Цель жизни человеческой – это превратиться в домик. Богом занятый домик! Протоиерей Андрей Ткачёв
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Вот имя Отца, и Сына, и Духа Святого!
Нам надо еще с вами сейчас отслужить вечернюю. Сразу, сейчас. Присоединить к Литургии. Со чтением коленопреклоненных особенных молитв, раз в год читаемых; целью которых является призывание, сугубое, сильное, особое, призывание всей Церковью Духа Святого на вся люди. Для того, чтобы в нас обновились дары благодати. Верующий человек должен быть – благодатный человек. Если такими умными словами говорить, то «Христианин – это человек Христологичный, Христоцентричный». Христос везде в Церкви должен быть. И христианин – это человек пневматологичный. Духовный. Он в Духе должен быть. В Духе Господнем. И нам надо иметь Духа Благодать. Потому что – бездуховный человек отличается (как труп от живого) от человека, имеющего Духа Святого.
Нам нужно иметь и теоретические знания о Духе и практическое Его имение. Теоретические знания о Духе?.. Я имею в виду то, что Церковь, как догматы, определила. То, что составляло предмет серьезных споров. Богословских. То, что вроде бы, можно было не знать в первом веке. Люди тогда просто жили в Духе Святом; не задумываясь, равный Он Сыну или – не равный, такой же Он как Отец или – не такой. Они имели Духа Святого и в Духе Святом побеждали страсти и не боялись смерти. А потом появились ереси. А потом была богословская война. А потом откристаллизовались, сформулировались правила церковной жизни и догматы. И нам сейчас нужно иметь: с одной стороны – теоретическое знание, а с другой стороны – практическое знание. Ну как…знаете…как географ, например. Один – все книжки про Африку прочитал, но ни разу в Африке не был. А другой – всю Африку пешком исходил, но ни одной книжки про нее не прочитал. А нам нужно быть таким «географом», который бы и книжку прочел и пешком походил. То есть – и имел в себе благодать, и знал о ней все то, что Святые Отцы сказали.
И сейчас мы будем молиться с вами о том, чтобы Бог нам дал благодать. Он нам, собственно, уже дал эту благодать. Источник благодати нашей – это Крещение, которое совершенно было над нами (в детстве или во взрослом возрасте – кого как крестили). Крещение, совершаемое во имя, и в память, и в славу, и в честь Умершего и Воскресшего Иисуса; оно погребает человека, крещаемого, с Иисусом и воскрешает его с Ним. После этого дается миропомазание человеку, в Котором человек исполняется Духа Святого для того, чтобы все заповеди исполнить. Потому что заповеди без Духа Святого неисполнимы. Заповеди о терпении. О любви к ближнему. О милосердии. О бесстрашии перед той самой смертью, о которой я вам только что сказал. Заповеди о всех-всех-всех добрых делах, к которым Господь нас зовет. Они без Духа Святого неисполнимы. Это высшее естественное состояния человека. В Крещении мы все получили омовении и с Христом соединение. Все получили Духа Святого. Поэтому, апостол Павел говорит взрослым людям, которым он писал свои послания: «Не оскорбляйте святого Духа Божьего, в котором вы запечатлены в день искупления» (Еф.4,30). Они (люди) все понимали, потому что – они все это взрослыми получили. Мы же – в большинстве своем – получили полноту – в детстве. Но вместе с полнотой христианского Крещения мы не получили никакого образования и воспитания. Это огромная проблема всей нашей церковной жизни – все получаем в детстве, но, пока дорастем до зрелого возраста, все теряем. И нужно опять все приобретать заново. Потом, конечно, это все приобретается заново. Покаяние – как второе Крещение – омывает человека, возвращает ему погибшие добродетели. Дает ему обратно милость Божию. И как говорит святой Иоанн Лествичник: «Слезы после крещения, дороже, чем вода Крещения».
Конечно, потом уже, когда освященный и очищенный – опять осквернился – там кроме «слез» – больше и идти некуда. Там так и говорят: «Будемте плакать!»
