ИПЦ по отношению к выполнению государственных законов, к Московской Патриархии, храмы которой стали называться «капищами антихриста». Хотя бывшие иосифляне никогда не доходили до таких крайностей, как значительная часть ИПХ: «молчальничество», принятие обета безбрачия, отказ от употребления в пищу еды, изготовленной после 1959 г. и т.п.
Таким образом, хронологическими рамками иосифлянства являются 1927 -середина 1940-х гг., в то время как Катакомбная Церковь смогла просуществовать до наших дней и получила в последние годы возможность легализовать свою деятельность.
Примечания
1. Иосиф (Петровых Иван Семенович, 1872-1937) - митрополит. Род. в г.Устюжна Новгородской губ., окончил Устюженское ДУ и Новгородскую ДС; после окончания Московской ДА (1899) оставлен профессорским стипендиатом при Академии. Пострижен в монашество (26.08.1901), рукоположен во иеродиакона (30.09.1901), во иеромонаха (14.10.1901); магистр богословия и доцент (с 02.1903), экстраординарный профессор и инспектор Московской ДА (с 09.12.1903). Возведен в сан архим. (18.01.1904), назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии (06.1906). Хиротонисан во еп. Угличского вик. Ярославской епархии (15.03.1909), позднее возведен в сан архиепископа. Архиепископ Ростовский вик. Ярославской епархии (1920-1921); временно управлял Новгородской и Старорусской епархиями (1920-1925). Назначен митр. Ленинградским (08.1926), служил в Ленинграде лишь три дня, затем жил в Ростове, управлял епархией через викариев. В 11.1926 вступил в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 12.1926 арестован в Ростове, сослан в Никольский Моденский монастырь Новгородской губ., в 09.1927 освобожден, вернулся в Ростов. Митр. Сергием назначен митр. Одесским (17.09.1927), назначение не принял, продолжал руководить Ленинградской епархией из Ростова. Вместе с митр. Ярославским Агафангелом (Преображенским) и его викариями подписал акт отхода от митр. Сергия и его Синода (06.02.1928). Арестован 29.02.1928 и вновь сослан в Моденский монастырь. Вновь арестован в 12.09.1930 и сослан в г.Чимкент (Казахстан), служил тайно. Арестован в Алма-Ате 22.09.1937. Расстрелян 20.11.1937.
2. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945, с.136-137.
3. Иоанн (Снычев), митрополит. Расколы // Христианское чтение, 1991, N6, с.23.
4. Там же, с.27.
5. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области (Архив УФСБ РФ МО), ф.архивно-следственных дел, д.28850.
6. Центральный государственный архив общественных организаций Украины, ф.263, оп.1, д.65744.
7. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола русской православной церкви, с.335.
8. ЦГА СПб, ф.7384, оп.33, д.321, л.90.
9. Там же, лл.100-101.
10. Там же, л.147.
11. Цит. по: Иоанн (Снычев), архимандрит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия - «Григорианский», «Ярославский», «Иосифлянский», «Викторианский» и другие. Их особенность и история. Куйбышев, 1966. Рукопись, с.5.
12. Мещерский Н.А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною..., с.10.
13. Иоанн (Снычев), архимандрит. Указ.соч., с.238.
14. Его же. Расколы, с.35.
15. Центр документации новейшей истории Воронежской области (ЦДНИ ВО), ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.1, лл.2-3.
16. Там же, т.5, л.649.
17. Регельсон Л. Указ.соч., с.168-169.
18. Иоанн (Снычев), митрополит. Расколы, с.36.
19. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.4, л.458.
20. Там же, л.631.
21. Письмо Д.С. Лихачева дочерям о.Феодора Андреева Анне и Марии от 16 сентября 1992 г.
22. Польский М. Указ.соч., т.2, с.135,137.
23. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.1, л.16.
24. Там же, т.4, л.449.
25. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917-1943, с.584-585.
26. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.1, л.4.
27. Архив УФСБ РФ МО, ф.арх.-след.дел, д.28850, лл.11-12.
28. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-24705, т.4, л.460.
29. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Архив УФСБ РФ СПб), ф.арх.-след. дел, дд.П-28774, П-42182, П-66675.
30. ЦГА СПб, ф.4914, оп.3, д.2, лл.50,200,206,210.
31. Архив УФСБ РФ СПб, ф.арх.-след.дел, д.П-78806.
32. Там же.
33. ЦГА СПб, ф.1000, оп.50, д.29, лл.18,20.
34. Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941, с.222; Мещерский Н.А. Указ.соч., с.102-106.
35. ЦГА СПб, ф.7384, оп.2, д.20, л.5.
36. Там же, оп.33, д.114, лл.98,129.
37. Там же, д.112, лл.2-3,5-34.
38. Там же, д.114, л.208.
39. Андреев И.М. Заметки о Катакомбной церкви в СССР // Русская жизнь, 1948, 20 февраля.
40. Польский М. Указ.соч., т.2, с.4.
41. Комсомольская правда, 1937, 15 сентября.
42. Справка УФСБ РФ по Тверской области N10/1058 от 15 июля 1994 г.; Польский М. Указ.соч., т.2, с.1; Andryev I. Russia's Catacomb Saints, p.117-119; Хрусталев М.Ю., Гусев О.А. Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских // Устюжна: Историко-литературный альманах. Вып.2. Вологда: Русь, 1993, с.151; Московский церковный вестник, 1993, N4, с.5; Справка Комитета национальной безопасности Республики Казахстан N11/1-762 от 15 сентября 1994 г.
43. Имяславие - религиозное движение в Русской церкви, возникшее в 1910-1912 гг. в православных монастырях на Афоне (Греция). Имяславцы считали, что человек в силу своей греховности может славить в молитвах не самого Бога, а лишь его имя, требовали с благоговением относиться ко всему, что составляет христианский культ. В 1912-1913 гг. движение монахов было подавлено, их отлучили от Церкви. После Октябрьской революции получило распространение во многих районах страны, участники его выражали в основном монархические, антисоветские взгляды. Имяславцы не являлись сектантами и несмотря на отлучение, в 1920-е гг. принимались Патриаршей Церковью даже без покаяния. С 1927 г. подавляющее число имяславцев стало активными участниками иосифлянского движения.
44. РЦХИДНИ, ф.17, оп.125, д.44, л.80.
45. ЦГА СПб, ф.7384, оп.33, д.126, л.184.
46. Там же, лл.214-215.
47. Там же, д.76, л.187.
48. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), Ф.24, оп.2-б, д.1323, л.83.
49. Там же, л.87.
50. Судьба российского священника // Православная Русь (Джорданвилль), 1995, N14, с.8-9.
51. ГАРФ, ф.6991, оп.1, д.130, л.480.
52. Иоанниты - группа почитателей Св. о.Иоанна Кронштадтского (канонизированного Московской Патриархией только в 1990 г.), доходивших до его обожествления. Патриаршая Церковь порицала их поведение. Иоанниты не приняли советской власти и с 1927 г. влились в иосифлянское движение. Некоторые архиереи иосифляне рукополагали иоаннитов-мирян в священнический сан.
53. Суглобов Г.А. Союз креста и меча. М.: Воениздат, 1969, с.91.
54. ЦГА СПб, ф.9324, оп.2, д.37, лл.85-86.
55. Справка УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N34/3-2127 от 6 сентября 1944 г.
56. Клибанов А.И. Конкретные исследования современных религиозных верований (Методика, организация, результаты). М.: Мысль, 1967, с.13.
57. Митрохин Л.Н. Реакционная идеология «истинно православной церкви» на Тамбовщине, с.154.
58. Там же, с.155.
59. Там же, с.155-162; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, с.189.
60. Никольская З.А. К характеристике течения истинно православных христиан, с.167.
61. Демьянов А.И. Истинно православное христианство, с.31; Его же. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ), с.99.
62. ЦДНИ ВО, ф.9323, оп.2, д.П-25437, т.1, л.35.
63. Маргарита (Чеботарева), монахиня. Катакомбные исповедники // Возвращение, 1993, N2, с.26.
64. Там же, с.26.
65. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Андреев и сыновья, 1994, с.278; Амвросий (Сиверс), епископ. Истоки и связи Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1922-1992 гг.), с.27-28.
66. Юдин Н.И. Правда о петербургских «святынях», с.118-119.
67. ЦХСД, ф.5, оп.33, д.190, лл.32-33,36.
68. Демьянов А.И. Истинно православное христианство, с.13-14; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке, с.314.
69. Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917-1922 гг., с.273.
70. Демьянов А.И. Указ.соч., с.70; Его же. Критика идеологии истинно православного христианства, с.15.
71. Клибанов А.И. Современное сектантство в Тамбовской области, с.95.
72. См.: Никольская З.А. Указ.соч.; Митрохин Л.Н. Указ.соч.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии