Ситуация на Украине в последнее время несколько приутихла – все ожидают решения Поместных Церквей относительно признания либо непризнания СЦУ. И на сегодняшний день можно с полной уверенностью говорить о том, что единогласного одобрения украинское детище Фанара все же не получило: пока что ни одна Церковь так и не признала СЦУ.
Причина промедления Поместных Церквей, несмотря на давление со стороны Константинопольского Патриархата и американских посольств, очевидна: это сам схизматический характер СЦУ, созданной на базе схизматиков УПЦ КП – птенцов общепризнанного раскольника Филарета Денисенко. Их неприглядные деяния вызывают сомнения представителей Поместных Церквей, даже тех, которые настроены лояльно к Фанару и негативно к РПЦ.
Однако временное информационное затишье лишь видимое: украинские СМИ пестрят сообщениями о захватах храмов и нападениях на священников. Подобные новости стали для украинских православных СМИ рутиной, ежедневной повесткой, на которую власть, поддерживающая раскольников, закрывает глаза.
Но в последнее время произошло несколько событий, говорящих о важных, тектонических сдвигах внутри СЦУ, на которые следует обратить внимание.
УПЦ КП против СЦУ
Как и предполагали многие комментаторы, первой и основной проблемой, с которой столкнется новосозданная СЦУ, станет проблема дележа церковного имущества. Ведь в одной структуре теперь придется уживаться «священникам» УПЦ КП, УАПЦ и некоторым примкнувшим. А дележка имущества – это всегда процесс болезненный и напряженный. Создание же СЦУ и связанное с этим переформатирование структур вскрыло потаенные конфликты.
Так и случилось в Одессе, где начался конфликт вокруг «кафедрального собора Рождества Христова» по адресу ул. Пастера, 5, принадлежавшего УПЦ КП, который является памятником архитектуры XIX века, построенным Джованни Фраполли. Так как это «кафедральный собор», то и настоятелем там должен быть «правящий архиерей». Но «старший священник» «собора» Виталий Сеник и сам намеревался стать «настоятелем», что шло вразрез с желанием «епископа Одесского и Балтского Павла» (Василия Юристого), который сначала был «архиереем» УПЦ КП, а затем СЦУ.
Конфликт тлел еще с января 2018 года, когда назначили Юристого в Одессу и тот стал наводить свои порядки в «соборе». Но с февраля 2019 года ситуация обострилась: после того как в «соборе» не приняли нескольких назначенных «священников», «епископ Павел» решил сместить Виталия Сеника и отправить того служить в отдаленное село, а также, что самое страшное, лишить его наград Филарета. Именно на этот факт налегал Сеник во время пресс-конференции в Киеве в агентстве «Интерфакс-Украина», где он рассказывал о несправедливом отношении со стороны «архиерея Павла».
Со своим отстранением Виталий Сеник не согласился, собрал приходских активистов и заблокировал храм как раз 10 марта, в Прощеное воскресенье. Тем самым «священник» и активисты выступили против «правящего архиерея». Кульминацией противостояния между «церковной властью» и бранчливым «священником» стали разборки в самом «соборе», который пришли разблокировать сторонники Юристого. В ответ прихожане и сторонники Виталия Сеника объявили «церковный Майдан».
Вот как описало разборки в «соборе» одесское издание «Думская»:
«Сегодня обе группы прихожан, клирики, а также активисты ряда патриотических организаций встретились в соборе. Диалога не получилось: стороны пытались перекричать друг друга, потрясали документами и бросались громкими обвинениями.
Присутствовал и сын Виталия Сенника – депутат облсовета от “Оппозиционного блока” Роман Сеник, который активно противодействовал оппонентам отца».
Как пишет сайт СПЖ, ссылаясь на блог прихожанки «собора» Галины Сулимы, одной из причин конфликта стало требование прекратить поминать «патриарха Филарета» и начать поминать Епифания: «теперь у нас главный Епифаний и за него надо молиться».
Разборки в «кафедральном соборе» Одессы идут из-за того, кого поминать – «патриарха Филарета» или Епифания
В результате на пресс-конференции в Киеве 14 марта Виталий Сеник заявил о том, что выходит из СЦУ.
Ситуация усложняется тем, что сын «священника-активиста» Роман Сеник является депутатом Одесского областного совета от партии «Оппозиционный блок», который поддерживает каноническую УПЦ. Это, естественно, дает прекрасную возможность оппонентам Виталия Сеника в поиске «российского следа», хотя очевидно, что имеет место лишь раздувшаяся гордыня и нежелание смиряться с решениями «священноначалия».
Разумеется, это является логичным продолжением искусственного слияния одних раскольников с другими без покаяния, а лишь «волевым» решением Константинопольского Патриархата. И это только первая подобная ситуация, которая всплыла наружу. Но далеко не последняя, о чем открыто заявила активистка и прихожанка «собора» Неонила Ткаченко на пресс-конференции:
«Ситуация в Одессе, которая является абсолютно свободным городом, – это первый звоночек».
Откровения Филарета
15 марта долго молчавший Филарет решил дать весьма откровенное интервью украинскому сайту «Главком», в котором поделился некоторыми небезынтересными мыслями по поводу своего видения развития СЦУ.
Как оказалось, Филарет все-таки недоволен уставом СЦУ, который был спущен с Фанара. Он об этом прямо и заявил:
«Устав меня лично не удовлетворяет. И поэтому мы должны на следующем Поместном Соборе провести заседание и принять Устав Украинской Православной Церкви. Не Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата, потому что мы сейчас пользуемся этим Уставом, греческим Уставом. Нам, как автокефальной церкви, надо иметь свой украинский Устав, который должны утвердить на Поместном Соборе. Поэтому мы ждем созыва Собора УПЦ, на котором надо принять Устав нашей церкви».
И далее:
«Самое главное – изменить количество постоянных членов Синода. Нужно не три, как сейчас, а больше, где-то 12. Для других останется возможность поочередно быть временными членами Синода… Постоянными членами Синода должны быть авторитетные архиереи из разных регионов. Чтобы вся Украина была представлена в Синоде постоянными членами, то есть так, как у нас было до сих пор в Киевском патриархате. И так, кстати, было в украинской Церкви до разделения, именно такими были порядок и традиция, которые не являются новыми для нас».
По его мнению, греки не будут против этого:
«Они нам сказали так: пока принимайте Устав, который мы вам предлагаем, а когда получите Томос, вы – автокефальная церковь, и вы принимайте такой Устав, который нужен вам».
Это несколько противоречит тому, что говорилось по этому поводу самими греками.
Например, еще в декабре 2018 года сторонник украинской автокефалии архимандрит Кирилл Говорун в интервью сайту «Левый берег» заявил следующее:
«С точки зрения некоторых представителей новой церкви, они могут это сделать без согласования с Константинопольским Патриархатом. Но я хочу тоже сказать, что в ходе моих дискуссий с Константинополем по этому вопросу я услышал такую точку зрения: если будет пересмотрен Устав, будет пересмотрен и Томос».
В томосе об автокефалии о Синоде СЦУ сказано следующее:
«ежегодно созывается из архиереев, которых приглашают поочередно по их старшинству из числа тех, которые имеют епархии в географических границах Украины».
В Уставе СЦУ в пункте V.1 указано именно 12 постоянных членов Синода, которые сменяются раз в год: половина из них – летом, а другая половина – зимой. Но есть примечание: на некий «переходный период» в состав постоянных членов Синода входят главы трех структур: УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ – а именно: Филарет, Макарий и экс-митрополит Симеон Шостацкий.
Судя по всему, Филарет желает избавиться от неприятной для него ротации членов Синода, что не дает создать «церковную элиту», ядро «архиереев», управляющих СЦУ. И, естественно, в представлении Филарета, это ядро должно сложиться вокруг него, из лояльных лично к нему людей.
В представлении Филарета, ядро Синода должно сложиться вокруг него, а это явно не по нраву Фанару
Украинский религиовед и сторонник СЦУ Александр Саган так прокомментировал пожелания Филарета:
«Когда же придет понимание, что ПЦ Украины – это не “легализованный” Киевский патриархат, а новая Украинская поместная православная церковь, которая возвращается к своим украинским (греческим) корням? Зачем цепляться за те традиции, которые не только не характерны для украинцев, но и мешают продвижению церкви?»
Другой интересный момент, о котором сказал Филарет, – это его личное отношение к молодому предстоятелю СЦУ Епифанию, который является ставленником и протеже Филарета. Ведь время бежит, и перед 40-летним Епифанием открываются большие перспективы, и несколько центров влияния дерутся за влияние на него: кроме Филарета, еще Порошенко и греки, что явно льстит его самолюбию. Для Порошенко СЦУ является его не просто политическим проектом, но тем, с чем он хотел бы войти в историю Украины. И поэтому он должен развиваться в понятной Порошенко логике. Для греков влияние на СЦУ также крайне важно: усиление тщеславного и имеющего свое мнение Филарета будет бить по авторитету Фанара в православном мире.
В таких условиях влияние Филарета на Епифания уменьшается, но не исчезает: ведь ему всего лишь 40 лет, и он не пользуется собственным авторитетом в СЦУ–УПЦ КП.
Авторитет Епифания – это «одолженный» авторитет Филарета
Авторитет Епифания – это «одолженный» авторитет Филарета. Многие в СЦУ говорят о том, что Филарету пора бы уйти на покой и дать дорогу молодым, но ясно, что 90-летний старик этого не желает.
И вот в интервью на вопрос журналиста о его отношении к Епифанию Филарет говорит:
«Так вот, если брать митрополита Епифания, то он молодой, опыта не имеет, и поэтому ему нужно набираться опыта, прислушиваться, не делать ошибок, быть целеустремленным. К чему он должен следовать? К тому, что полезно украинской церкви. Не Москве или Константинополю, а украинской церкви. А что полезно украинской церкви? Ей полезно объединение в одну Украинскую православную церковь. Это – его цель! Если он пойдет этой дорогой, он будет иметь поддержку народа и церкви. Если же будет угождать тому или иному центру, то не будет иметь поддержки народа».
На вопрос журналиста, как бы Филарет мог охарактеризовать Епифания, он ответил уклончиво: «Есть у меня свои мысли, но я не хочу про них говорить».
В этих словах престарелого интригана таится не очень-то прикрытая угроза: мол, будешь слушаться меня, то бишь украинского народа, – и будет все хорошо. Опытный аппаратчик имеет огромный опыт «проскальзывания между капелек дождя», прекрасно понимая, что не стоит близко сходиться ни с одним из политических центров влияния, тем более сейчас, в год выборов, которые непонятно чем закончатся. Греки далеко, и, по мнению Филарета, томос они не отзовут, несмотря на мелкие «шалости». К тому же свою часть ответственности Фанар выполняет плохо: ни одна Поместная Церковь пока что СЦУ не признала. Поэтому и остается только он сам, Филарет, которого должен слушаться Епифаний. Судя по всему, между ними уже пробежала некая кошка.
В этом интервью Филарет в очередной раз заявил о том, что его рано сбрасывать со счетов. 90-летний «почетный патриарх» еще сыграет свою роль в украинском расколе, и Епифанию следовало бы прислушиваться к мнению наставника, а не к мнению Порошенко или греков, которые обхаживают Епифания. Судя по всему, он имеет некие рычаги воздействия на молодого предстоятеля СЦУ.
Греческие СМИ уже заметили скандальное интервью Филарета. Очень интересна реакция Константинопольского Патриархата на слова Филарета о том, что он является патриархом. Закроют ли глаза греки на скандальные выходки?
Но, скорее всего, эти вопросы так и останутся без ответа, ведь пока что Фанар занимается в основном попытками утвердить свое право на единоличные решения в стиле «я так хочу». Не очень успешно, что видно из того, что еще ни одна Поместная Церковь не признала СЦУ.Греческий сайт Оrthodoxostypos пишет о том, что и наиболее близкая к Фанару Элладская Церковь вряд ли признает раскольническое новообразование:
«Учитывая, что две другие автокефальные Церкви – Кипра и Албании – не заняли позитивную позицию в пользу инициатив Варфоломея, Греческая Церковь почти наверняка последует за “сестринскими” Церквями».
Причиной для этого, по мнению издания, стал отчет ООН, в котором говорится, что после получения томоса об автокефалии ситуация в религиозной сфере на Украине ухудшилась. Все это, по словам издания, стало «холодным душем» для патриарха Варфоломея.
Вопрос имущества
Первая страница соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским патриархатом
На этой же неделе, 12 марта, сайт «Украинские новости» опубликовал засекреченный текст соглашения между патриархом Варфоломеем и президентом Украины Порошенко. Самым интересным в документе оказался пункт, касающийся имущества, передаваемого ставропигии Константинопольского патриархата: Украина обязывается содействовать
«получению, в соответствии с законодательством Украины, представительством Вселенского Патриархата в Украине, а именно миссией “Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине”, зданий и помещений, других объектов собственности, необходимых для функционирования миссии “Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине”».
Украина обязывается содействовать «получению миссией “Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине”, зданий и помещений»
При этом самого списка имущества в тексте договора приведено не было.
Во всем остальном, кроме нарушения ст. 35 Конституции Украины, говорящей об отделении Церкви от государства, формулировки весьма нейтральны и носят общий характер. Зачем же было скрывать текст и обнародовать только сейчас?
Журналисты сайта «Страна» пишут о том, что причиной обнародования стали опасения Фанара:
«Новосозданная СЦУ с самого начала своего существования стала нарушать выписанные на берегах Босфора Томос и устав: оставила “патриархом” Филарета, сформировала Синод по принципу личной верности тому же Филарету, а не на положениях устава… Но самое тревожное для Фанара: в последние дни украинские диаспорные приходы в Европе стали отказываться переходить под непосредственное начало Константинопольского Патриархата, как это прописано в Томосе.
Вот, очевидно, Варфоломею и потребовалось некое удостоверение от Порошенко в том, что хотя бы государство Украина не “кинуло” Фанар. В этом случае публикация соглашения – нечто вроде демонстрации приверженности подписанным договоренностям. И залога преемственности фанарофильской церковной политики после выборов».
Как мы помним, Варфоломей уже отшутился от вопроса, что он получил взамен томоса об автокефалии СЦУ:
«Хотя Русская Церковь обвиняет меня в том, что я взял деньги за эту автокефалию, на самом деле я получил не деньги, а много конфет и шоколада с завода Порошенко».
Как мы можем видеть, Украине придется расплачиваться церквями и монастырями, которые могут понадобиться Фанару для «функционирования миссии “Ставропигия Вселенского Патриархата на Украине”».
Об этом вранье Варфоломея уже написал упомянутый выше греческий сайт Оrthodoxostypos в статье с говорящим названием «Конфетки и шоколадки, которые стали зданиями и сооружениями».
Украинская авантюра оборачивается для Фанара все более серьезными репутационными потерями среди других Поместных Церквей. Но смены позиции фанариотов пока что не наблюдается – наоборот, происходит все большее ужесточение риторики и требования подчинения. Судя по всему, мировое Православие находится только в самом начале глубокого кризиса, вызванного необоснованным «восточным папизмом» Константинопольского Патриархата.