ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. Иеромонах Нил (Парнас)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Память всех от века усопших православных христиан

Дорогие о Господе братья и сестры, накануне почти всех двунадесятых праздников церковный устав уставляет совершать предпразднство, то есть особая служба, как бы предуготовительная самому празднику. В содержании этой службы, в стихире, которую поют в каноне, содержатся мысли, которые заранее настраивают нас к восприятию основного смысла самого двунадесятого праздника. Накануне же столь великого праздника, как Святая Троица, вместо предпразднства установлено поминовение усопших.

По какой причине Церковь, всегда руководимая благодатью Святого Духа, установила именно в этот день поминовение усопших? Вот здесь очень важно это связать со смыслом самого праздника Святой Троицы.

День Святой Пятидесятницы — Троицы, является днем рождения Святой Церкви. В Церковь входят не только живущие здесь на земле люди, и не только святые, которые находятся уже в раю на небе, но и души тех православных христиан, которые по причине некоторой недостаточности своей жизни сейчас пока находятся в преисподних земли. Но это не значит, что они чужды этого великого Господского праздника — рождения Церкви. Они тоже имеют отношение к Церкви.

Ведь недаром согласно заповеди святых отцов в церкви мы поминаем не всех подряд своих родных и знакомых, а только тех из них, которые имели по своей жизни отношение к церкви, то есть хотя бы в какой-то мере жили церковной жизнью. Для тех же людей, которые, к сожалению, не пришли к Богу, хотя и были крещеные, для тех людей мы поминовение не совершаем на Богослужении. Это для тех людей, которые имели смертные грехи в жизни и не успели раскаяться, которые совершенно не исповедовались, не причащались.

Макарию Египетскому было открыто. Идя по пустыне, он видит череп, который принадлежал какому-то языческому жрецу и который ему сказал, что мы находимся в муках. Но более страшные муки у тех людей, которые назывались христианами, но по жизни не совершали обетов своего крещения, или иными словами не жили жизнью Церкви. Потому что жизнь с Церковью это сочетование Христу. И вот за таковых мы, к сожалению, должны молиться где-то не на Богослужении. Можно читать за них Псалтирь, подавать за них милостыню. А если идет речь о церковном поминовении, то конечно мы молимся о тех людях, которые были хотя бы возможно членами Церкви.

И накануне столь великого праздника, именно потому мы совершаем память усопших наших сродников верующих, потому что мы должны в своем сознании как-то более глубоко вместить, что Церковь едина, что все члены Церкви это как бы члены тела Христова, соединенные одним Святым Духом. Это есть нечто единое целое. Ведь недаром мы в Символе Веры читаем: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь».

Что такое «единая»? Ясно, что это одна, то есть, кто не в Церкви, кто с нами не причащается, они никто. Но если мы говорим об усопших наших сродниках, то те из них, которые достигли святости и вместе со святыми находятся на Небе, они ежедневно там причащаются и участвуют в Божественной Литургии.

Нашему великому российскому старцу святому (он пока еще не канонизирован) Иоанну Крестьянкину перед смертью был целый ряд видений, и не просто видений. Он рассказывал своей келейнице, что он тоже участвовал в небесной Литургии в то время, когда он был прикован к одру болезни и не мог ходить на Литургию в храм. Но он участвовал в видении в этой Небесной Литургии, которая несколько все же отличается от нашей земной Литургии. Например, если мы поем на Литургии «Спаси нас, Сыне Божий», то там поют «Спасы ны, Сыне Божий», то есть как уже осуществившееся явление.

И вот здесь мы с вами сейчас потому молимся углубленно за наших усопших сродников, чтобы в нашем сознании была глубока вот эта мысль, что мы одно целое. Спасает Господь. И сказать о том, что мы своими молитвами помогаем нашим усопшим, можно, но только при том условии, что мы будем осознавать, что эту помощь все же осуществляет Господь. Да и молимся мы за наших усопших своею ли разве силою? Ведь Господь сказал: Без Мене не можете творите ничесоже(Ин. 15, 5). Сегодня мы уже будем петь на Всенощном Бдении на Богослужении «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Здесь имеется в виду, что даже в церковь прийти помолиться сам человек не может. Его приводит Божественная благодать.

Как мы знаем из Священного Писания, Господь дает молитву молящемуся. Все это указывает на то, что нас спасает Господь, давая нам благодать не только стараться жить по заповедям Божьим, но также переживать и молиться за наших близких и сродников, не только мертвых, но и живых, не только живых, но и мертвых. Это как кто больше привык молиться.

И почему мы молимся о наших близких людях неважно живых или усопших? Потому что в этом заключается Христова любовь, что мы не остаемся равнодушными в том, в каком положении они находятся, какие трудности они терпят, неважно здесь на земле или там, в будущей жизни. Но здесь на земле все значительно проще, а там мы их не видим, и это для нас тайна. Но говорить твердо самоуверенно, что наши сродники находятся в месте блаженном, никто не может, если об этом нет какого-то извещения. А извещения бывают очень редко, и мы практически не знаем, в каком состоянии находятся наши усопшие сродники. И вот мы за них молимся, потому что мы за них переживаем, им сострадаем.

А как выглядело бы то, если бы мы за них не молились? Ну сказали бы, ничего, Господь их Сам помилует, а кто мы такие. Пусть Господь их помилует. Конечно, наше бы сердце закрылось для любви для них. И какими бы глазами мы на них смотрели бы, если мы сподобимся вместе с ними Царствия Божия, одного места обитания. И они прекрасно будут знать, что мы не хотели о них молиться. А что они знают, это точно, потому что даже вот этот череп в пустыне сказал Макарию, что когда ты за нас молишься, нам бывает некоторая отрада, то есть усопшим извещается о том, что за них кто-то молится. Но все-таки мы должны иметь глубокое церковное сознание, понимая, что не своею силою мы это делаем. Мы только соглашаемся, а привлекает нас к молитве благодать Святаго Духа. Старец Силуан Афонский сказал такие замечательные глубокие таинственные слова, что кого хочет Бог помиловать, то Он возбуждает какого-то другого человека о нем помолиться. Почему? Да потому, чтобы другой человек поучаствовал своей любовью в деле спасения своих близких.

И вот когда мы молимся о наших усопших, мы с вами потрудились, пришли в святой храм, проявили усердие в наших молитвах, в поминании наших усопших — мы в этом проявили любовь. Конечно, любовь дает Господь. Но тем, кто стремится поступать по любви, Господь постепенно дает благодать любви.

Это очень важно нам сегодня понять, вспоминая, что завтра День Церкви.

А Христос пришел на землю именно для того, чтобы на земле основать Церковь с ее церковной жизнью, которой мы можем приобщиться, сочетаться, соединиться со Христом. И поэтому мы должны положить на всю оставшуюся жизнь в своем сердце, что наше спасение теснейшим образом связано с церковной жизнью, со всеми ее внешними и внутренними проявлениями. А внутреннее проявление — это быть всегда в благодати день и ночь.

Да поможет нам Господь в этом благоразумном мудром решении, что ничего внешнее не ставить выше хранения душевного мира. И тогда на нас исполнятся божественные слова: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф. 5, 9). Аминь.

3 июня 2017 г.
https://www.optina.ru/sermon/troic_rodit_sub17/