Церковное новолетие

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В картинках

14 сентября начался новый церковный год. Какова история дня новолетия в России? Павел Флоренский как-то подметил: «Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие». Эту мысль иллюстрирует и русская традиция встречи Нового года.

 

 

1 января 45 г. до Р. Х. Римская империя по воле Юлия Цезаря перешла с лунного календаря на солнечный. А в 312 году византийский император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года с 1 сентября. В VI веке эта традиция вошла в жизнь Церкви.

 

 

На Руси даже после принятия христианства в народе долго встречали Новый год в разные дни, близкие к весеннему равноденствию. В честь богов устраивали пиры, закалывали быков, козлов, варили пиво. Церковь не могла смириться с такими пирами в дни Великого поста. Но языческая традиция была настолько сильна, что праздник все равно остался хотя и переместился в канун поста, превратившись в Масленицу.

 

 

На Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. Но в конце XV века он начал вызывать все больше неудобств. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г.

 

 

Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно, следуя византийской традиции, перенес начало года с марта на 1 сентября. К тому же в августе-сентябре собирали урожай, и казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи. Так произошел окончательный разрыв Руси с лунным календарем.

 

 

Но победить язычество в народном сознании так и не удалось. И в деревнях еще долго на Святки колядовать ходили под видом «сеятелей», бросали в Красный угол горсть зерна и желали хозяевам здоровья и урожая, а те в благодарность должны были угостить засевальщиков. Даже когда Петр I перенес общероссийское празднование гражданского Нового года на зиму, зерно осталось атрибутом праздника.

 

 

В 1918 году Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, и в декабре 1918 года было на

13 дней меньше. Но в разгар Гражданской войны это мало кто заметил. А церковный новый год с тех пор
стал приходиться на 14 сентября по н. ст.

Рисунки Екатерины Гавриловой

http://foma.ru/czerkovnoe-novoletie.html