Церковь учит любви и единству
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Милосердие
Кто хоть раз в жизни не испытывал того неописуемо сладкого внутреннего удовольствия, которое ощущает наше сердце, когда с Божией помощью нам удается помочь ближнему выйти из скорби, обрести уверенность и испытать радость? Милосердие вообще присуще человеческой природе. Но от христиан требуется милосердие особо рода и свойства. Евангелие учит: будьте милостивы, как Отец ваш Небесный. Бог есть высшее милосердие и любовь, потому, если хотите исправить и улучшить свою натуру, изгоните из сердца ненависть, гнев, зависть и приобретите такую любовь, чтобы сама ваша природа, ваше естество побуждали вас к проявлению жалости и милосердия к ближнему. Так, если видите голодного, еда должна быть не в радость вам, пока не накормите его; если видите не имеющего одежды, почти нагого собрата, то должны испытать сожаление и стыд за то, что одеты щегольски, а у ближнего нет даже чем прикрыть наготу свою. Милость Небесного Отца бескорыстна, потому, подражая Ему, и вы должны стараться, чтобы ваше милосердие было подобным же, без примеси какого-либо расчета, то есть не потому должно проявлять милость, чтобы затем хвалили за это или ответили такой же добротой, а только лишь из любви и по искреннему зову сердца.
Отец наш Небесный – носитель высшего разума и мудрости. И потому Его милость проявляется различно – соотносясь с тем, что для кого будет наиболее полезным. Следуя этому примеру, и ты, христианин, должен всячески стараться с умом и мудростью проявлять милосердие и творить добро. Дела милосердия должны быть полезны для обеих сторон – и для тебя, и для того, кому оказываешь помощь. Для тебя – потому что, если даешь от чистого сердца, привыкаешь быть добродетельным; а для того, кому помогаешь, – тогда только, если по твоему разумному соображению ему дано было именно то, что сейчас ему необходимо. Некоторые люди милостивы и имеют достаточно материальной возможности оказывать помощь, но по неопытности не знают, как это сделать с максимальной пользой, из-за чего проявленная ими милость оказывается напрасной, а иногда и более того – приносит вред и неприятности.
Милосердие – это оказание содействия нашим страждущим собратьям, лишенным многого, и оно наиболее угодно Богу. Милосердие – плод, который свидетельствует о том, что человек обладает и иными добродетелями: верой, надеждой и любовью. Спасителю угодно наше милосердие, но мы должны стараться сохранять наши дела в тайне.
Оказание помощи бедным и страждущим равносильно служению Самому Христу. Милосердие – это данное взаймы Христу. Христианское милосердие является сердечным чувством доброго человека, пробужденным и укрепленным верой. Если у человека сердце не зачерствело, если он нравственно не пал, то при виде обездоленного и страждущего он сам невольно начинает печалиться, душа его тоже страждет и он старается облегчить положение несчастного.
Христианин должен быть милосердным ко всем, независимо от их вероисповедания или близости к нему. Различие должно быть лишь в одном: сначала окажи содействие тому, кто больше нуждается.
Проявляй милосердие бескорыстно, с добрым сердцем и чувством, с любовью к ближнему и верой. Многие христиане щедро раздают милостыню, но при этом любят, чтобы об этом узнал весь мир, чтобы восхваляли дела их и сообщали о них в газетах. Но такое милосердие теряет свою суть, христианский характер.
Когда делаешь какое-либо доброе дело, оказываешь содействие или милосердие, не думай о том, что Господь отблагодарит тебя и воздаст добром за добро. Правда, Господь за добрые дела всех милует, но, если ты творишь добро и оказываешь помощь, желая получить выгоду от этого, а не из любви к Богу и ближнему, тогда знай, что твои поступки более походят на торговлю и милосердие твое уподобляется милосердию католиков и магометан, которые добрые дела подсчитывают, словно барыши.
Бодрствование и стойкость
Апостол Павел учит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13). Бодрствующим можно назвать человека, который всегда деятелен, много трудится, напрягает свои духовные и физические силы. Но бодрствующий человек может направить свою активность и к совершению плохого. Апостол Павел требует от нас бодрствования для исполнения добрых дел, служения Господу и исповедания веры.
Ни для чего иного так необходимо бодрствование, как для дел веры. Прежде всего, потому, что этим мы защищаем себя от злых помыслов и искушений, которые могут поколебать нашу веру, и, во-вторых, потому, что, бодрствуя, мы сможем приобрести все то, что будет способствовать укреплению в нас веры и стремления искать Царства Божия. В то время, когда апостол Павел обращался к коринфянам, христиане страдали от гонений и притеснений язычников. Сейчас мы, правда, не подвергаемся опасностям из-за нашей веры, но бодрствование все же необходимо, ибо противники веры, коих было много во все времена, сегодня особенно расплодились. Следовательно, если христианин будет безмятежен, то может легко впасть в искушения и лишиться сокровища своей души – веры.
Стойкость является еще более значимым и важным качеством, чем бодрствование. Стойкость – это твердость и сила духа. Стойким мы назовем человека, который любое дело, особенно духовного характера, как бы тяжело оно ни было, делает с рвением и надеждой, стремясь довести начатое до конца. Стойкость человека и сила его духа лучше всего проявляются при препятствиях и сопротивлении. Там, где слабый и малодушный опустит руки и впадет в уныние, на зная, как поступить, стойкий и бодрый еще более укрепится, а каждое новое препятствие лишь придаст ему дополнительных сил, никакие же неудачи не остановят его. И он, ведомый верой, доведет начатое доброе дело до конца и обязательно выйдет победителем из этой борьбы с трудностями.
Стойкость, так же как и бодрствование, наиболее всего необходима христианину. Исполнение Христовых заповедей требует от нас неустанного труда и непоколебимой стойкости, ибо приходится противостоять не только внешним препятствиям, но и самому себе. Несложно представить, какие необходимы стойкость, твердость и решимость для того, чтобы подавлять свои желания, отказываться от давно привычного и укоренившегося, постоянно, словно с врагом, бороться с самим собой и прокрадывающимися в душу пороками и страстями. Безусловно, этого не сможет выдержать человек слабый, лишенный стойкости и твердости духа. Часто бывает, что человек добр, но из-за того, что лишен стойкости, его доброта бесплодна, а все потому, что первое же препятствие озадачит и остановит его, заставит опустить руки. Человек всем сердцем должен возжелать приобретения стойкости, а Всемилостивейший Бог окажет ему содействие в этом тайным воздействием Своей благодати.
Исповедь
Покаяние и исповедь – одно из семи таинств, установленных Господом нашим Иисусом Христом для того, чтобы верующий для укрепления и спасения своей души получил невидимую поддержку и благодать Святого Духа. В исповеди кающийся вспоминает каждый свой грех, искренне рассказывает о них пастырю и получает от него прощение грехов. Как известно, Спаситель передал Своим ученикам право вязать и разрешать; затем апостолы передали это право уже своим ученикам. И вот с тех пор и до наших дней пастыри вправе это делать.
В таинстве крещения человек рождается духовно, очищается и соединяется с Богом. Если бы он мог сохранить те чистоту и благодать, что получил при крещении, ему бы не понадобились покаяние и исповедь. Но поскольку это для живущего на земле недостижимо, то для сохранения себя в невинности и примирения с Отцом нашим Небесным у нас осталось лишь одно средство – покаяние и исповедь. Поэтому и называют святые отцы покаяние вторым крещением.
Исповедь требует серьезной подготовки. Недостаточно лишь запомнить и перечислить совершенные грехи. Главное – это уяснение, понимание своего внутреннего состояния, то есть исследование тех причин, которые вызвали грех. Ведь каждый грех в нашем сердце имеет свои истоки, развивается из какого-либо нашего недостатка или злой наклонности. Одни впадают в грех из-за горячности, другие – из-за честолюбия, третьи – из-за алчности и т.д. И как земледельцы стараются вырвать сорняки с корнями, ибо, если срезать только их стебли, они вновь вырастут и погубят урожай, так же и ты должен стараться хорошо и с добрым усердием очистить свое сердце и вырвать из него всякий грех с корнями. Если не рассудишь себя хорошо и не сообщишь пастырю о своем душевном состоянии как можно полнее, ему трудно будет излечить тебя. Грех то же самое для души, что болезнь для тела. Так же, как лекарь не сможет вылечить болезнь, если не узнает причину ее, так и духовник не сможет избавить от греха, если не сообщишь ему о порождающих грех причинах.
Лучшим признаком того, что пост и труды наши не прошли даром и пошли нам на пользу, является чувство презрения к тому греху, в котором мы покаялись на исповеди. Покаяние и причащение должны иметь две цели: первая – раскаяться в совершенных ранее грехах и получить прощение от Господа; второе – и это самое важное – стать лучше, впредь не грешить и не гневить Бога. Помни, если, подходя к чаще, не имеешь в сердце твердой решимости и желания возненавидеть и оставить свои грехи и вредные привычки и, следовательно, к великому таинству причащения приступаешь с небрежностью, то этим впадаешь в еще более страшный грех, так как становишься должником крови и плоти Христовых. Господь простит нам лишь в том случае, если увидит, что мы о грехах своих, какими бы малыми они ни были, искренне, всем сердцем сожалеем.
Причастие становится источником жизни лишь для тех, кто приготовился к нему достойно, а для недостойных и злых оно превращается в карающий огонь. К причастию мы готовимся, прежде всего, постом, но пост сам по себе недостаточен, если не будет сопровождаться заботой о духовном очищении и стяжании добродетелей. Следовательно, пост полезен и благотворен лишь в том случае, если дает нам почувствовать печаль, скорбь, сожаление за совершенный нами грех.
Также христиане готовятся к причастию молитвами – как теми, что вычитывают дома, так и тем, что слышат на литургии в храме. Однако часто случается так, что христиане лишь поверхностно исполняют все эти правила. А ведь молитвы читаются в церкви для того, чтобы пробудить в сердце христианина сожаление, страх Божий, ненависть к греху, умертвить в нас все греховное и оживить добродетели. Не надейся, что твой пост, длительные молитвы и многочисленные поклоны будут приняты Господом и зачтутся тебе, если при этом не сумеешь победить в себе дурное, если не умертвишь червь греха, разъедающего твое сердце. Если не обновишься духовно, то ни молитва, ни исповедь не спасут; истинная исповедь – это когда человек, изобличенный своей совестью, сначала в сердце своем нелицеприятно осудит свою недостойность и греховность, а затем, искренне обуреваемый желанием избавиться от них, покается своему духовнику. Грех похож на колючку, вонзившуюся в тело: пока не извлечешь ее, рана не заживет. И если на исповеди человек не раскается во всех своих грехах, они останутся в его сердце во вред ему же.
Главное в исповеди вот что: тут действует благодать Святого Духа. Так что без исповеди и прощения грехов духовником человеку не будет дано спасение. Святые отцы покаяние и исповедь называют вторым крещением, ибо полученную при крещении связь с Господом мы теряем из-за грехов наших, а в искренней исповеди Святой Дух тайно восстанавливает эту прерванную связь.
Церковь
Кто не находится в лоне Церкви, тот не христианин, так как не может получить благодати Иисуса Христа. Каким образом Церковь преподает благодать Иисуса Христа? В первую очередь, крещением, затем учением и проповедью Евангелия, Священным Писанием; но главное вот что: Церковь не только приобщает нас к благодати Иисуса Христа, но и соединяет с Ним в причастии Его крови и плоти.
Церковь никогда не оставляет тебя одного, сиротой. В радости или в печали она ведет нас молитвой, утешением, учением. Если впадаем в грех, Церковь не отвергает нас, а принимает, словно провинившегося ребенка, и, если раскаиваемся, дарует прощение именем Спасителя Иисуса Христа. Когда уйдешь из жизни, Церковь и тут следует впереди и молит Господа о помиловании твоей души. И наконец, если будешь забыт всеми своими близкими, то и тогда Церковь не забудет тебя, ибо она вспоминает об усопших на каждом богослужении и горячо молится об упокоении всех умерших. Словом, с рождения и до самой смерти Церковь, словно родная мать, заботится о тебе и старается вырастить истинным верующим.
Церковь объединяет, учит любви и единству. Этот мир, земные дела и заботы разъединяют людей, отдаляют друг от друга, часто превращают их во врагов; а Церковь, наоборот, сближает, внушает взаимную любовь и уважение. В Церкви мы все едины, за всех возносятся одни и те же молитвы, для всех и одно и то же богослужение; в одной купели мы крестимся, из одной чащи мы причащаемся. И мы должны быть верными и покорными ей.
Церковь – наша мать, ибо она родила нас из святой крещальной купели и в таинствах подает нам духовную пищу. Но следует помнить, что Церковь лишь тем на пользу, тем дарует свет учения и спасение, кто слышит ее зов и следует ему. Лишь в Церкви звучит наиболее полно слово Божие, Его учение; на земле только Церковь является домом Господа; здесь приносится бескровная жертва, возносятся молитвы и песнопения. Человек именно в Церкви должен искать утешения, черпать силу, крепость и стойкость. Блажен тот, кто прочно привязан к Церкви, часто ходит в храм Божий, всегда всей душой и сердцем своим стремится туда. Такой человек исполнится благодати Божией и не устанет восхвалять Господа. В храме душа и сердце человека спокойны и умиротворены, а в миру, наоборот, возбуждены и обеспокоены. Церковь – утешение для скорбящих и побудитель к совершению различных добрых дел; она просвещает и духовно растит человека, учит людей великой любви к ближнему, всему чистому и святому, а также тому, чтобы они все вместе в едином порыве благодарили за все и восхваляли Отца нашего Небесного и Создателя.
Воскресенье
Свято чти этот день. В воскресенье человек должен служить лишь Господу и исполнять дела Божии. Даже подвизающиеся в монастыре монахи, ежедневно посещающие церковные службы и постоянно молящиеся, и те воскресный день должны провести с особым почтением и чистотой. А ты, мирянин, живущий в городе или селе, в течение шести дней недели, возможно, вообще не вспоминал Бога и ни разу не смог усердно помолиться. Неужто и воскресный день ты хочешь провести в житейской суете и торговле?! Если часто будешь поступать так, в конце концов и вовсе охладеешь к Богу, потеряешь надежду на спасение и Царство Божие, и совсем затянут тебя земные заботы и греховность. В тебе, христианин, так твердо должно быть укреплено желание и потребность быть на воскресном богослужении, что, пока не пойдешь в этот день в храм, сердце и совесть твои не должны давать тебе покоя. Если в сердце человека не отпечатаны заповеди Божии и их исполнение не стало его естественной потребностью и зовом сердца, можно смело утверждать, что такой человек не христианин.
В воскресенье утром, пробудившись, помолись дома, потом пойди в храм. Кто вечером ляжет вовремя и встанет утром рано, тот проведет день полноценно, радостно и с пользой для души. Постарайся прочитать отрывки из Священного Писания на этот день, ибо, подготовленный таким образом, и на богослужении пребудешь с наибольшей пользой для себя. После литургии, пообедав, постарайся исполнить какое-нибудь – хоть самое малое – полезное и доброе дело: возможно, знаешь какого-либо бедного и немощного человека – так пойди к нему и помоги, чем можешь, но только так, чтобы твоя правая рука не знала о содеянном левой; возможно, есть кто из твоих соседей больной и скорбящий – пойди и утешь его; возможно, имеешь какого-нибудь знакомого, который любит беседы о вещах духовных, – приди к нему, побеседуй с ним об этом, порадуй его и с пользой для себя проведи время. В этот день остерегайся встречи и общения с человеком, любящим пустословить, сплетничать и ябедничать. Вечером же приди в храм к вечерне и, так отдохнувший телесно и обновленный душевно, предайся сну, чтобы с утра приступить к шестидневному труду и обыденным заботам. Знай также, что если в воскресенье совершишь хоть малый грех, то он будет в десять раз тяжелее, ибо этот день принадлежит Господу.
Перевел с грузинского Мераб Джикия
Источник: Православие. Ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии