Царебожническая иконография. Дмитрий Марченко
Часто ли мы всерьёз задумываемся над тем, насколько опасны некоторые околоцерковные течения, так или иначе проникающие внутрь церковной ограды?
Например – так называемое царебожие. Иногда верующие считают, что это всего-навсего гипертрофированное почитание государя-страстотерпца Николая II, эдакая безобидная блажь. Сразу оговорюсь, что простое предпочтение монархии, как политического устройства, само по себе не может быть ни хорошо, ни плохо с точки зрения религиозности. Но, в отличие от простых верующих, имеющих монархические взгляды или просто чтущих Царственных Страстотерпцев, учение царебожников искажает, сужает, компрометирует и оскверняет память Царя Страстотерпца.
Богословский аспект этого учения не является непосредственным предметом рассмотрения данной статьи. Мы рассмотрим иконографию царебожников на примере двух «икон», в которых наиболее полно отображена суть их идеологии.
Первое изображение называется: «Богоматерь Русского Царства Великого. Икона Престола Царствующего Дома Романовых в ожидании Грядущего Царя-Победителя».
Само название уже програмно. Разумеется, есть Богородичные иконы, «приписанные» к определённым местностям: Казанская, Владимирская, Иверская и т.д. Но здесь приписку имеет уже не икона, но Сама Богородица. Более того, появляется ярко выраженный националистический аспект.
Второе название вызывает ещё большее недоумение – «икона престола», это нечто необычное в православной иконографии. Конечно, в иконах встречается изображение престола как элемента иконы и даже примерно в таком же виде, как на этой иконе. И вот здесь мы сталкиваемся с первой подменой. «Престол, ожидающий грядущего Царя», это т.н. «этимасия», - «Престол уготованный». Его часто можно встретить в иконе «Страшного суда». Однако этот элемент символизирует Второе Пришествие Христа, «грядущего со славою судити живым и мертвым». В данном же случае речь не идёт об ожидании Спасителя, здесь подразумевается ожидание некоего мифического «царя-победителя».
Теперь о самой иконе. Интересен подбор персонажей. Помимо тенденциозно подобранных святых и их специфической иерархии (апостол Андрей Первозванный, например, задвинут в самый последний ряд), мы видим также альтернативных царебожнических «святых» – Григория Распутина, «вещего монаха» Авеля и ряд русских князей и царей, по большей части неканонизированных Церковью. Здесь и столь почитаемый царепоклонниками Иоанн Грозный. Также мы видим великого князя Московского Иоанна I Калиту и императора Петра I, которые, по всей видимости, оказались в лике святых не за святость, но за государственное строительство: первый был устроителем Московской державы, второй - основателем Российской Империи. В данном случае отразилась одна довольно симптоматичная черта их идеологии — не разделять царства земного с Небесным. Стоит ли упоминать, что данные исторические персонажи святостью жизни не отличались? Можно также вспомнить историю, например, Византии, где представители Исаврийской династии, прославившиеся именно на стези государственного строительства, в отношении Церкви были гонителями-иконоборцами.
Стоит отметить, что этот симптом характерен для любой идеологии, которая подменяет церковность национализмом. Так, известна украинская версия такой иконографии, где наряду со святыми изображены Петлюра, Бандера и т.д.
Теперь обратимся ко второй «иконе»: «Святой Великомученик Царь Николай». Напомню, что для царебожников государь Николай II является «искупителем грехов русского народа». Но мы знаем, что единственным Искупителем грехов всего человечества является Господь наш Иисус Христос. Снова подмена. И эта «икона» демонстрирует её со всей наглядностью.
Характерной элементом иконографии мучеников является крест. А в данном случае мы видим не символический небольшой крест в руке мученика, но полноразмерный голгофский крест Спасителя. Далее мы видим терновый венец, который также является исключительным атрибутом крестных мук Христа.
Одна такая «икона» может рассказать больше, чем целый тематический сайт. Ведь словами можно и жонглировать, а иконные изображения в этом смысле более наглядны.
Таким образом, в обоих случаях мы видим подмену Христа личностью царя. Проще говоря, вопреки заповеди самого Христа отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21), царебожники Божие отдают кесарю.
***
Зарождающаяся ересь налицо. Можно было бы махнуть рукой – ну это же не мы. Но в том-то и дело, что помимо махровых раскольников в лице бывшего епископа Диомида и его сторонников, есть довольно большой процент прихожан, которые в той или иной мере разделяют эти взгляды или сочувствуют им. Именно о них нам не стоит забывать и по мере сил разъяснять весь соблазн, всю лживость царебожия.
Источник: Православіє в Україні
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии