Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря в Кижах
Храм в контексте экспозиции в Кижах. Фото: Снежана Шабанова / russianold.ru
Сегодня мы с порталом «Российские древности» отправимся на Кижский архипелаг, где сейчас собрано некоторое количество памятников деревянной архитектуры Севера, и который мы посетили во время пятого большого августовского путешествия Древностей. Однако сейчас мы пройдем мимо потрясающего аутентичного ансамбля Кижского погоста с многоглавой церковью Преображения, привлекающей туристов со всего света, а подойдем к крошечной невзрачной клетской церкви, мимо которой проходят все туристы, даже не повернув голову. А ведь храм Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря – совершенно точно одна из древнейших, а возможно, и древнейшая деревянная церковь в нашей стране. Но – обо всем по порядку.
Начнем мы с того, что Муромский Свято-Успенский монастырь, о котором мы говорим, расположен совсем не в том Муроме, откуда Илья Муромец. На Муромском острове (мысу, который когда-то, видимо, был островом, по-иному — Мурманском острове, Мучь-острове или Мусовском Носу, отделяющим Онежское озеро от небольшого Муромского) на восточном берегу Онежского озера в конце XIV века поселился выходец из римского монастыря греческого толка Святой Пракседы Лазарь (помните Антониев монастырь в Новгороде – тоже основанный Римлянином?). Сейчас ближайший населенный пункт к этому месту – деревня Гагукса Пудожского района Карелии, в 15 километрах.
Интерьер базилики Праскеды в Риме
Сама фигура Лазаря, почитаемого в качестве святого с XVII века, история связанных с ним текстов – в первую очередь, необычного автобиографического Жития-завещания (написанного, видимо в XVI веке на основе подлинной истории жизни, записанной его учеником Феодосием) – это повод для отдельного рассказа, скажем только, что он приехал в Новгород и привез владыке Василию Калике белый клобук (напомним, что в XVI веке «Предание о новгородском белом клобуке» станет основой для концепции «Москва – Третий Рим») и послание, а затем остался при владыке. По смерти Василия он какое-то время жил в новгородском Деревяницком монастыре, а затем явился ему Василий и велел идти «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего». Что и случилось около 1352 года.
Св. Лазарь Муромский
Лазарь поселился там и основал монастырь, который постепенно разросся. По преданию, он выстроил для себя небольшую церковь Воскресения Лазаря, около которой и повелел похоронить себя перед смертью, которая – по принятой ныне дате случилась в 1391 году.
Обитель то росла, то хирела, была разорена в начале XVII века, а в при Екатерине сначала был превращен в женский, а затем и вовсе упразднен. В конце XIX века стараниями пудожского купца Ивана Малокрошечного (интересная фамилия – два раза «маленький» рифмуется с тем, что одно из названий местности, где построен монастырь – «Мучь-остров» в переводе с вепсского тоже означает «маленький» — muču) монастырь возродился.
Панорама монастыря в наши дни Фото: russianold.ru
Церквушка Вознесения Лазаря всегда чтилась братией, как связанная с именем самого основателя – и легенда о том, что ее построил сам Лазарь Муромский передавалась из поколения в поколение, несмотря на то, что впервые мы встречаем описание этой церкви только в описях XVI века.
Лев Владимирович Даль/Фото: russianold.ru
В любом случае, с последней четверти XIX века ее активно берегли. Сначала обнесли оградой, затем в 1870-х годах архитектор Лев Даль сделал обмеры ее и создал чертеж, а в 1880 годах монахи – при одобрении Московского археологического общества и на средства лесопромышленника А.Н.Русанова над храмиком возвели часовню-футляр, которая и сберегла храм до нашего времени: монастырь в 1919 году был закрыт, последние монахи, видимо, расстреляны, а территория сначала отдана сельхозкоммуне имени Троцкого, а затем Дому инвалидов.
Однако в 1959 году храм Воскрешения Лазаря перевезли на плотах в Кижи и отреставрировали по проекту Александра Ополовникова, а часовня-футляр осталась в монастыре – и сейчас, во вновь возрожденной обители она – летняя церковь Лазаря.
Это очень мленький и скромный храм клетского типа: длина 8.8 метров, высота – 7,1 метр. Сам четверик и алтарь рублены из сосновых бревен, а сени имеют заборно-каркасную конструкцию. В качестве фундамента храм поставлен на крупные камни. Вот как описывает архитектуру и конструкцию храма сайт Кижского музея-заповедника.
Фото: Алексей Паевский / russianold.ru
«Церковь относится к типу клетских храмов: это значит, что она построена в виде прямоугольного сруба (клети), покрытого двускатной крышей и имеющего с востока прируб для алтаря, а с запада – притвор (сени). В плане постройка представляет собой три разновеликих квадрата, их размеры увеличиваются последовательно: алтарь, собственно церковное помещение, сени. Все три части различны по высоте: выше всех центральный сруб, алтарь несколько выше, чем сени. Центральный и алтарный срубы расширяются к верху, образуя повалы.
Каждая из частей этой постройки имеет собственную крышу с различной крутизной скатов кровли. Наибольшую крутизну имеет кровля собственно–церковного помещения, что также подчеркивает высоту этого сруба. Конструкция кровли – самцовая, без куриц и потоков. По слегам церковь крыта так называемым «ложеным» тесом, по всей длине которого проходят парные желоба, способствующие отводу воды. Тес крепится непосредственно к слегам. Нижние его торцы имеют пикообразную форму. Такой фигурно обработанный тес еще назывался «красным» (т.е. «красивым»). Завершают конструкцию охлупни, прижимающие тес сверху. Над собственно церковным помещением высится главка с крестом, массивный охлупень как будто слегка прогнулся под ее тяжестью».
С датировкой храма тоже есть большие проблемы. В литературе можно встретить даты как XIV, XV, так и XVI века – с опорой то на факты из жизни Лазаря (если принимать храм как созданный самим святым), то на опись… Дендрохронология отдельных бревен дает то XV, то XVI век…
К компромиссному (и, на взгляд авторов портала, разумному) мнению пришел недавно ушедший от нас специалист по деревянному зодчеству Вячеслав Орфинский (1929-2024), долгое время считавший храм сравнительно поздней постройкой, но затем изменивший свою точку зрения.
Снова обратимся к сайту музея: «Однако в 1999 г. он (Орфинский – А.П.) выдвинул предположение, согласно которому церковь могли построить в два этапа: первоначально возвели собственно–церковное помещение и алтарный прируб, а во время реконструкции храма, произведенной в XVI в., к уже существовавшей двухчастной клетской церковке пристроили каркасные сени [12 , с.115–121] . Правомерность этого предположения подтверждает отсутствие общего срубного основания, которое обычно существовало при одновременном строительстве всех частей храма. О том же свидетельствует и состояние поверхности западной стены собственно–церковного помещения, которая отделяет его от сеней. Сегодня она находится внутри храма, но носит следы атмосферных воздействий, которым явно подвергалась прежде. Видимо, в то время, когда сени еще не существовали, она являлась внешней стеной постройки. Таким образом, принимая во внимание особенности объемно–планировочного и конструктивного решения храма, состояние древесины, а также не отвергая существующее предание, В.П.Орфинский относит к XIV в. строительство алтаря и собственно–церковного помещения, а к XVI в. – возведение каркасных сеней».
Процесс переноса храма. Фото: музей-заповедник Кижи
Процесс переноса храма. Фото: музей-заповедник Кижи
Как бы то ни было, в любом случае перед нами – очень древний памятник. Весьма вероятно – древнейший сохранившийся русский деревянный храм, так что если будете в Кижах – уделите время и ему, а не только чудесному храму Преображения.
12 октября 2024 г.
Алексей Паевский
Источник: "Российские древности"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии