Церковь не создает сторонников, Церковь создает святых

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

AgionOros.ru публикует интервью с одним из самых авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви митрополитом Лавреотикийским и Месогейским Николаем.

 

 

 

Вы полагаете, что причины кризиса кроются в том, что мы предали забвению наше культурное наследие?

Не просто предали забвению, а отказались от него. На мой взгляд, глубинные причины кризиса следует искать в нашем поведении. В том, что мы не понимаем, какое богатство и глубина содержатся в нашем Предании и истории. Из образа жизни мы низвели нашу духовную традицию до уровня информации и рассудочной дисциплины.

Почему мы не смогли противостоять кризису?

Потому что повели себя раболепно и пассивно, без героизма. Как соглашатели повели себя наши политики, деятели культуры, ученые, да и представители Церкви тоже. Мы все смирились с положением дел и стали соглашателями. Я не могу в точности утверждать, что весь этот кризис придуман и руководим из каких-то зарубежных центров влияния, но даже если это действительно так – на нас самих лежит значительная часть вины за сложившуюся ситуацию.

То есть Вы не видите сопротивления со стороны греков?

А Вы сами видите где-нибудь здоровое сопротивление? У нас забрали всё, а где же наш героизм? Мы побоялись сказать свое мужественное НЕТ. Не протестовали ни против экономического сокращения, ни против материалистического удушья.

Вы говорите об идеологическом сопротивлении?

 

 

У нас забрали нашу национальную идентичность, чувство собственного достоинства, а после этого еще и уничтожили нашу экономику. Мы должны были в самом начале противостоять этому с помощью идеологической (как Вы правильно сказали) революции1. Но и сейчас по-прежнему не поздно вернуться к нашим корням, нашему Преданию, нашей национальной идентичности. Именно в этом и кроется наша сила. Мы виноваты в том, что они убили нашу Родину, но еще имеем возможность сопротивляться.

Какую роль в духовном возрождении может сыграть Церковь? Есть ли у нее своя доля ответственности за происходящее?

Церковь несет большую ответственность за то, что стала частью государственной системы (это проявилось не только в ее поведении, но и в образе мыслей). После того, как она обнялась с государством, у нее не осталось свободных рук, чтобы обнять народ.

Я не отрицаю важности благотворительной деятельности, но ее недостаточно, чтобы сблизиться с народом. Куда важнее – поддержка духовных корней народа, его культуры и глубинных внутренних потребностей. Мы не утолили духовной жажды наших соотечественников. Довольствовались поддержкой добрых привычек, этикета и внешних добродетелей. Что мы можем сказать современной молодежи? Разве мы ее понимаем?

Мы хотим, чтобы наши дети были вместе с нами не для того, чтобы увеличить число последователей Церкви. Церковь не создает сторонников. Церковь создает святых. И это совсем разные вещи. Быть святым – значит быть свободным человеком. Святой – это не тот, кто механистически соблюдает пять, десять или сколько-то заповедей. Это тот, кто освобождается «побеждая зло добром»2. Бог сокрыт от нас за туманом страстей. Чтобы увидеть солнце (встретить Бога), должен развеяться туман.

Как Вы думаете, еще не поздно, чтобы Церковь вернула утраченные позиции?

 

Никогда не поздно. Напротив, современный кризис – это великолепная возможность, чтобы в условиях полного обесценивания всего прозвучало подлинное слово правды.

Однако, представление современной молодежи о Церкви совершенно отличается от того, что представляет собой Церковь на самом деле. Поэтому с одной стороны в глубине души молодые ждут от Церкви слова истины, с другой – избегают ее как чего-то нездорового, или (в худшем случае) даже опасного и отталкивающего.

Мы должны показать и объяснить, что такое настоящая Церковь. Если это консервативный организм, синонимичный соглашательству и выгоде – он ничего не даст молодежи. Если это источник коррупции и лицемерия – его следует как можно скорее выкинуть на обочину истории. Но если Церковь – это свобода, жизнь и творчество – тогда совсем другое дело.

Поэтому я и говорю, что мы должны воссоздать правильное понимание Церкви у современных молодых людей.

Может Церковь просто плыла по течению и не сопротивлялась?

Мы не сопротивлялись. Так будем сопротивляться сейчас! Откроем наше сокровенное сокровище и предложим его людям.

Когда апостол Павел говорил в Ареопаге о Воскресшем Господе, кто его послушал? Ему сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время» и разошлись. Но его речь заключала в себе истину и не прошла безрезультатно: мы с вами – христиане.

То же самое может произойти и сегодня. Даже если поздно изменить ход событий, не поздно пробудить совесть и сознание людей. А такие люди напишут новую историю.

Но прежде необходима духовная революция. И начаться она должна именно в Церкви. Я не могу представить, что кто-то еще способен на нее в современных условиях. Научная общественность чересчур консервативна. Мир искусства, который часто становится инициатором культурных революций, к сожалению, в замороженном состоянии. Наше образование разрушено. Учебные заведения предлагают ученикам лишь сухую сумму информации.

 

Только Церковь сохранила идейное и культурное сокровище, способное стать движущим фактором духовного возрождения. Плохо, что мы сами пока не осознаем этого.

Осознанная политика борьбы против Церкви наносит удар по ее престижу?

К сожалению, от нее происходит большой вред. Они наносят удары по всему, что подвернется им под руку.

Недавно в прессе появились публикации, согласно которым греческие иерархи якобы имеют вклады в зарубежных банках. При этом журналисты не называют ни одного достоверного факта, все их утверждения построены на неопределенных намеках и туманных преувеличениях. Сознательно шаг за шагом создается атмосфера уничижения и отрицания Церкви.

Вот что я вам скажу: сегодня есть иерархи, которые живут скромно и жертвуют собой ради людей. Используя немногочисленные возможности своих епархий, они приносят огромную пользу. Народ знает об этом. По крайней мере чувствует.

«Церковь боримая побеждает»3. Ее свидетельство миру опирается не на ее престиж, а на ее правду и Силу Божию.

Перевод: Афанасий Зоитакис

1Владыка Николай говорит здесь о духовном возрождении. Термин «революция» он использует для того, чтобы подчеркнуть, что возрождение должно быть не поверхностным и половинчатым, а действительно сущностным и всеобъемлющем
2
Рим. 12:2
3
«Церковь боримая побеждает, оскорбляемая светлее становится, принимает раны и не ослабевает, погружаемая бедствиями не потопляется, переносит бури, а крушения не терпит, борима, но не склоняется, ее бьют, но победить не могут» (Иоанн Златоуст).

http://www.pravoslavie.ru/smi/58377.htm