Церковная химера. Священник Дмитрий Шишкин
Петр Порошенко, в верности которого Православию ещё недавно заверяли нас «знающие люди», от имени руководства Украины обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить Украинской Церкви статус автокефалии. Воистину, когда Бог хочет наказать человека, Он предаёт его «превратному уму». Во-первых предоставить митрополии статус автокефалии может только «Матерь-Церковь», то есть в данном случае Московский патриархат, да и то ещё в согласии с другими Поместными Церквями. Во-вторых, насколько я знаю, Церковь на Украине отделена от государства и такое обращение прямо противоречии конституции. Это как если бы митрополит Онуфрий обратился к В.В. Путину с просьбой принять Украину в состав Российской Федерации. Уровень нелепости вполне сопоставимый с той только разницей, что митрополиту и в голову не придет совершать такие поступки, в то время как руководство Украины идет на грубое попрание законов собственной страны и вмешивается в дела Церкви. Но украинским националистам у власти настолько не терпится обрести «свою церковь», что они готовы идти любыми путями, лишь бы достичь желаемого.
Пользуясь случаем, хочется несколько слов сказать о самом этом желании обретения автокефалии, откуда оно берется и чем питается.
Многие знают фразу Бжезинского: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие». Но не многие, я думаю, понимают почему именно это так. Потому что дух мамоны, которым живет и которому служит Запад - противен Духу Христову, которым живёт Православная Церковь. И мы видим непримиримое противоречие двух мировоззрений и порождаемых ими культур и идеалов. А почему именно о Русской Церкви идет речь? По двум причинам. Первая - именно Русская Церковь, одна из немногих, до последнего времени противилась влиянию экуменизма (этого религиозного аналога глобализма), а во-вторых - наша Церковь служит залогом духовного, нравственного возрождения и могущества России - единственной страны, способной ещё противостоять США духовно в общемировом масштабе. Больше того - именно Русская Православная Церковь служит образом и основанием единства Русского мiра, включающего в себя, кстати, и всю полноту украинской самобытности.
Исходя из этого определяются и две главные задачи США в борьбе с Русской Церковью. Первое - по возможности создать как можно больше структур, только внешне подобных Церкви, но духовно подконтрольных Западу. И, второе, насколько возможно ослабить авторитет Церкви в самой России. Мы видим, что по обоим этим направлением Запад сейчас, что называется, «активно работает». Об антицерковной пропаганде в либеральных СМИ мы сейчас не будем говорить. Также отдельная тема - это воспитание «агентов влияния» в недрах самой Церкви. Увы, но это не сказки, а реальность, о которой нам тоже надо знать. Но это темы для отдельного разговора. Сегодня же поговорим о стремлении Запада подменить Церковь химерой на территориях государств, входящих в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Конкретно речь пойдет об Украине.
Западу показалось удобным именно на этой территории апробировать свою тактику, так как он здесь уже давно борется с Церковью и накопил значительный опыт. Мы имеем в виду и униатство и «национальную церковь» образца начала ХХ века и раскольничью камарилью лжепатриарха Филарета, возникшую в начале 90-х. В планах Запада объединить эти структуры в «единый кулак» в борьбе против Церкви и России. Для этого и нужно создать единую поместную «православную церковь». Главным носителем этой идеи является, как не странно, даже не Филарет, а «вашингтонские ястребы».
Так летом 2013 года, за несколько месяцев до начала известных событий на Украине, Госдеп США объявил о создании «Управления по вопросам инициатив религиозных обществ», главной задачей которого было объявлено «формирование политики Госдепартамента США в сфере взаимодействия с религиозными сообществами, чтобы их голоса были услышаны во внешнеполитическом процессе». Надо понимать, что в первую очередь речь идёт о противодействии Русской Православной Церкви. А руководитель Управления, доктор Шон Кейси пояснил, что «непременно полезным для США будет понять религиозных лидеров и привлечь их к нашей дипломатии и усилиям в области развития». Очевидно, речь идет о продвижении идеалов либеральной демократии и установлении нового мирового порядка.
Иначе говоря, Американское правительство накануне известных событий на Украине открыто заявило о намерении использовать «религиозный вопрос» для достижения своих идеологических и политических целей на территории государств, некогда входивших в состав Российской империи и до сих пор относящихся к юрисдикции Русской Православной Церкви.
Меньше чем через месяц на сайте «Института религиозных свобод» (организации, созданной в Киеве с целью информационной и юридической поддержки неопятидесятников-харизматов, униатов и раскольников) появился странный документ, в котором лидеры основных религиозных объединений на Украине выступили с заявлением о том, что «европейский выбор» - это и есть самый правильный и исторически оправданный выбор украинского народа. Увы, рядом с подписью самопровозглашенного «патриарха» Филарета под этим документом стояла и подпись митрополита Владимира (Сабодана). Впрочем, справедливости ради надо сказать, что блаженнейший на тот момент пребывал уже в крайне болезненном и немощном состоянии, а в ближайшем его окружении находились люди, крайне увлеченные идеей «евроинтеграции».
Но главную мысль, естественно вытекающую из содержания Обращения сформулировал лжепатриарх Филарет: «По-настоящему объединить украинцев сможет не соглашение с ЕС, а создание в стране единой поместной Церкви».
Здесь надо сказать, что исторически появление поместных Церквей - это отнюдь не следствие человеческого произволения, а действие особого действия Божественного промысла. И обязательным условием такого административного обособления со стороны сообщества верующих является смирение. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. И автокефалия истинная - это дар Божественной благодати смиренному сообществу православных верующих.
На Украине же мы видим обратное. В основе желания получить автокефалию здесь всегда лежала национальная гордость и неприязнь к России, а в самых яростных адептах идеи украинской поместной Церкви, мы видим и ненависть к Русской Православной Церкви. Конечно, это ненависть к Самому Христу, как это не страшно звучит. И ни о каком благословенном создании автокефалии в этих условиях не может идти и речи.
Святые отцы говорят, что «и доброе не добро, если не добре делается», а что же говорить о таком сомнительном деле, как создание украинской поместной Церкви ухищрениями людей, с поврежденной волей и разумом?!
Не случайно схиархимандрит Зосима (известный на Украине духовник, ныне почивший) завещал не признавать установление на Украине любой, даже «законной» автокефалии.
Вместе с тем с горечью надо признать, что эта тема - отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата находит сочувствие уже не только у части Украинского епископата, но и в некоторых представителях руководства Русской Православной Церкви. Вспомним хотя бы о неожиданном для многих «покаянном обращении» Филарета к Архиерейскому собору РПЦ. Понятно, что в этом обращении не было ничего спонтанного, равно как и покаянного. А явился он следствием приватной дипломатии между некоторыми представителями Московского Патриархата и так называемого «Киевского патриархата». Вероятно, побудительным мотивом к началу этих переговоров послужило мнение, что уврачевать церковный раскол на Украине в нынешних условиях будет легче, если Украинская Православная Церковь обретет «законную» автокефалию, и достичь примирения с прочими «братьями» отпавшими от Церкви на Украине будет легче, если Украинская Церковь окончательно отмежуется от Москвы.
Впрочем, оказалось, что стороны так и не поняли друг друга, потому что если речь и шла о сближении и возможной перспективе предоставления автокефалии УПЦ МП, то Филарет рассчитывал, что это произойдет сразу на Соборе, как ответ на его - Филарета - «примирительное» письмо, а в руководстве Московской патриархии рассчитывали только начать переговоры и движение навстречу друг другу с тем, чтобы затем, со временем, прийти к соглашению и рассмотреть вопрос о предоставлении автокефалии. Так или иначе, но сам курс на предоставление автокефалии, само это намерение в высших кругах церковного руководства, увы, прослеживается. Подтверждением тому служит и событие, мало замеченное, но важное. Так постановлением Архиерейского Собора 2017 года были внесены изменения в Устав Русской Православной Церкви. В частности, пункт об Украинской Православной Церкви был изъят из общего положения об Автономных Церквях, входящих в состав Московского Патриархата и выделен в отдельную статью. И это можно считать ещё одним шагом к предоставлению автокефалии Украинской Православной Церкви. Нам остаётся только молиться, чтобы не наша немощная человеческая воля проявилась в этом важнейшем вопросе, а воля Божия.
Конечно, православным на Украине сейчас тяжело, они переживают время испытания. И во многом с этим связаны пожелания некоторых отмежеваться от Московского Патриархата. Но это объяснение, а не оправдание, вот в чём дело. И желание оставить крест свой и дальше следовать за Христом - желание от лукавого. Мы же верим, что наши братья и сестры на Украине переживут эти трудные времена и останутся верны Христу и Церкви и святому единству наших народов.
Да благословит и сохранит нас Господь!
* * *
От редакции сайта «Благодатный Огонь»:
Все церковные нестроения последних лет на Украине являются результатом «незалэжности», то есть самоуправляемости УПЦ МП, полученной в 1991 году на волне распада СССР. Поэтому было бы целесообразным православным Украины обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой о возврате УПЦ МП к статусу Экзархата в структуре единой Русской Православной Церкви, который существовал на Украине до 1991 года. «Нэзалэжная» по факту от Москвы Церковь на Украине (УПЦ МП) не нужна ни мирянам, ни священникам, она нужна украинским политикам, а также некоторым украинским архиереям, чтобы самоуправствовать на вверенных им Богом епархиях.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии