Царь Соломон как автор и персонаж. Андрей Десницкий

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Десницкий

Золотой век древнего Израиля принято связывать с царствованием сына Давида, царя Соломона. С его именем связаны и некоторые книги Ветхого Завета, но при этом о самом Соломоне, в отличие от Давида, в Библии сказано довольно мало. О нём, скорее, говорят его дела и слова — построенный им Храм, сказанные им притчи.


Некогда царь Давид вёл победоносные войны, покорял окрестные народы и раздвигал границы своего государства. И вот однажды Давид решил, что настала пора построить дворец не только для себя, но и для Бога. Давид позвал к себе пророка Нафана и сказал ему: «Я живу во дворце из кедра, а ковчег Божий находится в шатре». Действительно, почему бы не построить роскошный храм, отблагодарив Бога за все Его благословения? Пророк согласился с планом царя. Но, как говорили наши предки, «Бог не в брёвнах, а в рёбрах», и не всегда храмостроительство бывает угодно Богу.

На следующую ночь Нафану явился во сне Сам Господь и передал для Давида такие слова: «Ты ли построишь Мне дом, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня? Где бы Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово тому, кого Я назначил пасти народ Мой Израиля: почему не построите Мне кедрового дома? Давид, Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих, и сделал имя твоё великим. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то сын твой построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его, но милости Моей не отниму от него».

Бог напомнил царю, от кого на самом деле исходит инициатива: не человек строит для Него дома, но Бог даёт пространство для жизни человеку. Ещё Он напомнил Давиду, что это Он Сам — единственно подлинный Царь Израиля. Любой человек на престоле был лишь Его наместником, более или менее успешным. Давид не был ни безгрешным человеком, ни идеальным правителем, но он всегда оставался верен Богу. Отныне только его потомки могли быть законными царями Израиля, если, конечно, они пойдут по его стопам. А в пророчестве «твой сын будет Мне сыном» звучит предвестие грядущего рождения Иисуса из Назарета, Которого назовут сыном (то есть потомком) Давида и Сыном Божиим.

Но пророчество ещё не означает, что всё произойдёт само собой. Здесь уже пришлось потрудиться матери Соломона, царице Вирсавии. Операция «Преемник» потребовала от неё и её союзников при дворе Давида немалого искусства, потому что другой сын Давида от другой жены, Адония, уже провозгласил себя царём. Вирсавия, предварительно договорившись обо всём с верными ей царскими приближёнными, пожаловалась царю: он обещал престол Соломону, но его уже занял Адония. В тот самый момент к Давиду вошёл пророк Нафан и подтвердил правоту её слов. И тогда царь принял решение. Он вызвал первосвященника и военачальника, велел им помазать Соломона на царство и провозгласить его царём прямо сейчас, ещё при своей жизни.

Перед смертью Давид дал Соломону ряд наставлений. Часть из них касалась того, как следует поступить с врагами Давида (ничего хорошего их не ждало), но главное всё-таки было в другом. Он сказал сыну: «Вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь твёрд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его, чтобы быть тебе благоразумным во всём, что ни будешь делать».

Так Соломон взошёл на престол, помня об обещании Господа относиться к нему как к Своему сыну. Вскоре Он Сам явился юному царю во сне и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон ответил так: «Господи Боже мой, Ты поставил меня царём вместо отца моего Давида, но я так молод; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Это понравилось Господу, и Он обещал: «За то, что ты не просил себе долгой жизни, богатства, душ врагов твоих, но просил себе разума, — вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не будет. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу».

Только одна история в Библии иллюстрирует мудрость царя Соломона. Интересно, что связана она с семейной драмой, а решения самого славного царя ждут две женщины самого низкого положения — блудницы, живущие в одном и том же доме. У каждой из них родился младенец, но внезапно один из них умер. Каждая утверждала, что в живых остался именно её сын, а другая тайно подменила живого ребёнка мёртвым. Генетической экспертизы тогда не существовало, других доказательств тоже не было ни у одной из сторон. Тогда Соломон, словно он устал от этих препирательств, велел принести меч и разрубить ребёнка надвое, а потом отдать каждой женщине по половинке. Чужая готова была согласиться с этим решением «ни мне, ни тебе», но родная мама хотела сохранить жизнь ребёнку любой ценой и умоляла не делать этого. Ей и велел царь отдать дитя.

Весть о мудром царе распространилась далеко по окрестным странам, и однажды к нему пришла ради «культурного обмена» царица далёкой южной страны Савы. Библия рассказывает только о том, как Соломон делился с ней своей мудростью и как они, по обычаям восточных монархов, наделили друг друга роскошными дарами. Но людям свойственно придумывать романтические истории даже там, где их нет, и ещё в двадцатом веке правящая династия Эфиопии возводила своё происхождение к тому ребёнку, который якобы родился у царицы Савской через девять месяцев после этого визита на высшем уровне. Скорее всего, это вымысел.

Но главным делом Соломона стала постройка Храма в Иерусалиме. Его отец Давид приготовил для постройки и планы, и материалы, но осуществить этот проект предстояло именно Соломону. И он взялся за дело... Наверное, сегодняшнему человеку этот Храм, размеры которого, не считая второстепенных и служебных помещений, составляли 30 на 10 метров, показался бы невзрачным, но для тех времён его сооружение было колоссальным событием. Теперь поклоняться Единому Богу израильтяне должны были только в одном месте, чтобы множество святилищ и обрядов не привело к «размыванию» веры древнего Израиля на множество местных культов, как у языческих народов.

На церемонии освящения Храма Соломон произнёс молитву, которая предсказала дальнейшую историю Израиля. Но главное, она объяснила, в чём заключается самая суть храмового богослужения в Ветхом Завете: «Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу. Небеса небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, но услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на небесах и помилуй. Воздай каждому по путям его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих. Если и иноплеменник придёт из земли далёкой помолиться у храма сего, услышь с неба, чтобы все народы земли знали имя Твоё. Когда выйдет народ Твой на войну и будет молиться Господу, тогда сделай, что потребно для них. Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и отведут их в чужую землю, и обратятся они к Тебе всем сердцем своим в земле врагов, тогда услышь с неба молитву их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чём он согрешил пред Тобою. Ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, Владыка Господи!»

Действительно, израильтянам предстояли и кровавые войны, и плен в чужой земле, но важнее всего та великая роль, которую им предстояло сыграть в истории человечества — донести до всех народов земли весть о Едином Боге.

Имя царя носят и несколько книг Библии. Едва ли он был их автором в том смысле, в каком Толстой был автором «Войны и мира» или Пушкин — «Евгения Онегина». Скорее всего, он положил начало собиранию мудрых изречений и прекрасных песен, а какие-то из них сочинил сам. В конце концов, в книге Притчей так и указано: часть этих изречений собрали люди царя Езекии, а другая часть вообще была написана языческими царями Агуром и Лемуилом. Но еврейское предание говорит, что в молодости Соломон написал Песнь песней, в зрелом возрасте — книгу Притчей, а в старости — книгу Екклесиаста.

Такое предание хорошо отражает содержание этих книг, в которых перед нами как будто проходят три времени человеческой жизни. Песнь песней — это гимн юной любви (чтобы лучше показать поэтическую ткань оригинала, я позволю себе цитировать эти тексты в современных переводах):

Как прекрасна ты, милая, как ты прекрасна!
Твои очи под фатою — голубицы,
Твои волосы — как стадо коз, что сбегает с гор галаадских,
Твои зубы — как постриженные овцы, возвращающиеся с купанья,
родила из них каждая двойню, и нет среди них бесплодной.

...
Положи меня печатью на сердце,
на руку твою печатью!
Ибо любовь — как смерть сильна,
ревность — как ад тяжка,
жаром жжёт — Божие пламя она —
и не могут многие воды любовь погасить,
не затопить её рекам.

Эта книга настолько переполнена сложными образами, что её издавна старались истолковать символически, видя в ней, например, историю любви Бога и избранного народа, или Бога и человеческой души, или Христа и Церкви. Все эти истолкования вполне осмыслены и правомерны, но на буквальном уровне перед нами гимн любви девушки и юноши. В конце концов, истинной любви не чужда бывает ни духовная, ни телесная сторона.

А вот Притчи — это размышления зрелого человека о том, как устроен этот мир и как ведут себя в нём разумный и неразумный человек.

Женская мудрость возводит дом,
а женская глупость — сама его рушит.
Мудрый страшится и чурается зла,
зато глупец буянит, ничего не боится.
Сердце спокойно — тело здорово,
а зависть и ревность — что гниль для костей.

Наконец, Екклесиаст, то есть «Проповедник» — это грустные размышления о бренности человеческой жизни, так созвучные преклонным годам:

Род уходит, и род приходит,
а земля остаётся навек.
Солнце всходит, солнце заходит
и спешит к месту восхода.
Летит на юг, поворачивает на север —
кружится, кружится ветер,
вновь летит на свои круги.
Все потоки бегут к морю,
а море всё не полно.
Не насытится глаз, глядя;
не наполнится, слушая, ухо.
Что было — то и будет,
что случалось — то и случится.

...

В юности помни Творца,
пока не настали злые дни
и годы, о которых скажешь «не хочу их»,
пока не погасло солнце, луна и звёзды...
Человек уходит в свой вечный дом,
и плакальщики по улице кружатся.
Пока ещё не порвался серебряный шнур
и не раскололась золотая чаша,
и не разбился кувшин у источника,
и не обрушилось колесо над колодцем —
а тогда то, что от пыли земной, вернётся в землю,
дух же вернётся к Богу, Который его дал.

И в самом деле, слова этой книги созвучны судьбе Соломона. Его правление было мирным и безмятежным. Но золотой век никогда не длится так долго, как хотелось бы... В старости Соломон, в гареме которого была примерно тысяча женщин, поддался искушению идолопоклонства. Нет, он не оставил Единого Бога, но слишком снисходительно относился к культам самых разных языческих божеств, процветавших в его гареме, и даже занялся обустройством святилищ для этих богов, чтобы «удовлетворить религиозные потребности» своих жён и наложниц...

Всё произошедшее после его смерти Библия трактует как наказание за этот грех. Ему наследовал сын Ровоам. Когда он вступил на престол, народ отправил к нему делегацию с просьбой уменьшить тяжкое бремя податей и налогов (оказывается, небывалая роскошь Храма и царского двора обходилась народу достаточно дорого). Мудрые советники советовали Ровоаму внять просьбам людей, но молодые товарищи советовали ему показать, кто тут хозяин. Так новый царь и объявил народу: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».

Но ничего хорошего из этого совета не получилось. Народ восстал, и Ровоам сохранил власть только над своим родным племенем — коленом Иуды, занимавшим южную часть Палестины. Северные племена объединились в новом царстве, назвав его Израильским. Так началась долгая история двух царств одного народа, которым уже никогда не суждено было воссоединиться...

В православных изданиях Библии к трём каноническим книгам, носящим имя Соломона, добавляется неканоническая книга «Премудрость Соломона» (в целом похожая на Притчи), а у греков иногда можно встретить даже «Оды Соломона», которых в нашей Библии нет. Имя царя в иудейской, христианской и даже исламской традиции всегда связывалось с мудростью как таковой, и книги, написанные уже после его жизни, по-прежнему могли посвящать ему как главному мудрецу священной истории. Точно так же и Псалтирь, куда входит, например, 136-й псалом «На реках вавилонских...», носит имя главного поэта Библии — царя Давида, хотя он и умер за несколько веков до вавилонского плена.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/car_solomon_kak_avtor_i_personazh.html