ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА, ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К СМЕРТИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В нынешнюю субботу, 22 июня, мы празднуем праздник-спутник Дня Святой Троицы. Это Троицкая родительская суббота, где поминаются все от века почившие православные христиане.

Примечательно, что поминальных суббот такого масштаба церковный устав знает только – две – вышеуказанную и Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, которая празднуется перед Неделей мясопустной, о Страшном суде. Конечно, это очень логично и тематически связано с праздниками в первом случае Дня Святой Троицы. Во втором – с Неделей о Страшном суде. В первом случае (накануне Пятидесятницы, схождения Святого Духа на апостолов и дня рождения Новозаветной Церкви) мы поминаем всех усопших членов Церкви и тем выказываем связь между Церковью Небесной и Церковью Земной. Ведь они являются одним целым – единою Церковью, начало которой полагается у Престола Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа. Во втором случае мы желаем доброго ответа на Страшном Суде нашим дорогим усопшим.

Все остальные дни поминовений установлены немного по другим причинам. Радоница и Димитриевская родительская суббота – это традиции, которые возникли в историческом развитии восточных славян. А установление  великопостных  поминальных суббот (их обычно три) вытекает из тех предпосылок церковного устава, что в любую субботу, если этот день не предполагает бденного или полиейлейного праздника, можно совершить заупокойное богослужение по благословению настоятеля. Ведь суббота традиционно – это день покоя. Так переводится еврейское слово «шаббат». Мы же – члены земной Церкви – желаем упокоения в Царствии Небесном нашим усопшим близким, родственникам и, вообще, всем православным христианам.

Но вот о чем бы мне с Божьей помощью хотелось поговорить в Троицкую родительскую субботу.

Церковь придает смерти очень важное значение. Потому мы – православные христиане – не можем относиться к смерти, как к чему-то страшному, ужасающему. Мы не должны паниковать и бояться её. Мы должны иметь страх Божий и упование на Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. В Нем воскресаем и все мы. И в Нем побеждаем смерть и все мы.

Всмотримся в церковный календарь. Если не брать во внимание Рождество Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя; здесь дни рождения празднуются по  определенным причинам, связанным с воплощением-вочеловечением Спасителя. Почти же все основные дни памяти остальных святых – это дни их смерти. Дни, когда угодники Божии воссоединились с Господом, Который ввел их в Царствие Небесное. Яркий пример здесь Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому каждый день памяти святых – это словно бы малая пасха и для нас, и для них в первую очередь.

Теперь рассмотрим церковные обряды, связанные с умиранием и с самой смертью.

Наитеснейшим образом они связаны, на мой взгляд, в первую очередь со Святой Евхаристией – Телом и Кровью Христовыми. Т. е. сам чин отпевания усопшего не должен быть одиноко стоящим, единственным обрядом, совершенным над человеком. Он важен, но это далеко не все!

Как сказал один священник, духовное развитие человека видно по Евхаристии. Исповедуется ли он, причащается ли он? Участвует ли он в Литургии? Нужен ли ему Живой Бог как таковой? А не просто как некий аппарат по исполнению желаний типа «загрузил денежку и получил искомое».

Так вот сам процесс умирания и смерти в первую очередь должны быть связаны с Евхаристией. Перед смертью следует призвать к умирающему священника для исповеди и причащения Тела и Крови Христовых. Это, быть может, наиважнейшее дело, которое позволит ему с Божьей помощью войти в Царствие Небесное. Нужно также совершить над умирающим Таинство Елеосвящения (соборования в народе). За умирающего заказываются сорокоусты. Он поминается на Литургиях, за него приносится бескровная жертва. Служатся молебны о нем. Можно подать в монастыри записочки. Например, на поминовение, в так называемой неусыпающей Псалтири, когда монахи, сменяя друг друга непрерывно читают Псалтирь с поминовением записок о здравии и за упокой.

Когда человек умрет, то также в идеале призывается священник. Над телом совершается панихида или лития. Потом тело вносят в храм. Над ним читается целую ночь Псалтирь. На утро служится Литургия, потом отпевание, и после этого предают тело земле в специально освященном месте – кладбище. Затем опять подаются уже за усопшего сорокоусты, панихиды и пр.

Т. е. Церковь всецело и непрестанно опекает умирающего человека, зная, что он дает последний и тяжелый бой бесам и своим собственным страстям. Церковь делает всё, чтобы мы смогли очиститься от греха и войти в Царство Небесное.

Потрудимся же, братия и сестры, ради этой великой цели! Чтобы и нам самим попасть туда. И чтобы наши молитвы и добрые дела  послужили неким прекрасным топливом для наших дорогих усопших.

И главное дело здесь – это, конечно, Святая Евхаристия.

Дай Бог, чтобы наши любимые усопшие попали в рай. И чтобы мы с ними встретились там – в Царствии Небесном, в блаженных горних обителях у Престола Отца и Сына и Святого Духа. Ему честь и поклонение, и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/troickaya-roditelskaya-subbota-ili-kak-p...