Поэтому, через слезы, через воздыхание, через деятельный покаянный труд человек возвращает себе милость Божию. Он опять, как блудный сын, приходит к отцу и находит отца милостивым. Притчу о Блудном Сыне может каждый из нас знать по себе самому – не из книжки, а по своей коже. Он сам – со свиньями якшался в далекой стране. Он – пришел в нищету. Он – пошел со страхом обратно. Он – не считал себя сыном, а наемником. И это его обнял отец и дал обратно все, что нужно человеку верующему. Сапоги – на ноги, перстень – на руку, новую одежду. И – тельца заколол. Это все знаки, некие символы благодатного жития во Христе.
И вот нам с вами нужен Дух Божий. Ставили ли мы себе когда-нибудь такую цель – жить в Духе Святом? Не знаю – кто-то может и ставил. А кто-то, может быть, впервые об этом слышит. Одна из целей христианина (может быть – главная, крайняя, последняя) – это жить в Духе Святом. Апостол Павел пришел когда-то в одно место. И там были проповедники Евангелие, которые знали только про Иоанна Предтечу. Только его знали. И крестились крещением Иоанновым. А он (Павел) говорит им: «А вы Духа Святого приняли?» А они: «Мы даже не знаем, что Дух Святой есть». И он возложил на них руки, дал им Духа Божьего, и они стали полноценными благовестниками Евангелие.
Так же вот – некоторые, может, даже и не знают: Где Он? и Кто Он? и Как с Ним? и Откуда Он берется? и Что – подает человеку? Как Исаия пишет: «Дух премудрости и разума. Дух ведения. Дух страха Божия. Дух совета и крепости» (Ис.11,2). Это Дух Божий, который подает все благое. Им дышит Церковь. Нет ни одного Таинства, которое бы совершалось без Его участия. Все, что совершается в Церкви – совершается Им. От Него дается мудрость проповедникам Евангелие. От Него дается крепость на враги всем преподобным, которые умерщвляют плоть свою, а вместе с ней и грехи, в плоти гнездящиеся; и мужественно проходят тернистый путь монашества. От Него подается бесстрашие мученикам. От Него подается милосердное, широкое сердце всем благотворителям. От Него всякое даяние благо и всяк дар совершен сходит свыше. Оттуда, откуда сошел в виде огненных язык на апостолов Дух Святой. И Он нам очень нужен. Кто хочет побороть ту или иную страсть и не может – пусть знает, что своими силами он ее не поборет. Нужна содействующая Святого Духа благодать. И вообще, как Серафим Саровский говорил… говорил же он всем христианам. (Это чтение самое доступное и самое широко-распространенное среди русских, по крайней мере, верующих людей): «Наша цель – жить в Духе Божием. Стяжать, то есть, приобрести, Духа Божьего». Потому и говорится: «Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны». Дух Святой действует не ради Себя и не во Имя Свое. Действие Его и жизнь Его в Церкви совершается во имя Иисуса Христа. Где Иисуса любят, там и Дух присутствует. Дух Себе славы не хочет. Дух Святой действует там, где призывается Имя Христово, там, где человек Христу поклоняется. Каждое лицо Святой Троицы Божественное отдает Свою славу Другому. Отец отдал всю славу Сыну. Отец не судит никого, но весь суд дал Сыну. Сын пришел во имя Отца, а не во имя Свое. И Дух Святой действует не во имя Свое, а во имя Сына и во славу Отца. Дух Божий есть – дух целомудрия. Он есть – дух премудрости. Кто ищет, например, благодати через Библию Святую и читает ее с жадностью, тот, видимо, ищет ничего иного, как этого источника воды живой. Кто любит Церковь Христову, кто любит богослужение, кто не пропускает его, кто корит себя беспощадно за то, что он пропустил службу или опоздал на нее; тот знает, что он опоздал к Духу Святому и себя лишил (добровольно или невольно) какой-то очередной крупицы этого благодатного посещения. Все, что есть у нас, – все от Него. Все – Им. И все – к Нему.
Сейчас, когда будем молиться, то вы просите у Бога… что хотите, просите, на самом деле. Просите…Может быть, я предложу вам. У Дмитрия Ростовского есть такая просьба: «Возврати мне, Господи, добродетели через грех погибшие!» Слышите, какую просьбу можно к Богу обратить? Грех посушил в нас, как зной, ростки многих хороших дел. Человек мог бы быть без греха – и смелее, и – мудрее, и – с лучшей памятью, и – с «ширшей» душой, и – с меньшей грязью. Он мог бы быть вообще удивительным. И таланты наши многие погибли через грех. И время нашей жизни мы глупо провели. Ведь много можно было бы сделать хороших вещей, а оно прошло – в суете. И потом, когда вдруг поймет человек, ему очень жалко смотреть на себя.
Потому Дмитрий Ростовский и молится: «Возврати мне, Господи, добродетели из-за греха погибшие!» И вы можете просить этого себе.
Просите веры настоящей. Просите, чтобы вы полюбили Иисуса Христа, Сына Божьего, всем умом, всей душой, всей крепостью, всем помышлением, и искали в жизни только одного – «творить Его волю». Центр жизни нашей – это Иисус Христос. Воскресший из мертвых. Сидящий на небесах, одесную Отца. Паки грядущий со славой судить живых и мертвых. И Царствию Его не будет конца. Просите себе веры к Нему.
Покаяния просите… Просите веры для других…
Будут приноситься молитвы о почивших. И даже будет произнесено слово о тех, которые во аде держимы. То есть – о людях, которые связаны многими пленницами беззаконий. И не имеют свободы души их за гробом. И они во мраке бредутся. Они там страдают, и скрежещут зубы в духовном смысле, ожидая освобождения. И за них сегодня Церковь Богу молитву принесет.
В общем, слушайте внимательно, как всегда. Что нужно от нас в церкви Божией? Внимание к тому, что поется. Внимание к тому, что читается. И любовь к Тому, Кого ради это совершается. Я имею в виду Сына Божьего, Христа Иисуса, от Девы Родившегося и из мертвых Воскресшего.
Итак, мы еще помолимся сегодня. Сегодня особый день. Всем нам желаю почувствовать обновление Духа Божьего в душах ваших и в телесах ваших. Потому что, и – то, и – другое – Господне. Прославьте Бога в душе вашей и в теле вашем. И – то, и – другое – Бог создал. Бога нужно славить не только языком, не только умом, не только памятью, не только волей. Но и в теле нужно Бога прославить. Чтобы человек был духоносец. Чтобы он был – дом Божий. Мы все еще это только начинаем делать. Мы все далеки от этой задачи. Задача – во! Какая! Грандиозная! – Чтобы человек стал жилищем Духа Святого. «Зачем создал Бог человека?» Это спрашивают на первом уроке в первом классе семинарии. «Какая цель творения мира?» Вопрос на засыпку. Так можно любого богослова засыпать. Зачем Бог мир создал? – Создал множество разумных творений, человеком именуемых, чтобы жить в них! Человек создан как дом! Как чаша! Как храм! В этом храме хочет Бог жить. Но Он не живет с квартирантами. «Либо Я живу, – говорит Господь, – либо кто-хочешь». Вот кто-хочешь и живет. «Я хочу жить один. Это Мой дом. Здесь Мое место. Се место славы Моей – человек». В принципе, это теоретическое потенциальное место славы Господней. Мы – на святых это видим. На Матроне – видим. На Серафиме – видим. На Иоанне Кронштадтском – видим. На Николае Чудотворце – видим. «Домы Божии!» Господь говорит: «Вселюсь в них и буду жить в них. И буду вам Отцом. Вы будете Мне дети!» Вот Он вселился и живет в них. А с нами еще вопрос открытый.
И вот нам сегодня еще предстоит понять духовную задачу. Мы должны, по крайней мере – сегодня, поставить перед собой такую цель. Со смирением, без наглости сказать: «Господи, я вообще не понимаю – зачем я живу на свете? А оказывается – я должен жить для того, чтобы Ты во мне жил! Чтобы Дух Твой Благий пришел и вселился в нас. И очистил нас (слышите??) от всякой скверны. И спас души наши. Чтобы мы Тобою жили. Бог – жизнь моя». Мы ведь не от хлеба живем. Не может хлебом одним жить человек. Духом Божиим нужно жить человеку. Всяким словом благодати, исходящим из уст Его.
