Царский род, освященный мученической кровью. Схиигумен Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

(Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2)

Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первые русские мученики святые князья Борис и Глеб пострадали не так, как древние мученики. От них уже никто не требовал отречения от Христа, им не надо было исповедовать Православную веру перед иноверцами, потому что сами их гонители и убийцы формально также были православными христианами. И их брат по отцу – князь Святополк, прозванный впоследствии Окаянным, и слуги князя Глеба, предательски убившие его, и наемные убийцы, посланные Святополком, чтобы убить князя Бориса, – все они были формально православными. Но истинно православными показали себя в тот момент немногие: конечно, сами Борис и Глеб, а также несколько их верных слуг, например, дружинник князя Бориса, который пытался закрыть его своим телом и также был убит посланниками князя Святополка. Мы видим, что служение Христу и страдания за Христа возможны в любые времена. Причем в данном случае причина, по которой пострадали мученики Борис и Глеб, по видимости касалась дел земных, государственных – князь Святополк хотел захватить княжеский престол, законными наследниками которого были в первую очередь Борис и его младший брат Глеб. И обыкновенная междоусобная распря явилась поводом для того, чтобы святые князья пострадали за Христа, ибо они сохранили свое Православие, свою чистоту до самой кончины. В наше время этот пример может послужить доказательством того, что и святые Царственные Мученики также достойны прославления именно как мученики, несмотря на то что формально и от них никто не требовал отречения от Христа и попрания истинного христианства. Речь шла как будто бы о том, что, когда белые войска войдут в Екатеринбург, члены Царской Семьи окажутся знаменем в руках врагов советской власти и станут реальными претендентами на царский престол. Ведь Колчак, возглавлявший в то время белое движение, будучи монархистом, естественно, попытался бы восстановить монархию в России. Пусть члены Царской Семьи не совершили никаких особенных внешних христианских подвигов, но они до самой последней минуты своей жизни сохранили верность Православию. В самой безвыходной ситуации они остались мужественными и терпеливыми, сохранили самообладание. Будучи в недавнем времени, чуть более года назад, людьми, стоявшими во главе огромной страны, от которой, в свою очередь, зависела судьба мира, они оказались вдруг совершенно беспомощными, беззащитными и униженными, но все же сохранили свой христианский облик. И это уже говорит о многом: об их собранности, о том, что преданность идеалам христианства, пусть не высказанная ими, потому что они к этому и не были готовы, но зато доказанная самим делом, была в Царственных Мучениках весьма сильна. Она-то и позволила им до конца сохранить свое человеческое достоинство, что в таких условиях – хотя никто не хочет этого замечать – сделать чрезвычайно трудно. Мы знаем, что в те времена, в особенности в 20–30-е годы, многие люди, арестованные чекистами, подвергаясь пыткам и унижениям в застенках советских тюрем, проявляли малодушие и предавали своих собратьев. Я говорю это не в осуждение этим страдальцам – кто знает, как мы повели бы себя в такой ситуации, – но чтобы, сравнив с ними, показать величие подвига, самообладания и мужества Царственных Мучеников. Прежде всего Государя-Мученика Николая, который не только сам сохранял самообладание, но, как глава семьи, сумел и свою семью так мудро настроить, чтобы они благодушно переносили величайшее унижение, величайшую скорбь. Понять их душевные страдания, понять, что им приходилось терпеть, можно только тогда, когда мы сравним их унижение с той высотой, с которой они были низведены Промыслом Божиим. Чтобы понять подвиг Царственных Мучеников, нужно осознать, чем они обладали и чего они лишились. Мы же, как недостойные, низкие люди, как чернь, как плебеи, осуждаем их за то, что они ничего особенного не сделали – ничего такого, что, как нам представляется, должны совершить мученики.

Мы идеализируем и абстрагируем реального человека, хотим превратить его в какой-то литературный персонаж, вместо того чтобы посмотреть на человека просто. Так поступают люди, которые осуждают Царственных Мучеников, как будто бы не сделавших ничего особенного – просто невинно убитых. Если человек сохранил Православие и вел себя достойно до самой последней минуты своей жизни, то это уже великий подвиг, посильный весьма немногим людям. Приложим это к себе – и увидим, что так оно и есть. Святые Царственные Мученики как бы замыкают собой целый ряд святых угодников Божиих, происходивших из княжеских, великокняжеских и царских родов России. Подобно тому как Борис и Глеб положили начало и, так сказать, освятили царский род своей мученической кровью, святые Царственные Мученики – Государь Николай с семьей – своей мученической кровью запечатали, закончили царский род.

6 августа 2000 года

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/n/232/1/html_id/for