ТРУЛЛЬСКИЙ СОБОР. Протоиерей Владислав Цыпин
Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие части:
- Исповеднический подвиг преподобного Максима и его богословие
- Канун VI Вселенского Собора
- VI Вселенский Собор
Трулльский Собор, названный так по палате императорского дворца, в котором он проходил, созван был при Патриархе Константинопольском Павле III для решения исключительно дисциплинарных вопросов, которые не рассматривались ни на V, ни на VI Вселенских Соборах. Ему предшествовал еще один Собор, созванный для проверки вначале оказавшихся в частных руках, а затем переданных в императорский архив актов VI Вселенского Собора. В нем участвовали патриархи Константинопольский Павел и Антиохийский Александр, как и его предшественник Феофан, постоянно пребывавший в Константинополе. Собор удостоверился в подлинности сохранившихся соборных актов, о чем император Юстиниан II сообщил папе Иоанну в послании, датированном 14 марта 687 г.
Трулльский Собор открылся 1 сентября 691 г. и заседал ровно год, до 31 августа 692 г. На нем присутствовали 227 отцов — епископов или их представителей. Результатом его деяний стали 102 канона, которые в православной традиции рассматриваются как правила VI Вселенского Собора. Иногда этот Собор, считающийся продолжением VI Вселенского, называют Пято-Шестым, чтобы таким образом символически обозначить присутствие в каноническом корпусе правил всех Вселенских Соборов.
Сохранился перечень участников Трулльского Собора, поставивших свои подписи под принятыми им правилами. На первом месте стоит начертанная киноварью подпись: «Флавий Юстиниан, верный во Христе Иисусе Боге император римлян, согласившись со всем, что определено, и оставаясь верным, подписал»[1]. Затем в акте оставлено место для подписи епископа Рима, которая так и не была поставлена. Свои подписи начертали патриархи: Константинопольский Павел, Александрийский Петр, Иерусалимский Анастасий, Антиохийский Георгий — именно в такой последовательности, вопреки принятому уже к тому времени диптиху. За патриархами следует подпись «Иоанна, епископа нового Юстинианополя»[2], возглавлявшего церковь, признаваемую автокефальной.
1-е правило Собора содержит исповедание православной веры
1-е правило Собора содержит исповедание православной веры, изложенное предшествующими Вселенскими Соборами, вслед за утверждением недопустимости «нововведений и изменений веры, преданной нам от самовидцев и служителей Слова». В энергичных выражениях в нем отвергаются ереси «нечестивого Ария», «нечестивого Македония», «безумное разделение Нестория» и ряд других ложных учений, осужденных Соборами.
В своем 2-м правиле Трулльский Собор суммирует правотворчество Церкви эпохи Вселенских Соборов, перечисляя каноны, принятые на Вселенских и поместных Соборах, а также правила святых отцов. При этом на первое место в перечне канонов поставлены «нам преданные именем святых и славных апостолов осмьдесят пять правил», то есть «Апостольские правила». За перечнем изданных ранее канонов следует такой текст: «Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною». Таким образом, в соответствии с мыслью отцов, выраженной в этом каноне, канонические нормы отмене не подлежат, в отличие от церковных законов, издаваемых поместной церковной властью или епархиальными архиереями, которые могут быть отменены или заменены. По характеристике епископа Никодима (Милаша), «правилом этим утверждено каноническое, вселенское значение за сотнями правил, имевших по своему происхождению значение и обязательную силу лишь для отдельных областных церквей, теперь же все эти сотни правил получают вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви»[3]
Несколько правил Трулльского Собора затрагивают тему Крещения. Так, согласно 78-му правилу, готовящиеся к Крещению обязаны предварительно обучаться православной вере, после чего епископ или пресвитер должен оценить, насколько основательно они усвоили христианское вероучение. В соответствии с 84-м правилом, необходимо крестить найденышей, если достоверно не известно, были ли они крещены. 59-й канон требует, чтобы Крещение неукоснительно совершалось в храме: исключение допускается лишь в случаях необходимости и с разрешения епископа, о чем идет речь в 31-м правиле. В соответствии с этим каноном, позднейшая церковная практика допускала правомерность совершения Крещения на дому без предварительного благословения со стороны архиерея лишь при крайней необходимости, вызванной, например, смертельной опасностью либо гонениями на христиан.