Вот сегодня цель какая ставится перед человеком. Потом будем, конечно, к этому долго идти. Конечно, нету Духа Святого в сребролюбце. Нет Духа Святого в злопамятном. Нет Духа Святого в развратнике. Ну, нет Духа Святого во всем том, что Духу Божьему противно. Вот для того-то и нужно бороться со страстями. Не просто же, чтобы страсть победить, а чтобы Богу не мешать в меня зайти и со мною жить. И украсить меня как новый домик. Чтобы я был такой зеленый и красивый изнутри весь. Как помытая храмина. Только – не пустая. Потому что – пустое и помытое – это для беса жилище. Нужно быть помытым, чистым и Богом заселенным. Как бывает плохо, когда человек почистился, помылся и – не заселился. И потом– злой заходит обратно. И берет с собой семь злейших. Бывает второе хуже первого. Нужно почиститься, помыться и заселиться.
Вот эти слова себе запомните. «Приди. Приди. Душе Святый. Приди. Утешителю. Приди. Вселися в ны». Слышите? Утешитель! Все скорбят в жизни. Нет ни одного веселого человека. У всех печаль на сердце. У всех страхи в душе. У всех опасности – справа и слева. И всем умирать придется. Некому завидовать. Завидовать вообще в жизни некому. Потому что – все одинаковы есмы. Все под Дамокловым мечом ходим. () Вот так живешь со страхом, как заяц. Утешитель Дух… Утешает человека. А кто еще утешит человека? Он так же утешает как Христос. Христос же говорил: «Иного Утешителя дам вам. Уйду от вас, но вас одних не оставлю. Иного Утешителя дам вам. Духа истины, который от Отца исходит. Он пребудет с вами вовек» (Ин.14:16-17). То есть – Дух Святой утешает человека так же, как было хорошо апостолам при Христе Живом на земле. Они ходили за Ним как гусята за гусыней. Ничего не боялись. Он их и кормил, и лечил. То – напугает, то – утешит. То – научит, то – даст им урок какой-нибудь. Они три года провели в таком великом чуде. В близости к Иисусу Христу. То же самое могут иметь все христиане с Духом Святым. Иной утешитель для всякой верующей души. Ищите Его в службе Божией. Ищите Его в братской любви. Ищите Его в благотворении и милосердии. Ищите Его в причастии. Ищите Его в слезах ночных, которые прольются у вас на молитве тайной. (Вот не спится ночью, тихонько сползи с кровати, встань в уголок. И помолись Богу. О всех грехах своих. О будущем дне смерти своей (…) Как это нужно постоянно: «Христианской кончины живота нашего. Безболезненной и непостыдной. Мирной. И доброго ответа на Страшном Судище Христовом – просим». Это все не простые слова. Это все очень важно. Это все касается каждого человека. Ищите Духа Святого и служите Ему как можете. Не забудьте в Библии поискать Его. Как только эту книжку раскроешь и читать начнешь, Он сразу с тобой заговорит. Но и много еще других путей есть. Об этом сейчас не будем подробно говорить. Нам еще молиться надо. Но главным образом – себе цель поставьте. Очиститься и освятиться. Дайте место в себе Духу Святому. Слышите? Упразднитесь. Отступите от себя. Не будьте полны сами собою. Дайте место Богу в вас.
Цель жизни человеческой – это превратиться в евхаристическую чашу. Превратиться в домик. Чистый. Подметенный. И украшенный. Богом занятый.
Слышите? Богом занятый домик!
Вот цель нашей жизни, на пути к которой мы сейчас почитаем молитвы. Послужим эту Великую Вечерню сокращенную и почитаем коленопреклоненные молитвы. Да услышит нас всех и да помилует нас всех Воскресший из мертвых Иисус, который будет нас судить. Который уже нас судит – потому что совесть наша, обличаемая – от Него. И который потом последним судом – на Страшном Суде скажет нам: или – «Придите!», или – «Отойдите!». Он там много слов говорить не будет. Одним скажет – «Придите». Другим скажет – «Отойдите». Дай Бог, чтобы мы (судимые пока что от Него в совести нашей) на Страшном Суде услыхали от Него – «Придите благословенные Отца Моего!»
Об этом тоже можно сейчас молиться.
Аминь.
16.06.2019
https://www.andreytkachev.com/propoved-v-den-svyatoj-troicy-16-06-2019/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии