ЦЕННОСТИ И АНТИЦЕННОСТИ. ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Прот. Всеволод Чаплин

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 5, 2014).

Образ женоподобного бородатого существа, очевидно, сделавшего смыслом своей жизни борьбу с той природой, в которой создал его Господь, а заодно противостояние традиционным ценностям и России как их провозвестнице – это очень наглядный образ того мира, к вхождению в который нас пытаются принудить современные западные экономические, политические и медийные элиты. Именно элиты, а вовсе не Запад как таковой. Не случайно среди народов Запада все больше людей симпатизирует России и вспоминает свои вроде бы уже отправленные на «свалку истории» христианские традиции. Не случайно и то, что в нашей стране многие стремятся говорить напрямую с народами Западной Европы и Северной Америки, минуя названные элиты. Уверен: будем услышаны. Ведь большинство живущих на Западе людей — нам не враги, и наверняка способны увидеть свет с Востока.

Впрочем, как бы то ни было, нам пытаются всеми способами навязать антилогику антимира, антиценности антихристова царства. Не исключаю, что это попытаются сделать военными средствами, отрывая от православной цивилизации одну землю за другой. Или средствами экономического и политического давления — через грубые окрики, через санкции, через информационные кампании, за которыми, впрочем, прослеживается страх. Недаром на днях в Казани один журналист в беседе со мной предположил: с Православием борются потому, что видят поражение современной западной идеологии и пытаются избавиться от неугодного западным элитам конкурирующего мировоззрения.

Впрочем, пока не получается подчинить нас ни военной силой, ни политической, ни экономической. И поэтому параллельно идет наступление на культурном, а лучше сказать, на контркультурном фронте. Упомянутое существо — это, конечно, очередной вызов строгости нравов, целостности личности и общества, то есть вызов тому, что делает нас сильными. Можно, конечно, не заметить этого вызова, обратить дело в шутку, сбрить или отрастить бороду. Вероятно, действительно не стоит уделять очередному шоу слишком большое внимание. Однако вызов сил, стоящих за бородатой «дамой», все-таки нужно для себя отметить — как часть гораздо более серьезного процесса, к участию в котором нам надо быть готовыми.

Нам в очередной раз показывают, что современные западные элиты никогда не примирятся с самим существованием целостного православного миропонимания и образа жизни, обличающего их совесть и несовместимого с их жизненными планами, распространяемыми на весь мир, на каждого человека. Наши представления об устройстве и жизни общества и те контрценности, которые нам жестко навязываются, никогда не совпадут. И значит, нам надо, наконец, полностью и навсегда отказаться от того, чтобы реализовывать какие-либо идейные, правовые, моральные или ценностные установки, которые нам предлагают западные элиты. Нужно четко сказать себе: вектор развития, предполагающий уже в течение нескольких веков сначала отделение веры от общественной жизни, потом приоритет индивидуальных интересов над общинными, потом диктат экономики над духовной, идейной и политической сферой, потом отрыв денег от труда, потом манипулятивную псевдодемократию (где прямое волеизъявление народа практически невозможно, а элиты контролируют партии, парламенты и правительства), потом разрушение традиционной семьи — все это направление мыслей и поступков прямо противоположно нашему общественному идеалу, даже в том его усеченном виде, который имел место в советские годы.

Нам нельзя соглашаться со всеми этими шагами по демонтажу правильного общественного устройства. Не случайно в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Церковь... не может положительно воспринимать такое устроение миропорядка, при котором в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность». Нам нужно предлагать свой путь народам Запада и Востока, Севера и Юга, постоянно говоря ближним и дальним: если вы не хотите, чтобы кумиром, навязанным вам для поклонения в обязательном порядке, была бородатая «женщина» — сначала на шоу-арене, а потом в качестве общеобязательного идеала человека, не приемлющие которого будут вычеркнуты из жизни общества, — то не принимайте эти предлагаемые вам новшества. Ведь это и будет царством антихриста или одного из его предтеч.

На торжество агрессивного порока нам нужно ответить жизнью на земле по Божию закону. На систему «управляемых конфликтов» — симфонией власти, Церкви и народа. На пропаганду имиджа Томаса Нойвирта как символа культуры смерти — проповедью образов преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия, святых Петра и Февронии, Царской семьи как образов настоящей жизни. Жизни временной, простирающейся в вечность.


Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/3652103.html