Вопросу о присоединении раскольников и еретиков к Православной Церкви посвящено 95-е правило Трулльского Собора. По существу дела, это правило явилось завершением канонического законодательства Древней Церкви относительно воссоединения еретиков и раскольников. В 95-м правиле почти буквально воспроизводится текст большей части 7-го правила II Вселенского Собора. Из 19-го правила I Никейского Собора заимствовано положение о перекрещивании павлиан, а из 1-го правила святого Василия Великого — о перекрещивании «манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков». Но отцы Трулльского Собора сделали и очень важное дополнение к канонам о «присоединении к Православию и к части спасаемых»: «Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышесказанныя ереси; и потом да приемлют святое причащение». Речь идет о присоединении несториан через покаяние, без Крещения и Миропомазания, что впоследствии стало именоваться третьим чином. Таким образом, 95-е правило Трулльского Собора требует принимать по первому чину, через Крещение, крайних еретиков: павлиан, евномиан, савеллиан, монтанистов; по второму чину, через Миропомазание, — македониан, новациан, ариан, аполинариан; и, наконец, по третьему, через покаяние, — несториан. О монофизитах прямо в правиле речь не идет, но из контекста, из того, что канон требует от несториан анафематствовать ересь Евтихия, Диоскора и Севира, по-разному имеющих отношение к монофизитству, но отнюдь не к несторианской ереси, ясно, что в действительности это требование относится и к монофизитам, обращающимся в Православие, что подтверждается и многовековой практикой их присоединения через покаяние.
Ряд канонов Трулльского Собора посвящен статусу клириков, их обязанностям, требованиям к их образу жизни, а также их поставлению, и, в частности, возрастному цензу поставляемых на священные и церковнослужительские степени. Так, в 14-м и 15-м правилах Трулльского Собора установлен возрастной ценз поставляемых в пресвитеры (не менее 30 лет), диаконы (25 лет) и иподиаконы (20 лет). На практике, однако, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Логика этого запрета заключается в том, что было бы противно закону духовного роста вступать в плотской брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В 3-м правиле делаются, правда, исключения из применения этого закона, такие, однако, которые имеют лишь историческое значение и действовали лишь по отношению к современникам Трулльского Собора. Своим 12-м правилом Собор запретил брачное сожительство епископам. В 26-м правиле предусмотрено пожизненное запрещение в служении пресвитеров, которые по неведению вступили в неправильный брак, при условии, что незаконный брак будет расторгнут. В противном случае, по толкованию Зонары, оба супруга подлежат отлучению от Церкви.
В 37-м каноне содержится норма относительно епископов, правильно поставленных, но не смогших не по своей вине, а по причине «варварских нашествий» отправиться в свой город. Согласно этому канону, они не только сохраняют свой сан, но и могут в том городе, в каком они вынужденным образом пребывают, совершать епископское служение со всеми административными правами правящих епископов — разумеется, в том случае, если кафедра этого города вакантна.
Ряд канонов Трулльского Собора касается образа жизни клириков и мирян. Так, 62-е правило запрещает духовным лицам под угрозой извержения из сана, равно как и мирянам — под угрозой отлучения, участие в празднествах, сопровождаемых языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, надеванием масок; 77-е правило угрожает клирику извержением, а мирянину отлучением за мытье в общественной бане вместе с женщинами — такой обычай был распространен в языческой среде и сохранялся в христианской Византии. Ограждая чад Церкви от отпадения в иудаизм, отцы Трулльского Собора изрекли 11-е правило: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мыться. Аще же кто дерзнет сие творити, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Понятно, что в условиях многоконфессионального общества буквальное соблюдение этого правила либо крайне затруднительно, либо вовсе невозможно, но заключенная в нем идея, направленная на ограждение христиан от духовно опасных влияний на них иноверцев, остается непреложной, независимой от обстоятельств времени и места. Отцы Трулльского Собора запретили клирикам занятие ростовщичеством (10-е правило), торговлей, особенно продажей вина (9-е правило). Каноны Собора касаются и внешнего вида клириков, их одежды. В 27-м правиле клирикам предписывается носить одежду, специально установленную для священнослужителей. В 24-м каноне содержится требование, чтобы священник, приглашенный на брачный пир, немедленно покинул его, как только там начнутся «игры, служащие к обольщению», под которыми, по толкованию епископа Никодима (Милаша), подразумеваются скоморошьи игры[4]. В противном случае священник подлежит извержению из сана. 5-м правилом Трулльского Собора, во избежание соблазна, клирикам воспрещено держать у себя дома посторонних женщин, в том числе рабынь. Отцы Трулльского Собора воспретили как тягчайший грех симонию — поставление за мзду (22-е правило), тот же грех симонии усмотрели они и во взимании платы за преподание мирянам таинства Причастия (23-е правило).
Отцы Трулльского Собора воспретили симонию — поставление за мзду
В заботе о соблюдении церковной дисциплины отцы Трулльского Собора в 34-м правиле, под угрозой извержения из сана, запретили клирикам «вступать в соумышления, или скопища, или строить ковы епископам или соклирикам». В соответствии с 31-м правилом, священники, во всем подчиняясь своему епископу, могут совершать священнодействия в домовых храмах лишь по его благословению. Неукоснительное подчинение клириков своим епископам выражается также в том, что когда клирик одной епархии по какой-либо уважительной причине должен перейти из нее в другую епархию, он может сделать это лишь в том случае, если имеет отпускную грамоту от своего епископа. Этой теме посвящено 17-е правило. 18-м правилом клирикам, оставившим свои церкви «по причине нашествия варваров или по иному какому обстоятельству», предписывается под угрозой извержения из сана возвратиться к своим церквям, когда прекратится нашествие.
7-й канон Трулльского Собора устанавливает должную субординацию между клириками разных степеней. В нем пресекаются злоупотребления со стороны диаконов, которые пытались ставить себя в некоторых отношениях выше пресвитеров. Правило это гласит: «Диакону, аще бы имел и достоинство, то есть какую-либо церковную должность, не занимати места выше пресвитера, разве когда, представляя лице своего Патриарха или митрополита, прибудет во иный град для некоего дела». Злоупотребление, о котором говорят отцы Трулльского Собора в этом каноне, совершали, очевидно, чаще других архидиаконы, которые были часто ближайшими помощниками епископов; особенно большим влиянием они пользовались в Риме и Александрии. Это правило замечательно также тем, что в нем впервые в канонах употребляется Патриарший титул.
В 16-м правиле отцы Трулльского Собора, ссылаясь на святителя Иоанна Златоуста, отрицают клирикальный статус тех диаконов, поставление которых описано в «Апостольских деяниях» и чье служение, в соответствии с мыслью отцов Собора, заключалось в делах «человеколюбия и попечения о нуждающихся». Прагматическое значение этого правила заключалось в отвержении распространившегося в некоторых церквах, в особенности в Римской и вообще на Западе, обычая иметь в епископии не более 7 диаконов, по примеру поставления 7 диаконов апостолами.
Самая суть монашества заключается в подвиге непрестанного покаяния
Ряд правил Трулльского Собора посвящен регламентированию статуса монашествующих и монастырей. При этом, согласно 81-му правилу Трулльского Собора, монахи стоят в одном ряду с мирянами, а не с клириками, поскольку сами по себе монашеские обеты не сообщают монахам звания духовных лиц. В 43-м правиле говорится о том, что для монашеского пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства, необходимо только искреннее покаянное настроение, ибо самая суть монашества заключается в подвиге непрестанного покаяния. В 49-м правиле Трулльского Собора повторяется норма, содержащаяся в 24-м правиле IV Вселенского Собора, о недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.
Несколько канонов Трулльского Собора затрагивают тему территориального размежевания, юрисдикции и канонических границ церквей. Так, подчеркивая непреложное значение канонических границ между церквями, отцы Трулльского Собора в 20-м каноне строго воспрещают епископу «во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити». По толкованию Вальсамона, 20-е правило не относится к тем случаям, когда иноепархиальный епископ проповедует в чужой епархии по просьбе ее правящего архиерея. Собором предусмотрено своеобразное наказание за нарушение этого требования: «Да престанет от епископства и да совершает дела пресвитерства». Отцы Собора, очевидно, не имели в виду здесь совершенно не допускаемое всей совокупностью правил и основополагающих экклезиологических принципов низложение епископа со своей степени на степень пресвитерскую, но, как пишет епископ Иоанн (Соколов), преступивший этот запрет епископ «лишается власти епископской (или прямее: кафедры, эпископис (по-гречески), и становится в ряду подчиненных священнослужителей, не лишаясь только священного сана»[5]. Трулльский Собор издал также правило, в котором зафиксирован сложившийся уже ранее, ко времени Халкидонского Собора, диптих первых епископов Христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. Именно в таком порядке пять первых престолов перечислены в его 36-м правиле. Епископы именно этих, и тогда только этих, престолов носили Патриарший титул.
Отцы Трулльского Собора в своих правилах затрагивают также тему соборов. 37-м Апостольским правилом был установлен порядок созывать соборы епископов не реже двух раз в году. Трулльский Собор своим 8-м правилом вносит новшество, постановляя впредь созывать соборы не реже одного раза в год, сославшись при этом на трудности, вызванные, в частности, набегами варваров. В соответствии с этим правилом, по зову первоиерарха все епископы обязаны являться на указанное им место. Отсутствующие без уважительной причины подлежат прещениям. Делать из этого правила вывод, что канонический порядок соблюдается только в тех случаях, когда соборы созываются два раза или единожды в год, было бы каноническим буквализмом. Очевидно, что когда в связи с укрупнением поместных церквей соборы стали созываться еще реже, это не было отступлением от канонических принципов, ибо принципиальная и неизменная экклезиологическая идея как 37-го Апостольского, так и 8-го правила Трулльского Собора заключается в соборности, а конкретная периодичность в созыве соборов может, если руководствоваться примером отцов Трулльского Собора, устанавливаться с учетом обстоятельств своего времени, которые не остаются на века одними и теми же.
В 35-м правиле предусмотрена мера, направленная на неприкосновенность имущества епископской кафедры со стороны первого епископа поместной церкви — митрополита: «Да не будет позволено никому из митрополитов, по смерти епископа, подвластного его престолу, отнимати или присвояти имение его или церкви его, но да состоит оно под охранением клира тоя церкве, коея предстоятелем был преставльшийся».
Отцы Собора в своих правилах затронули также тему церковного учительства. 19-е правило требует, чтобы предстоятели Церквей регулярно проповедовали; а чтобы при этом в изъяснения Священного Писания не вкрались ошибочные мнения, правило запрещает излагать его иначе, чем его «изложили светила и учители Церкви». В 64-м правиле Собора мирянам запрещается «перед народом произносити слово, или учити». Строго говоря, этот канон не допускает мирян до проповеди с церковного амвона, а также, по толкованию епископа Никодима (Милаша), содержит запрет на всякую «публичную проповедь догматического содержания»[6], не исключая для мирян такой формы учительства, как миссионерская деятельность, преподавание вероучения в школе или занятия богословскими науками. В 70-м правиле Трулльского Собора, со ссылкой на слова апостола Павла (ср. 1 Кор. 14, 34 — 35), воспрещается проповедовать за литургией женщинам.
В заботе о чистоте проповедуемого в Церкви учения отцы Трулльского Собора в 63-м правиле постановили предавать огню апокрифические повествования о мучениках, составленные для поругания христианской веры: «Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем».
Ряд правил Трулльского Собора касаются богослужения, и, в частности, совершения Евхаристии. В 32-м каноне отвергается распространенная в Армении практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой, и предписывается под угрозой извержения из сана виновных соединять воду с вином при приготовлении Святых Даров. В соответствии с 29-м правилом хранение литургического поста перед совершением Божественной литургии предписывается во всех случаях, не исключая и Великого четверга, для которого делалось исключение отцами Карфагенского Собора. 101-е правило Трулльского Собора предписывает при причащении Святым Таинам «слагать руки» «во образ креста». В 57-м правиле Собора содержится запрет мирянам «преподавать себе Божественные Тайны», впрочем, под угрозой весьма мягкого наказания — отлучения от церковного общения на одну неделю. В 90-м правиле Трулльского Собора повторяется содержащееся в 66-м Апостольском правиле предписание не преклонять колен в храме за богослужением, а также во время келейной молитвы в воскресные дни. В соответствии с 80-м правилом клирики всех степеней подлежат извержению из сана, а миряне — отлучению от церковного общения, в случае, если они без уважительных причин пропустят три воскресных богослужения подряд. Канонисты часто приводят в пример это правило как практически не соблюдаемое в церковной дисциплинарной практике по причине икономии. Согласно 69-му правилу Трулльского Собора, мирянам не дозволяется входить в алтарь — исключение делается лишь для особы императора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго алтаря. Но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
В 74-м правиле Собора воспрещается устроение агап: «Не должно в местах, посвященных Господу, или в церквях совершати так называемые трапезы братолюбия, и внутри храма ясти, и ложе постилати». Ради соблюденния святыни храма в 76-м правиле возбраняется внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки. В 88-м правиле воспрещено вводить в храм животных, «разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы, и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни».
100-е правило Трулльского Собора направлено против языческого чувственного искусства
Отцы Собора затронули также тему иконописания. В 82-м правиле они запретили изображать Спасителя в символическом образе Агнца. 100-е правило Трулльского Собора направлено против языческого чувственного искусства, в нем под угрозой отлучения запрещено делать «изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющия зрение, растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий».
Трулльский Собор установил основы брачного права Православной Церкви. Отцы Собора в 53-м и 54-м правилах установили степени кровного и духовного родства, а также свойства, запретные для вступления в брак. Древняя Церковь запрещала браки православных с еретиками. В 72-м каноне Трулльского Собора повторяется норма, ранее сформулированная в 10-м правиле Лаодикийского Собора: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися». Впоследствии в истории Церкви отношение к смешанным бракам не оставалось столь же категоричным, претерпевая изменения в разные эпохи. На основании 48-го правила Трулльского Собора, брак расторгается в случае избрания мужа епископом.
Древняя Церковь запрещала браки православных с еретиками
Последнее, 102-е правило Трулльского Собора предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом икономии и рассудительностью, заботясь более всего об уврачевании души кающегося грешника.
Правила Трулльского Собора в своей совокупности, подобно Апостольским правилам или канонам поместного Карфагенского Собора, охватывают все основные темы церковного права, представляя собой своего рода целостный свод церковноправовых норм, действовавших в конце VII века.
В православной традиции Трулльский Собор рассматривается как продолжение VI Вселенского Собора, но признание этого его статуса на Западе оказалось проблематичным. Легат папы Римского, епископ Гортинский Василий, участвовавший в соборных деяниях, подписался под его актами, но папа Сергий отказался поставить свою подпись под высланным ему текстом канонов Трулльского Собора. Однако когда впоследствии, на VII Вселенском Соборе, правила Трулльского Собора были упомянуты как каноны VI Собора, он в послании святому Патриарху Константинопольскому Тарасию выразил признание этих канонов. И уже после разделения, в средневековую эпоху, папа Иннокентий III упоминал 82-е правило Трулльского Собора как канон VI Вселенского Собора. Многие из правил Трулльского Собора вошли в классический канонический сборник Католической Церкви — «Декрет» Грациана.
Ряд канонов Трулльского Собора направлен против практики Римской Церкви
Однако в новое время римско-католические канонисты и патрологи (Гергенретер, Гефеле, Питра) стали вновь отвергать вселенский авторитет этих правил. Гефеле в своей «Истории Соборов» писал, что «лишь по ошибке латиняне тоже иногда приписывали каноны этого собора VI Вселенскому Собору»[7]. Причина подобного скепсиса относительно авторитета и статуса правил Трулльского собора заключается, конечно, не в мнимой исторической ошибке, — история происхождения этих правил была хорошо известна в древности, — а в том, что ряд канонов Трулльского Собора направлен против практики Римской Церкви. В 13-м правиле отвергается обязательность целибата для диаконов и пресвитеров, в 55-м осуждается пост в субботу, в 73-м — начертание креста на земле, попираемое ногами. Запрет изображать Христа в виде агнца (82-е правило) также направлен был против западной практики, потому что на Западе подобные изображения на мозаичных панно в алтарной конхе получили широкое распространение.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии