Церковь и гомосексуализм: возможен ли диалог? Сергей Кузнецов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Церковь и гомосексуализм: возможен ли диалог?

Активная евроинтеграция Украины и события последних нескольких месяцев, связанные с популяризацией ЛГБТ-идеологии, заставляют Церковь обратить пристальное внимание на то, что происходит вокруг. 18 июня представители так называемых секс-меньшинств снова намерены провести свой «гей-парад». Блаженнейший Митрополит Онуфрий призвал Киевские городские власти прислушиваться к мнению верующей общины столицы и не допустить его проведения. Давая оценку данному мероприятию, Его Блаженство подчеркнул, что «христиане должны четко и недвусмысленно высказываться против пропаганды греха и пренебрежения к христианским добродетелям».

Всем нам известен нерушимый принцип христианства: любить грешника и ненавидеть грех. «Божье – любить ненавидящих. Дьявольское – ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое – любить любящих, ненавидеть ненавидящих», говорил о. Александр Ельчанинов. Богочеловеческая природа Православной Церкви проявляется именно в этой золотой середине: выдерживать необходимую дистанцию, не отдаляясь насовсем и не приближаясь вплотную к подобного рода проблемам. В Церкви нет и не должно быть места нетерпимости, переходящей на конкретные личности. Мы не должны применять силу, унижения и проявлять агрессию по отношению к меньшинствам. Мы не преследуем личности – мы искореняем проблему. Это основной и нерушимый принцип христианской жизни.

Проблему отношения Церкви к гомосексуализму следует отметить в трех основных направлениях: 1) искажение природного влечения, 2) личность и 3) пропаганда. С личностью мы уже разобрались: грешник – а Церковь всегда останется на стороне того, что любое противоестественное отклонение – это грех, – входит в своего рода «касту неприкасаемых». Никто не имеет права на унижение чести и достоинства образа и подобия Божия. Отношения личности человека, «купленной дорогой ценой» (1 Кор. 6: 20) Крови Спасителя с Богом – это дело ее совести. Само слово «со-весть» уже подразумевает под собой наличие двух участников: человека и Всеведущего Бога.

Церковь призывает к покаянию грешников вообще, но не отдельные личности. Вопрос подобного суда – это дело духовной жизни и компетенция духовника, если таковой, конечно же, имеется. Имеет ли гомосексуалист право прийти в Церковь и пообщаться со священником? Безусловно. «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), – говорит Спаситель. В первую очередь права на нетерпимость к личности лишен священник, а по его примеру и все собрание верных.

Главное здесь то, что подобного рода духовное окормление должно основываться на принципе покаяния и стремления измениться. Современный человек, а в особенности молодежь, стремится совлечь с себя любое ограничение и избежать любого нравоучения. Нам надоело, что нас учат. «Дайте пожить», – именно такая мысль крутится в беспечном мозгу людей и, к сожалению, не только невоцерковленных. Искажение природного влечения – это и есть собственно грех.

Библейских оснований этому более чем предостаточно: «Если мужчина ляжет с мужчиной, как ложатся с женщиной, они оба сделали мерзость. Их нужно предать смерти, они сами виновны в своей гибели» (Лев. 20: 13), «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9), «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26-27).

Недавно в нашумевшем цикле телепередач «Тайный код веры» была поднята проблема отношения Церкви к гомосексуализму. Тогда о. Георгий Коваленко обратился за советом к клирику так называемого «Киевского патриархата», и мы услышали, что доводы Библии оказываются «не так однозначны, как казалось». Это довольно странно по ряду причин: 1) интервьюируемый клирик не является библеистом и рассуждать об однозначности/неоднозначности библейского текста не может в принципе, 2) что помешало тогда о. Георгию обратиться за советом к представителю ортодоксального иудаизма, который, опираясь на оригинальный текст Торы, несомненно, дал бы весьма интересный комментарий, правда, скорее всего, неугодный редакции передачи?

Не отходя от темы статьи, отметим лишь то, что впервые разговоры о «неоднозначности» библейского текста в этом ключе начались после перевода Библии Лютером (XVI в.), который, вместо прямого указания на гомосексуализм, посчитал, что в книге Левит говорится о педофилии. Неавторитетность Предания для Лютера сыграла здесь не последнюю роль… Кроме того, существует и целая Квир-теология (англ. queer – гей), которая стремится реабилитировать права сексуальных меньшинств настолько, чтобы более не считать это отклонение грехом.

Один из главных аргументов в пользу подобной реабилитации – это вопрос биологии и психологии. Аргументы апологетов гомосексуализма сводятся к тому, что люди рождаются геями. А если так, то врожденное качество не может считаться отклонением, ведь таковые люди не причиняют дискомфорт другим и себе и в какой-то мере не выходят за рамки общепринятых в обществе норм поведения.

Основной недостаток подобного аргумента – его неоднозначность. Известные исследования об ориентации однояйцевых близнецов обоих полов показали, что вероятность проявления гомосексуальных наклонностей одного из братьев/сестер варьируется в рамках от 48 до 52%, что с точки зрения элементарных основ теории вероятности – дело случая.

Второй нюанс – это так называемая теория Гешвинда-Галабурда. Основная идея этой теории состоит в том, что различия в уровне развития полушарий мозга определяются уровнем тестостерона в крови у матери ребенка в период беременности. Другими словами, леворукость мужчины с большой долей вероятности может быть вызвана большим, чем обычно, присутствием в крови женского гормона эстрогена. Аналогично и умственные способности. Интеллект выше среднего в подавляющем большинстве случаев вызван гормональными особенностями. Это сродни понятиям гениальности и сумасшествия, где оба концепта зачастую сродни двум сторонам одной медали.

Интересно то, что большое число гомосексуалистов – это люди с высоким коэффициентом интеллектуального развития: это писатели, художники, политические деятели и т.д. Но даже, если допустить, что это действительно так, то вероятность естественного врожденного проявления гомосексуальности чрезвычайно мала. К примеру, количество левшей в общей сложности равняется 15% от всего числа людей в мире. При том, что не все левши гомосексуальны, а лишь немногим больше половины. Данная цифра превосходит число всех гомосексуалистов мира, что наталкивает на мысль: большая часть гомосексуалистов стали таковыми ввиду воспитания или же по своей свободной воле, идя на поводу у своей похоти.

Кроме того, благодаря фрейдизму мы узнали о таком явлении, как латентный (т.е. скрытый) гомосексуализм, когда человек может быть гомосексуален на подсознательном уровне, ведя в то же время полноценную семейную жизнь. Латентность гомосексуализма также в подавляющем большинстве случаев является приобретенной и проявляется в первую очередь резкой агрессией по отношению к личностям-геям, а не к проблеме гомосексуализма вообще (подсознательное самооправдание). Как бы там ни было, неоднозначность проблемы гомосексуализма в биологическом и психологическом аспектах оставляет двери предубеждения открытыми, и не только в социальном, а и в церковном плане.

И, наконец, третий момент – это пропаганда. Относясь с любовью к грешнику и ненавидя грех, Церковь категорически против пропаганды гомосексуализма в любой форме. Отклонение не должно поощряться на уровне социального одобрения. Государство не должно навязывать людям что-либо вопреки их убеждениям. Для украинской нации идеал и само понятие семьи – гетеросексуально. Гомосексуальная пара, неспособная к деторождению a priori, не может быть примером для подражания или же предметом общественного одобрения. Плод семейной жизни и любви супругов – это общий ребенок, который будет обладать на генетическом уровне чертами обоих родителей.

Что касается гетеросексуальных бездетных пар, то их бездетность – это испытания и предмет Божественного промысла, когда супруги остаются вместе, несмотря на гипотетическую возможность уйти к другому/другой и создать полноценную семью с общим ребенком. В свете такой логики гомосексуальная пара – это сплошь и рядом обездоленные люди, общий элемент у которых – это грубый искаженный эротизм. Скорее плотский, нежели духовный союз. Именно против пропаганды гомосексуализма всегда и непримиримо будет обращено Церковное осуждение. Церковь принимает и любит грешника, но ненавидит грех, под каким бы обличием он ни предлагался обществу.

Завершим словами Блаженнейшего митрополита Онуфрия: «Организаторы этого «марша» не имеют никакого морального права навязывать свое мировоззрение другим. Наш украинский народ веками живет, соблюдая христианские нравственные нормы и традиционные семейные ценности, которые являются основой формирования здорового общества и сильного государства. Поэтому вполне понятен резкий общий протест верующих Украинской Православной Церкви против проведения подобных акций».

http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/tserkov-i-gomoseksualiz...