Три разговора о жизни. Разговор третий. Песнь Песней. «Жизнь – это любовь». Протоиерей Игорь Рябко
«Amor vincit omnia» (Любовь побеждает всё)
«Песнь Песней» – единственная из Библейских книг, в которой ни разу не упоминается слово Бог, по той причине, что эта книга символическая и в ней Бог – это Жених, а Невеста – душа. Приходя к нам, Бог выполняет мужскую функцию. Он оплодотворяет нашу душу. Это главная из причин, по которым библейский Бог – мужского рода. «Песнь Песней» – самая личная книга Библии, в которой описана цель жизни как встреча и брак с Богом. В нашу жизнь вплетены узоры разных жанров, но под ними всегда лежит Повесть о Любви. Христос не дал нам на Земле Рая, не изгнал зла и бед, но Он посеял семя искупления в наших душах. Теперь мы носим в себе семена этой Божественной жизни. Мы трудимся и молимся, взращивая их, хотя далеко не всегда видим плоды.
ЛЮБОВЬ – ЭТО ПЕСНЬ
В музыке, так же, как и в любви, есть истина, которую невозможно передать словами, как бы мы ни старались. Бог говорит с нами языком музыки любви. Музыка была языком, на котором говорил Бог, творя мир. В Символе веры мы говорим о Боге как о «Творце Неба и Земли». То, что у нас переведено как «Творец», в греческом символе веры передано через слово «Ποιητής», которое образовано от глагола ποιέω (poieō) т. е. поэт. Мир – это поэзия Бога, Его музыка.
Сегодня нам кажется, что музыку придумали позже слов, как украшение, но, возможно, всё было иначе. Песня – это не приукрашенные стихи, и стихи – это не приукрашенная проза. Наоборот, проза – это затвердевшие стихи, а стихи – это затвердевшая песня. Бог является главным и единственным подлинным Поэтом, создавшим прекрасный мир и человека, а поэт, в современном смысле этого слова, лишь отдаленно пытается подражать Ему. В начале была Песнь, и книга о ней уходит глубоко в вечные недра Святой Троицы.
ЛЮБОВЬ – ЭТО ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ
У древнееврейского языка не было превосходной степени, поэтому они говорили: «царь царей» или «песнь песней». Любовь имеет самый большой в мире размер. Она собою всё объемлет. Мы – ноты симфонии Бога. Когда мы слушаем только себя или ещё несколько нот, это – не музыка и не любовь; когда же мы отойдем и услышим целое, все звуки станут на свои места. Образ этот важен практически. Если мы слушаем только себя, то мы живём в бессмысленном мире Екклесиаста. И только тогда когда мы учимся слышать замысел Божий о мире, в нашей душе начинает звучать музыка Неба. Жених и Невеста в Песни Песней поют друг другу по очереди. Жизнь – это беседа. Любовь – это «обёрнутость к другому», беседа Бога со Своим творением и творения с Богом.
ЛЮБОВЬ – ЭТО ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В физическом мире вечного движения нет, а вот в духовном – есть, и это – любовь. Чем больше мы любим, тем больше любят нас; чем больше любят нас, тем больше мы любим. У Любви нет внешнего предела, она может ослабевать только от внутренних причин. В «Песни песней» это выражено в том, что стихи взбираются всё выше. Чем больше любит один, тем больше любит другой, и так – всё время. Он говорит, что она – лилия между терниями (2:2), она отвечает, что он «яблоня между деревьями» (2:3); он говорит «ты прекрасна» (1:15), она откликается (1:16). Они подпевают друг другу, подхватывают, не давая любви опускаться.
Любовь, главная сила Вселенной, которая превосходит другие силы и законы, особенно – закон энтропии. Энергия любви не гаснет, она постоянно возрастает. Вот почему Рай никогда не может надоесть. «Песнь песней» сравнивает любовь с чем-нибудь живым и растущим, то ссадом (4:12 и 16), то с виноградником (7:12; 8:11-12), то с живой водой (4:15). Любовь растёт, у неё есть своя жизнь, она – семя Божье, посаженное в наших душах. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16).
ЛЮБОВЬ – ЭТО БЛАГАЯ ВЕСТЬ
Любовь – это «Благая весть», которая обещает нам счастье. З. Фрейд разделил основные силы души («психики») на два рода: эрос – сила жизни, и танатос – сила смерти. Даже в мысли атеиста отразились представления о битве между жизнью и смертью. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор 30:19).
Драма «Песни песней», как и драма жизни, – это выбор между эросом и танатосом, между «да» и «нет», единственно возможными ответами на Благую Весть. Возлюбленный обещает тайные и дивные вещи. Поверит ли ему невеста? «Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; Цветы показались на земле, время пения настало, …Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» (2:10-13).
В ответ надо выйти из прошлого, из тьмы и смерти, сна и утробы. Позже (гл. 3) невеста никак не проснётся и не отвечает вовремя жениху, он оставляет её плакать, страдать, искать его. Любовь – не абстрактный идеал, а приглашение на свадьбу. Вспомните притчу Христа о званных на брачный пир или о Десяти девах.
ЛЮБОВЬ – ЭТО СТРАДАНИЕ
Любовь немыслима без страданий, по той простой причине, что она обнажает самое ранимое в нас, оставляет сердце на милость другого человека, времени и судьбы. Если любишь, всегда будешь страдать. Не хочешь страдать – не люби; и получишь тягчайшее из страданий – одиночество. Только любовь может преобразить изнутри наше страдание. Невеста Христова, наша душа, наша Церковь. Она мученица, и она прекрасна в своих страданиях, как и сам Христос. Морщины монахов несравненно прекрасней, глянцевых лиц из попсовых журналов.
Любовь умножает страдания невесты. Она «изнемогает от любви». Но и страдания умножают её любовь. Только выйдя из пустыни (образ страдания), Невеста обретает то, чего так хотела, – доверие, соединение, и сам брак с Возлюбленным (8:5). Страдание и любовь преображают друг друга. Кажется, что они враги, а на самом деле они союзники. Только пройдя через пустыню страданий нашей жизни, мы получаем возможность слышать тихий голос Бога в нашей душе.
ЛЮБОВЬ СВОБОДНА
Любовь надо свободно давать и свободно принимать. Бог не понуждает нас Его любить, и Самому Себе Он не может дать нашей любви. Бог может создать Вселенную, и всё, что в ней, но нашу любовь Он может только попросить. Всё созданное Им пассивно; мир ничего не сделал, чтобы его создали. А любовь активна, свободна, она идёт изнутри, растёт своей внутренней тайной, словно плод (3:5). Если мы не даём Богу нашу любовь, то мы становимся свободными и от Его Любви, и от Него самого. Это и есть то, что мы называется адом.
ЛЮБОВЬ ЗРЯЧА
Мы, по своей глупости, говорим, что любовь слепа. На самом деле как раз она-то и зряча, просвещена, и мудра высочайшей мудростью. Бог есть Любовь, Он – не слеп, значит – не слепа и любовь. Но что говорит Бог о нашей душе в Песни Песней? «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе» (4:7). Пятен очень много, мы это знаем, и Бог это знает, судя по другим местам из Библии. Невеста (душа) робко прячется, может быть – потому, что стыдится своей неприметности перед его красотой. И жених (Бог) говорит: «Голубица моя в ущелии скалы под кровом утеса! Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой; потому что голос твой сладок и лицо твое приятно» (2:14).
Кто тут прав? Она – Душа, думает, что некрасива, Он – Бог, – что светла и прекрасна. А как же грехи, неужели Он не видит? Он видит всё. Это мы сквозь время плохо видим свою вечную суть. Мы видим свой грубый набросок, эскиз, а Бог видит эту картину завершенной, потому что смотрит на неё из Вечности. Он видит всю нашу жизнь, не кусками, как мы, а целиком.
ЛЮБОВЬ ОБРАЩЕНА К ОДНОМУ – ЕДИНСТВЕННОМУ
Мы любим какого-то человека, и каждый человек – единственный. Он – не сообщество, не сборище, не разновидность. Нельзя любить человечество, хотя это и удобно. Человечество не «припрётся», когда вы заняты, и не обидит, и не напьётся... Оно не бывает грязным, грубым, глупым и сварливым. За него даже и умереть не обидно. А вот за Петю, Катю или Сашу – да никогда! Разве что по любви...
Если бы Бог создал только тебя одного, Он претерпел бы всё то же самое, чтобы только тебя спасти. Христос умер на Кресте не за человечество, а за каждого из нас отдельно. Встречая нас в небесной обители, Он назовёт нас по имени, потому что имя – это личность.
«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она голубица моя, чистая моя» (6:8-9). Возлюбленная для Влюблённого – сердце мира. Она – не на окружности его сознания, а в центре. Почему Бог нас создал? У Него есть миллиарды других, неужели Ему всё мало? Нет, не мало; Ему просто нужны именно мы. Ради нас Он оставил мириады овец. Он разделил нашу боль, нашу радость, наше одиночество и даже – на Кресте – наш грех. Один из гвоздей, пронзивших Его тело, – мой, и только мой. Одно из терний в Его венце – моё и только моё.
ЛЮБОВЬ ПОБЕЖДАЕТ ВСЁ
Перед любовью ничто не может устоять, потому что её сила с неба. Мы не бываем одни – «Я с вами до скончания века». Эти слова сказал Тот, Кто произнёс фразу, которую очень хотелось сказать А. Македонскому, Ю. Цезарю, Наполеону, Гитлеру и им подобным. Она звучит так: «Я победил мир» (Ин. 16:33). Величайшие полководцы, тираны, завоеватели, пали, потому что их оружием была ненависть. Бог победил, потому что Его оружие – любовь. Те убивали врагов, а Он дал убить Себя. Агнец победил дракона Кровью любви. Раны Христова сердца сильнее всего на свете. Если наша любовь питается от них, она победит всё.
ЛЮБОВЬ – ЭТО ОБМЕН ЛИЧНОСТЯМИ
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16), – говорит Песнь Песней. Любящие принадлежат друг другу, потому что Любовь – это Бог, Бог – Троичен, и Лица Пресвятой Троицы отдают Себя Друг Другу, становясь Едиными, и не переставая быть Тремя. Наша земная любовь – образ Троичной Любви именно потому, что возлюбленные могут действительно отдать себя друг другу, становясь «одним», но, при этом, не переставая быть «двумя». Уже в земной любви закон математики нарушен, он превзойдён, можем ли мы после этого отрицать Троичность Бога?
Божья Любовь во Христе обменялась личностью с нами. Он вошёл в нашу природу, чрез рождение от Девы, а мы – в Его Тело через Евхаристию. Кто-то сказал по этому поводу, что если богословы поймут что такое «В», они разрешат самую сложную тайну. Как решается эта тайна, знает каждый из тех, кто любит. Если я тебя люблю, я – больше, чем «я». Что бы с тобой ни случилось, случится и со мной. Любящий отец не лжёт, когда, шлепая ребёнка, скажет: «Мне больнее, чем тебе». Наверное, так и Бог, когда Он нас наказывает.
ЛЮБОВЬ В НАСТОЯЩЕМ
«Я сплю, … а голос моего возлюбленного… стучится: "отвори мне... возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя!» «Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? … возлюбленный мой … ушёл. Души во мне не стало… звала его, и он не отзывался мне» (5:2-8).
Так и мы. Бог зовёт нас, а мы медлим. Когда у нас будет время, когда будет меньше дел, словом – завтра... Но мы всегда в «сегодня». Ведь «спастись» и значит пустить Бога в своё настоящее. Бог живой и не может войти в мёртвое. Прошлое – мертво, будущее – не родилось. Бог живёт только в настоящем.
Замечали вы, как трудно сделать то, что так настойчиво советуют нам модные психологи – жить в настоящем? Если не замечали, я вам сейчас это продемонстрирую.
Перестаньте читать, скажите Богу, прямо сейчас, как вы Его любите, и дайте Ему сказать, как Он вас любит. Сделайте это немедленно, прямо сейчас, дочитав до точки это предложение.
Теперь – читайте. Правда, это была лучшая часть этой статьи?
А может, вы ещё думаете, стоит ли меня послушать? Уже не нужно. Вы проиграли. Так на Небо не попадёшь.
ЛЮБОВЬ СИЛЬНА КАК СМЕРТЬ
Только любовь может противостоять смерти, всё остальное та сметает. Звезды – и те смертны. Через миллиарды лет, когда они все умрут, любовь будет жива; и если мы живём ею, возлагаем на неё надежду, прилепились к ней сердцем, живы будем и мы. Любовь – сама «материя» Бога, потому она так прочна (1 Kop. 13:8). Смерть разрушит всё, что рушится, – и только. «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). «Огонь» – это любовь Бога. Она сжигает то, что ей противится, включая и «последнего врага» – смерть (1 Кор 15:26).
Любовь и Смерть борются, как тяжеловесы на гигантской арене Вселенной. Смерть не может изменить свойств Любви, а вот Любовь меняет свойства Смерти. Когда встречаются огонь и вода, кому-то из них конец. «Крепка, как смерть, любовь» (8:6), потому что «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её» (8:7). Смерть угрожает любви, но любовь спрашивает у неё: «Смерть, где твое жало»? «Ад, где твоя победа»?
Божья повесть о любви завершается вечным и радостным браком: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…, и увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:1-6).
Вечная радость, брак с Богом, даются нам даром! Даром потому, что Любовь уплатила за него цену своей Кровью на Голгофе…
http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/tri-razgovora-o-zhizni-3-pesn-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии