Церковь и лженаука: одного поля ягоды? Виталий Каплан
Памяти академика Круглякова
На днях умер академик Эдуард Кругляков. Он много лет возглавлял комиссию по борьбе с лженаукой при российской Академии наук, причем эта борьба стала для него не просто одним из направлений деятельности, а целью жизни. Напомню, что именно благодаря его твердости удалось завернуть лженаучные проекты высокопоставленного «фрика» Виктора Петрика. Не знаю уж, найдется ли сейчас Круглякову достойная замена...
Надо сказать, Эдуард Павлович был последовательным атеистом и к Церкви относился весьма насторожено. К примеру, он пять лет назад подписал знаменитое открытое письмо «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?», более известное как «письмо десяти академиков». Осуждать его за это я не могу — человек вот так видел действительность и поступал в соответствии со своими убеждениями, действовал не из человекоугодия, не из хитрых расчетов, не корысти ради. Да, его материалистические убеждения я считаю ошибочными, но они, убеждения, у него были — в отличие от массы людей, все убеждения которых сводятся к фразе «чего изволите?».
И очень жаль, что, самоотверженно борясь с лженаукой, Кругляков не видел в Русской Православной Церкви союзника. Между тем лженаука столь же несовместима с христианством, как и с академической наукой. К сожалению, очень мало кто это понимает. С точки зрения большинства атеистов (да и просто далеких от религии людей) нет никакой разницы между церковным учением, шаманскими камланиями, заговорами бабки-знахарки, «памятью воды» и изобретением вечного двигателя. «Все, кто не с нами — те друг с другом». А это вовсе не так.
Что такое лженаука, если объяснять «на пальцах»? Это замаскированные под науку мифы, то есть внерациональные способы описания действительности. От науки здесь — терминология, атрибутика, очень убедительно выглядящие для неспециалистов. Формулы с красивыми интегралами, сложно закрученные фразы, лампочки и кнопочки (любителям фантастики напомню знаменитый «Чёрный ящик» из повести братьев Стругацких «Сказка о Тройке»).
Почему это не наука? Потому что наука — это не только совокупность знаний о мире, но (и прежде всего!) метод получения этих знаний. Метод, основанный на доказуемости, на проверяемости. Любое научное утверждение опирается не на авторитет, не на чувство, не на мистическое озарение, а на последовательность рациональных аргументов. Любое утверждение можно проверить, повторив все расчеты, все эксперименты. Более того, любая научная теория должна удовлетворять критерию «фальсифицируемости» — то есть должна описывать условия, при которых может быть опровергнута. Скажем, если вот таким конкретным образом проведенный эксперимент покажет то-то и то-то — значит, теория неверна, ее надо пересматривать.
Лженаука этому критерию не соответствует. В рамках лженаучной теории можно обосновать всё. Любые несоответствия реальности найдут в ней свои объяснения — либо, что еще более вероятно, будут отвергнуты как надуманные. Отсюда, кстати, вырастают конспирологические теории про всемирный заговор ученых, прячущих от народа правду.
Но ведь и религиозная вера этому критерию не соответствует! Нельзя же, например, оставаясь в рамках христианского вероучения, сказать: «если в истории Палестины I века обнаружится то-то и то-то — значит, Христос не воскресал!». Если нам предъявят «то-то и то-то» — на суть нашей веры это никак не повлияет. Если «то-то и то-то» окажется не фэйком, а реальным открытием — что ж, это позволит нам точнее понимать какие-то культурно-исторические реалии эпохи, но не более того.
В чем же тогда отличие религии от лженауки? В том, что религия не притворяется наукой, равно как и не пытается ее опровергать. Религия с наукой не конкурирует — подобно тому, как поэзия не конкурирует с бухгалтерией. Это разные способы восприятия жизни. Исторический конфликт науки и религии как раз и состоял в том, что очень непросто было разделить сферы деятельности. Это сейчас мы понимаем, что Книга Бытия не является учебником по астрономии и биологии, а во времена Джордано Бруно и Галилея такого понимания не было ни со стороны ученых, ни со стороны христиан (да и самого разделения на «ученых» и «христиан» тоже не было — в массе своей ученые были христианами).
Чем же опасна лженаука для Церкви? Прежде всего,тем, что она подменяет предмет веры. Мы веруем не в «энергию молитв, преобразующую кристаллическую структуру воды», не в «колокольный звон, влияющий на лептонные взаимодействия», не в какую-нибудь, прости Господи, телегонию. Лженаука, обращенная в сторону религии, пытается навязать нам квазинаучные объяснения духовных явлений, равно как и дать квазидуховные объяснения явлениям природным. Верующий, купившийся на такие вещи, теряет духовную трезвость и начинает увлекаться всяческим оккультизмом — пускай и с «кнопочками и лампочками». То есть, с точки зрения ортодоксального христианства, лженаука — это духовная ловушка.
Причина увлечения лженаукой в церковной среде — а такое увлечение, увы, имеет место! — весьма проста. Здесь прежде всего наследие советских времен, когда в обществе наука имела заоблачный авторитет, и кое-кто из верующих стремился подпереть этим авторитетом само христианское вероучение. Хотели ведь как лучше — чтобы не выглядеть ретроградами, чтобы кого-то, быть может, обратить в веру аргументами «на самом деле наука нашу веру подтверждает». Получилось, разумеется, как всегда — вред нанесен и вере, и науке. Плюс к тому между верой и наукой посеян дополнительный конфликт. Это ж не всякий станет разбираться, действительно ли Церковь поддерживает всяких биопольщиков и «парапсихологов» — большинство решат, что одного поля ягоды.
Похоже, именно так считал и покойный академик Кругляков. Очень жаль. Ведь можно было бы, оставаясь атеистом, принять руку помощи от христианства — перед лицом общего врага. Мракобесие-то действительно наступает. Мракобесие, в котором нет места ни науке, ни религии.
Источник: Журнал «Фома»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии