Троицкая родительская суббота: за кого и как можно молиться?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Троицкая родительская суббота: за кого и как можно молиться?

В Троицкую вселенскую родительскую субботу Православная Церковь молитвенно поминает всех крещеных христиан. Это поминовение усопших ведет свое начало с апостольских времен, когда в день Пятидесятницы апостол Петр, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти" (Деян. 2, 24). Слова эти дают указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы.

протоиерей Владимир ПучковТроицкая родительская суббота предшествует празднику Святой Троицы, или Пятидесятницы – дню рождения Вселенской Апостольской церкви. В Троицкую субботу верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду – «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Можно ли в Троицкую субботу молиться о самоубийцах и тех, кто никогда не ходил в церковь – главный редактор газеты "Православная Винничина" протоиерей Владимир Пучков.

"Мы молимся об усопших также как и о живых"

– Молитва об усопших – это прежде всего свидетельство их причастности Церкви. Мы же спасаемся не просто так, сами по себе, а в лоне Церкви. Церкви Господь дал Таинства, спасающую человека благодать. И мы молимся и о себе, и об усопших: "Господи, помилуй нас".

Несколько первых веков в Церкви не существовало заупокойных молитв. О умерших молились также, как о живых, поскольку «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матф. 22:32). За всех молились одинаково. Отголоски этой практики остались у греков – у них нет заупокойных подсвечников. Только там, куда ездит много наших паломников, такие подсвечники уже поставили.

И лишь потом, во многом, и под влиянием омирщения Церкви, постепенно изменившегося отношения к смерти, под влиянием государственного церемониала древней Византии, необходимости воздания почестей павшим воинам начал формироваться специфический погребальный ритуал. Поэтому нельзя сказать, что, собственно, заупокойная молитва, такая, как она есть сейчас, это плоть от плоти Церкви. На какой-то момент это была дань времени, а теперь – многовековая традиция.

По сути, мы молимся об усопших также как и о живых. Мы просим той же милости Божьей и Царствия Небесного, которого так же желаем и себе.

Когда смерть подступает близко

Однако в поминальные субботы людей в храмах собирается больше, чем, к примеру, на обычную воскресную Литургию. Особенно много людей нецерковных – тех, кто заходит в храм от случая к случаю. Почему люди думают о Боге больше в связи со смертью, а не с жизнью? 

– Смерть близкого человека делает сердце более чутким, оно легче раскрывается Богу. И если человек ушёл, то часто кроме Бога о нем ни с кем больше не поговоришь. Близкие, родные, но все-таки...

С другой стороны, люди далекие от церкви идут в храм, в том числе и на поминальные субботы, заказывают панихиды в годовщины или заботятся об отпевании, совсем не думая о Боге. Это, скорее, попытка откупиться от покойника – чтобы не снился. Народ у нас ведь суеверный. И как все суеверные боятся всего: смерти, покойников. Вот только он этого человека любил, плакал над его гробом, но вот уже покойный становится страшным, чтобы тот не приснился – крестятся перед сном по 20 раз и даже занавешивают зеркала, хотя они-то тут при чём? И вот, как правило, такая примитивная и даже глупая мотивация, зачастую, и приводит в храм людей обывательского склада. В поминальные субботы, в том числе.

Но в этом есть явное несоответствие: жили без Бога и церкви десятки лет, а как умер кто-то, вспоминают о необходимости церковных таинств. Почему так происходит?

– Обывателю вера мало приятного приносит – она скорее мешает жить. Хорошо на Бога рассчитывать, когда плохо, когда есть опасность. А жить по вере неудобно. Речь не идёт о том, чтобы одеваться в черное и все время молиться. Жить по вере – это не лгать, не поступать подло, не пользоваться ближним, не клеветать и т.п. И это довольно трудно: даже православные церковные люди, когда им предлагаешь, допустим, не говорить неправду в течение Великого поста, и те изнемогают через три дня. Поэтому многим вера мешает, и Бог отставляется на задний план.

А в смерти ближнего человек сталкивается с тем, что ему сложно объяснить и трудно вместить в себя. И поэтому волей-неволей он начинает тянуться туда, где есть традиция и определенные авторитеты.

С другой стороны, всегда работает фактор "бо треба". На Пасху куличи с яйцами святить и воду на Крещение надо, потому что так было всегда. Так и с поминанием усопших – на всякий случай, чтобы люди не говорили и т.п. В итоге совокупность многих таких причин и способствует тому, что и священник появляется на отпевании, и панихиды заказываются, и поминальные службы посещаются.

Сами по себе такие причины не слишком хороши, но нет худа без добра. Потому что появляется возможность проповеди, способ поддержать человека и сказать ему утешающее слово, которое, наверное, в обычной жизни и суете он бы и не услышал. А здесь, может, и прислушается, близко к сердцу примет. Так что и невежество, и стадность Бог способен обратить в пользу.

О готовности к Царствию Божьему

А что можно сделать для самого покойного, который ушел в жизнь вечную, если и в церковь он не ходил, и не известно, верил ли в Бога?

– У нас Царство Божие очень часто воспринимается как некая совокупность возможных и невозможных благ. Поэтому хочется, чтобы человек эту совокупность получил, хочется быть ей причастным.

Царство Божие, конечно же, блаженство – но блаженство единства и общения с Богом, блаженство молитвы. И если предложить современному человеку реалии блаженства Царства Божия, то не понятно, увидит ли он в этом благо. Он службу церковную выстоять не может – весь извертится, пока достоит до конца. Десять раз спросит, что происходит, куда нужно встать, на улицу то и дело выходит воздухом подышать да в лавке церковной поболтать. Вот такая готовность к Царствию Божьему.

И представьте, что такой человек умирает. А адская мука – это ведь не вещественный огонь, смола и сковородки. Это мука человеческих желаний. И вот человек, которого желания раздирают во все стороны и не удовлетворить, ни подавить их он уже не может, в таком состоянии предстанет перед Богом. Испытает ли он от этого блаженство? Человек никогда Бога не знал, давайте вымолим ему Царство Божие. Как?!

Судьбы Божии в отношении людей нам неизвестны. И, думаю, абсолютно не стоит копаться в том, что в буквальном смысле дадут эти богослужения и молитвы покойному. Знать наверняка где пребывает тот или иной человек, за исключением разве что праведников и святых, мы не можем – можем только молиться.

Что же могут делать родственники и близкие для усопших в Троицкую субботу?

Во-первых, молитва – это проявление любви. Я люблю человека и о нем молюсь. Авва Дорофей говорил, что степень близости людей между собой прямо пропорциональна степени близости каждого из них Богу. Мы общаемся во Христе, и поэтому прежде всего нужна молитва.

Необходимо посещение богослужения. Но не просто пришел, постоял и ушел. Посещение Литургии предусматривает участие в ней и, конечно же, причащение. Потом не лишним будет на панихиду остаться и помянуть своих – записку подать или самому прочитать, это как кому удобно.

Во-вторых, есть такой вид благодеяния как милостыня в поминании усопших. Можно с молитвой и доброе дело сделать в память о человеке. Принести пожертвование или в церковь, или нищим раздать, иди просто кому-то помочь. Милостыня имеет много видов, если это исходит из сердца человека, от доброго его расположения.

"Наше дело молиться"

Кого и как из умерших можно поминать в Троицкую субботу? Во многих храмах строго расспрашивают о человеке, прежде чем принять записочку.

– Мне не очень понятно это разделение, когда на панихиду можно, а на проскомидию нельзя. Все эти вопросы "ходил ли покойный в церковь, причащался ли" кажутся мне лишними. Церковь – не земной филиал Божьего суда, она не должна проводить никакого «досудебного следствия». Молиться и на Литургии, и на панихиде можно о любом православном христианине, который умер, будучи крещённым и не изменил вере, который при жизни не называл себя безбожником и не хулил Бога, и не покончившим жизнь самоубийством.

Вне зависимости от того, как часто он ходил и причащался ли – давайте оставим это на суд Божий. Наше дело молиться, а не судить, да будем «сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". (Матф.5:45).

Что значит молиться за «иже во аде держимых»? О ком идет речь? Бытует мнение, что Троицкая суббота – единственный день, когда в Церкви можно просить за самоубийц.

– Это интересный момент человеческой психологии, когда к двум сказанным словам обязательно нужно додумать третье. Слова молитвы «иже во аде держимых» не имеют никакого отношения к Троицкой родительской субботе – они читаются во время одной из коленопреклоненных молитв на вечерне Пятидесятницы. Это молитва о тех, кто в аду – мы же с вами не знаем, кто где находится. Но мы знаем точно, что в аду есть люди, вот мы о них и молимся. Но надо это всё усложнить и в тугой узел завязать. Причём здесь самоубийцы?!

Но правда такова: никогда не поминаются в Церкви самоубийцы – ни через семь лет, ни через семьдесят, и ни в Троицкую, и ни в какую другую субботу. Конечно, тех, кто покончил собой в пьяном угаре или «под кайфом», или тех, кто, после попытки суицида, ещё какое-то время прожил и успел раскаяться, или же психически больных, лишивших себя жизни, отпевают по благословению правящего архиерея. А потом поминают как и всех остальных православных христиан.

Если же это самоубийца, который сознательно хотел уйти из жизни, о каком поминании в церкви может идти речь?! Дома, в частном порядке, о самоубийцах молиться можно и нужно, пользуясь, хотя бы той же молитвой Льва Оптинского. А вот Церковь их не поминает.

А что еще нужно делать в Троицкую субботу, а чего нельзя?

Кладбище в этот день можно посещать, но это не является обязательным. Поминальные обеды и прочее – всё это относится к сугубо народным традициям. Главное, в Троицкую субботу не стоит делать ничего того, что и в любой другой день – грешить. Христианин должен избегать греха. И нет дней, когда можно грешить больше или меньше.

Автор материала Марина Богданова

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/troitskaya-roditelskaya-subbot...