Три категории званных на Брачный пир Агнца. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Три категории званных на Брачный пир Агнца

В сегодняшней притче Спаситель сравнивает Царство Божие с Брачным пиром. На него приглашаются все без исключения. Т.е. нет такого человека, которого бы Бог проигнорировал и которому бы сказал: «Я тебя не хочу видеть в мире, где будет Новое Небо и Новая Земля». Все люди приглашаются войти в новый Эон жизни, которому уже не будет конца.

Для этого Бог велегласно рассылает всем пригласительные билеты в этот новый мир. Согласно восточной традиции, которая была тогда принята и среди иудеев, на брачный пир приглашали два раза. Один раз заранее предупреждали, что пир планируется, вы приглашены, готовьтесь. А второй раз, позже, уже приходили за самим человеком, чтобы привести его на торжество. На самом же пиру хозяин давал всем приглашенным особые приготовленные для них брачные одежды.

Согласно «Притче о званных на брачный пир», все приглашенные, т.е. все человечество, делятся на три категории по отношению к Царству Божьему.

Первая категория  – те, кто проигнорировал приглашение. Это все те, кто отвернулся от Бога. «Плюнул» на Евангелие, на Жертву Христа, на Его Любовь, на все то, что Он делал и делает в их жизни. Не нужно думать, что сюда относятся только явные богоборцы, атеисты, безбожники, сатанисты и проч. – те, кто «убивал» посланников Бога и издевался над ними. Но в эту же категорию относятся и те, кто просто молча проигнорировал приглашение, ссылаясь на занятость другими, более важными для себя делами. Сюда относится любой человек, у которого «бог в душе». Потому что этот «бог» называется диавол, каким бы хорошим он ему ни казался. Если есть Бог и человек это всерьез принимает, он должен принимать и все следствия этого утверждения. А именно:

– У Бога есть законы и правила, согласно которым мы должны строить с Ним свои отношения. Это называется «заповеди», и они отнюдь не сводятся только к Декалогу Моисея. Евангелие ведет человека с горы Синай на гору Фавор, а это и дальше, и выше.

– У Бога есть Церковь, которая должна быть ему Матерью, постановления и законы которой для него святы. А значит, молитва, участие в таинствах, в Богослужении, соблюдение церковного устава жизни являются обязанностью значительно большей, чем соблюдения государственных законов или правил дорожного движения.

– У Бога есть план жизни для каждого, понять логику которого и возрастать согласно этой логике является его священной обязанностью.

Если человек игнорирует все выше обозначенное, то каким бы «добрым» атеистом он ни был, какие бы хорошие поступки по совести ни совершал, он однозначно отверг приглашение Бога на пир Вечной Жизни.

Вторая категория  – все те, кто принял условия приглашения, кто верит в Бога, кто чтит Его законы, кто является членом Церкви и так или иначе пытается воплощать в жизни то, чего хочет от него Бог. Это те, кого, согласно притче, «собрали на распутьях». Сюда, как говорит нам Христос, попали люди разные: «и добрые, и злые». Но мало попасть на этот пир, нужно еще и ему соответствовать. И, как оказалось, тех, кто соответствовал, было мало. «Ибо много званных, а мало избранных». Достичь Царства Божия, войти в Восьмой День Вечности смогли лишь те, кто относится к третьей категории.

Третья категория  – это те, кто отозвался на приглашение, кто вошел на пир и кто был одет в соответствующую брачную одежду. Одежду не нужно было нести с собой – ее давал сам хозяин, нужно было только надеть. В этом-то и состояла задача, с которой не справилась вторая категория приглашенных, несмотря на то, что уже возлежала на брачном пире. Белая брачная одежда – это святость и чистота души.

Мы видим в Церкви и вокруг себя много людей. Значит ли это, что только за труд прихода в храм, за то, что человек молится, постится, кается, причащается и читает Евангелие, он уже должен попасть на Небо? Увы, согласно притче, это не так. Что бы попасть в мир Бога, нужно стать другим – Божиим. Все, что делает человек в Церкви согласно заповедям и воле Божией о нем, это хорошо, но недостаточно. Потому что делание – это лишь средство для преображения.

Человек может стирать свою одежду, но главное ведь не сам процесс стирки, а чтобы одежда стала чистой. Так и с душой – ее можно всю жизнь пытаться время от времени полоскать, но если она не станет чистой, то не войдет в Новый Мир, потому что там людей с грязной душой нет и быть не может.

Притча эта очень страшная, потому что правдивая. Большинство из нас, положа руку на сердце, не смогут сказать, что наша душа чиста, что мы уже освободили ее от страстей, что над ней уже нет власти диавола и что в ней нет ни одного, даже самого малого, ростка порока. А если все так обстоит, то спастись может только ничтожно малая часть от всего человечества.

Очень хочется по мере следования на брачный пир получить хоть какую-то поддержку, опереться на надежду, которая ускользает с каждой очередной неудавшейся попыткой засунуть руку в рукав брачной одежды. Я все время чувствую себя человеком с врожденным ДЦП, у которого руки и ноги уперто не хотят исполнять то, что диктует им голова. Каждый раз я промахиваюсь и попадаю мимо, каждый раз я не могу застегнуть ни одной пуговицы на этой самой брачной одежде. Значит, нет мне никакой надежды? Значит, и мне так же свяжут руки и ноги и выбросят, как неудавшийся обрубок человечины, «во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов»?

Где мне найти посох надежды, чтобы не впасть в уныние и отчаяние от этой безысходной перспективы? «Кто же может спастись тогда Господи», – задаем мы этот вопрос Спасителю вместе с апостолами. И получаем тот же ответ, что и они: «Людям это невозможно, Богу же все возможно». И остается лишь воскликнуть вместе с пророком Давидом: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего».

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/tri-kategorii-zvannykh-na-brac...