Три отречения Ивана Грудницкого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В отдел экономики администрации Московского района г. Бреста обратился бывший настоять Свято-Симеоновского собора Иван Антонович Грудницкий с просьбой внести дополнительный вид деятельности в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя... 

Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Матф. 26:34)

В этом бы не было ничего интересного, поскольку с такими заявлениями обращаются ежедневно, если бы не одно «но». Названный гражданин намеревался осуществлять деятельность религиозных организаций или отдельных лиц, которые предоставляют услуги непосредственно прихожанам церквей, костелов, мечетей, храмов, синагог и других мест. Из пояснений предпринимателя следовало, что он предполагает в частном порядке оказывать услуги прихожанам Православной Церкви, а именно: крестить, венчать, отпевать и т.д.

Что подвигло простого предпринимателя заняться столь специфической деятельностью? Для ответа на этот вопрос нужно вернуться в 2002 год.

Отречение от сана

До 2002 года Иван Антонович Грудницкий вряд ли помышлял о том, что ему уготовано быть индивидуальным предпринимателем. В то время он являлся митрофорным протоиереем, настоятелем Свято-Симеоновского собора города Бреста.

Однако Указом Преосвященного Софрония, епископа Брестского и Кобринского, от 4.10.2002 № 34 протоиерей Иоанн Грудницкий был почислен в заштат. Говоря мирским языком, протоиерея Иоанна уволили из храма, в котором он служил. Как позже выяснится, нарушал «клирик» не только церковные каноны, но и мирские законы. Грудницкий сумел утаить от правящего архиерея, а также скрыть от паствы свое уголовное прошлое. В 1986 году он был осужден за кражу алкогольной продукции в особо крупных размерах и по приговору суда отсидел в местах «не столь отдаленных».

Но тогда, поводом «для недоверия» стало нарушение Иоанном Грудницким церковной дисциплины и Апостольских и иных канонических правил.

В вину протоиерею Иоанну вменялся второй брак, что согласно церковным правилам для священнослужителя непозволительно.

Оступившемуся клирику дали время осмыслить содеянное, а дабы заблудший пастырь не явился соблазном для паствы, отправление им богослужений было фактически приостановлено до принесения покаяния.

Невзирая на указ правящего архиерея, протоиерей Иоанн «свой» храм оставлять не пожелал. В ноябре 2002 года в день, когда прихожанам должен был быть представлен его новый настоятель, Грудницкий не допустил священников Брестской епархии в церковь. Мотивировал это тем, что строил ее на собственные средства, подразумевая под собственными деньги благотворителей и прихожан.

Более того, подобно себя узнику совести, протоиерей Иоанн Грудницкий дал интервью ряду негосударственных СМИ, в которых утверждал, что является жертвой интриг отдельных церковных иерархов, и угрожал переходом в другую юрисдикцию.

За попытку учинения церковного раскола и неподчинение правящему архиерею Указом Преосвященного Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, от 28.11.2002 № 41 протоиерей Иоанн Грудницкий был запрещен в священнослужении.

На какое-то время это отрезвило Грудницкого. Сразу после запрещения он написал покаянное письмо, в котором просил отменить наложенные канонические запрещения.

Однако, рассмотрев прошение Грудницкого, Синод Белорусской Православной Церкви в декабре 2002 г. постановил оставить в силе Определение Правящего Архиерея о запрещении протоиерея Иоанна Грудницкого в священнослужении и предоставить время на осознание содеянного и раскаяние в греховных поступках.

Но, вероятно, осознание вины и раскаяние Церковь и Грудницкий понимали по-разному. Протоиерей Иоанн продолжал совершать таинства и обряды, попутно пытаясь учинить ряд церковных расколов. То есть делал то, что в соответствии с церковными установлениями ставило его вне закона.

Так и не дождавшись достойных плодов покаяния от Грудницкого, Церковь приняла единственно возможное решение.

30 января 2005 года на заседании Синода Белорусской Православной Церкви за образ жизни, несовместимый со священным саном (вступление во второй брак, самовольный выход из подчинения правящего архиерея, и за ряд нарушений канонических правил), Священный Синод определил извергнуть протоиерея Иоанна Грудницкого из сана и лишить всех прав, связанных с пребыванием в клире.

Отречение от Церкви

Один из Отцов Церкви, Святитель Иоанн Златоуст предупреждал, что грех раскола не смывается даже мученической кровью.

Не знаем, был ли протоиерей Иоанн Грудницкий знаком с трудами Святителя Иоанна Златоуста. Смею предположить, что был. Однако для себя, вероятно, почел их тщетою, поскольку Святитель (в отличие от Иоанна Грудницкого) не был ни кандидатом богословия, ни доктором гуманитарных наук (кстати, наименование данной ученой степени гражданина Грудницкого у знающих людей ничего, кроме улыбки, не вызывает).

К тому же протоиерей Иоанн и сам был не чужд богословских исканий. В 1996 году он опубликовал богословскую работу с красноречивым названием: «Где истинная Церковь?». Похоже, сам Грудницкий ее прочитать не удосужился; в противном случае все описанные события вряд ли имели бы место.

Но факт остается фактом: после попытки правящего архиерея с клириками епархии образумить оступившегося брата во Христе, тогда еще протоиерей Иоанн Грудницкий заявил, что он с вверенным ему приходом (как будто души прихожан были вверены ему «в нагрузку» к зданию храма) переходит в Белорусскую Автокефальную Православную Церковь (БАПЦ).

При этом продолжал священнодействовать в самовольно захваченном храме, как будто и не знал о наложенном на него прещении.

Эти действия Грудницкого иначе как попыткой церковного раскола назвать нельзя.

Здесь мы не будем подробно останавливаться на истории возникновения и деятельности самой БАПЦ.

Заметим только, что БАПЦ была создана под давлением оккупационной администрации фашистской Германии на белорусский епископат в 1942 году и собственно в Беларуси не имеет ни одного прихода.

В настоящее время БАПЦ насчитывает 16 приходов, расположенных в США, Канаде, Австралии и Великобритании. Нет единства и в самой БАПЦ: упомянутые приходы фактически разделены на три враждующие между собой группировки.

Важно другое – вместо покаяния Грудницкий попытался внести в Церковь раскол и смуту, на фоне которых его собственное бесчинство будет не так заметно, а при должном преподнесении может сойти и за ревность о Церкви и ее чадах.

В интервью «Белорусской деловой газете» в декабре 2002 г. протоиерей Иоанн пояснил, что «в связи с предвзятым отношением РПЦ ко мне лично и к приходу мною 25 ноября было принято решение перейти в Белорусскую автокефальную церковь. Я получил указ из США от митрополита Александра о назначении».

Но, видимо, с БАПЦ у Грудницкого что-то не сложилось. Оно и понятно: «митрополит» БАПЦ Александр (Сологуб), под «омофор» которого пытался перейти Грудницкий, вел непримиримую войну со второй юрисдикцией БАПЦ, а в 2004 году был повторно низложен, потому дела брестского прихода мало волновали «владыку».

Слава Богу, прихожане храма Тихвинской иконы Божьей Матери в абсолютном большинстве не разделили авантюрных потуг своего бывшего пастыря. При новом священнике жизнь прихода, несмотря на противодействие Грудницкого, нормализировалась.

Поняв, что покровительства от БАПЦ, занятой внутренними разборками, не дождаться, оставшись без храма и поддержки в Бресте, Грудницкий устремил свой взор в г.п. Ружаны.

Почва для него там оказалось «благодатной»: часть не в меру православных прихожан православного храма длительное время выясняла отношения со своим новым настоятелем.

Сделав надлежащие выводы из прежних ошибок, протоиерей Иоанн решил зарегистрировать в Ружанах приход Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ).

Со слов протоиерея Иоанна, он был принят под омофор епископа Одесской епархии РПЦЗ Агафангела (Пашковского), который поручил ему создание прихода РПЦЗ в Ружанах. Однако необходимый документ (о принятии в соответствующую епархию РПЦЗ) Грудницкий не предоставил. В официальных списках клириков Одесской епархии РПЦЗ митрофорный протоиерей Иоанн Грудницкий не числился и не числится. С уверенностью можно сказать, что священноначалие РПЦЗ также не допускает возможность вступления священника в повторный брак, а потому и принимать к себе столь одиозного священнослужителя не торопилось.

И тут Грудницкого ждало разочарование: он так и не смог заручиться поддержкой сколь-нибудь значительной части верующих. Более того, его бурную деятельность не обошли вниманием власти, которые не стали увещевать Грудницкого и просить о его покаянии. Не вдаваясь в смысл перехода из одной церковной юрисдикции в другую, государственные органы привлекли незадачливого раскольника к административной ответственности за организацию незаконных религиозных мероприятий.

В одном из судебных заседаний Грудницкий утверждал, что «как свободный священник, он имеет право провести богослужение в любой церкви или дома».

И здесь лукавство, достойное доктора гуманитарных наук: не бывает в Церкви свободных священников. Умолчал протоиерей Иоанн о том, что при рукоположении клялся и обещал «без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить».

Но значительные штрафы, наложенные на Грудницкого, вновь привели его в чувство. Теперь уже гражданин Иван Антонович Грудницкий обратился за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако и эту деятельность Иван Анатольевич понимает по-своему: расклеивает объявления о совершении таинств и треб, утверждая, что его цены ниже церковных.

И вряд ли тем, кто по незнанию обращается к нему за «духовным окормлением» он рассказывает о том, что в свое время был осужден за совершенное преступление, и давно лишен сана, а посему все его «священнодействия» являются не более чем плохими театральными постановками, не несущими людям Божественной Благодати.

Все это могло бы остаться на его совести, если бы не одно «но»…

Отречение от совести

Оправдать, в принципе, можно все: убийство, разбой, предательство, вероотступничество. Было бы желание. В свое оправдание обычно ссылаются на тяжелое стечение обстоятельств, людскую немощь и т.п., которые стали причиной падения человека.

Но как можно оправдать полное отсутствие совести? Какие обстоятельства могут заставить человека отказаться от нее?

В своей борьбе с Церковью, ее архиереями и пастырями, да что там – в борьбе со всеми нами православными Иван Грудницкий пошел и на это.

Добиваясь «справедливости» уже лишенный сана Грудницкий написал два письма Патриарху Алексию.

Цитировать эти письма даже купюрами глупо и омерзительно. Столько грязи и вранья на Церковь и ее служителей не позволяли себе писать воинствующие безбожники. Очевидно, даже в них оставалось что-то человеческое.

Да, в церковной среде, как и в любой другой, встречаются люди, искушаемые различными страстями. Встречаются и случайные, не радеющие о Церкви и делающие свои страсти образом жизни. По утверждению диакона Андрея (Кураева), число подлецов в рясах во все века стабильно, и это число евангельское: каждый двенадцатый. И пример гражданина Грудницкого лично меня в этом убеждает.

Непонятно другое: с людьми, оболганными, щедро политыми грязью Грудницким, он сослужил бок о бок на протяжении многих лет. Перед кем-то заискивал, кого-то называл своими друзьями, а всех вместе именовал братьями во Христе.
Но почему он молчал тогда? Не замечал? Боялся? Сам жил еще хуже?

Неужели он сам верит в то, что митрополит Филарет тайно занимается созданием автокефальной Церкви в Беларуси уже более 10 лет? К чему так тянуть, если Грудницкий проворачивает такие дела за несколько недель?

Неужели вся та мерзость, написанная Грудницким о покойном отце Михаиле, может послужить Ивану Антоновичу оправданием собственной подлости?

Как можно смотреть в глаза людям, которых так бессовестно оклеветал? И тем, кто этим людям верит, для которых оболганные архиереи и священники являются пастырями, то есть всем нам?

И даже если сотая доля из всей этой грязи – правда, что это дает лично Вам, гражданин Грудницкий? Утешение? Самооправдание? Мелкую радость от собственной подлости?

Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешся от Меня. И вышед вон, плакал горько.

Заплачет ли Иван Грудницкий о своем отречении? Будем надеяться. Но верится с трудом.

Новости Бреста

http://www.anti-raskol.ru/pages/2389