Тоталитарные деструктивные культы в современной России, в том числе скрывающиеся за деятельностью в сфере реабилитации наркозависимых: обзор ситуации и перспективные механизмы противодействия экспансии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

17 ноября 2016 года в верхней палате российского Парламента, Совете Федерации Законодательного Собрания Российской Федерации, прошли слушания о последствиях и усилении мер противодействия функционированию деструктивных сект в России.

Инициатором мероприятия выступила сенатор Елена Мизулина. В своем выступлении, открывающем слушания, она сообщила, что согласно последним экспертным оценкам, сейчас в России действует до 55 нетрадиионных для России религиозных движений, именуемых сектами. Однако, помимо них существует также и множество психотренингов, предлагающих гражданам развить в себе те или иные качества, но на самом деле используются техники манипулирования психикой и подавления воли.

Член Совета Федерации Елена Мизулина анонсировала разработку пакета законопроектов, направленных на защиту граждан от влияния деструктивных сект. "Я считаю необходимым создание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты российских граждан от мошеннических действий деструктивных сект, которая занялась бы подготовкой пакета законопроектов", - отметила Мизулина. По ее мнению, "массовое распространение сектантских организаций явно указывает на то, что в действующем законодательстве что-то неладно". Парламентарий обратила внимание на то, что в законодательстве как такового понятия "секта", тем более "деструктивная секта" не существует. Даже если это каким-то образом будет доказано, привлечь к ответственности тех, кто толкает детей на самоубийство, будет сложно. Чёткого определения "секты" в законодательстве нет - терминология разнится, хотя дискуссия об этом идёт уже несколько последних лет. 17 ноября предпринята очередная попытка начать законодательное наступление на деструктивные секты в России - инициатором нового этапа обсуждения этой крайне сложной для юристов, социологов, психиатров, психологов, сотрудников правоохранительных структур, политиков, парламентариев, общественных деятелей и просто рядовых, неравнодушных к судьбе России граждан темы выступил Комитет Совет Федерации по конституционному законодательству. По словам Мизулиной, палата регионов готова к работе над законопроектом, а если потребуется, и над пакетом законопроектов, направленных на борьбу с деятельностью деструктивных сект в России.

На кону - не отвлечённые споры о том, чья религия "правильная", а вполне конкретные вопросы безопасности россиян. "Чаще всего деструктивные секты маскируются под различные религиозные организации. Обращаю внимание, что, борясь с сектами, нельзя допустить наступления на наши традиционные религиозные организации. Мы рассчитываем, что они помогут нам пресечь деятельность всякого рода самозванцев", - говорит Елена Мизулина.

В этой связи сенаторы предлагают упрочить правовые позиции традиционных религий. Сегодня именно они являются самым мощным оплотом, который помогает вытаскивать людей из сект. И эксперты-сектоведы в России убеждены - прежде чем пытаться поставить запреты, надо законодательно определить статус традиционных религиозных организаций. Если это не сделать, то антисектантские законы в первую очередь ударят по традиционным религиям России.

Более того, по оценкам специалистов, почти 70 процентов реабилитационных центров для наркоманов работают на сектантской основе. Зачастую людей, которые побывали в таких центрах, следует вновь отправлять на реабилитацию, но уже духовную. Притом очевидно, что построить хотя бы один такой центр - это приличные деньги, и связь большинства сектантских организаций с зарубежными источниками финансирования ни для кого не является секретом.

Подробнее см. в материале "Парламентской газеты" от 17.11.2016 г.

Предлагаем вниманию читателей полную версию текста доклада на "круглом столе" Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на тему: "Повышение уровня законодательной защиты граждан от мошеннических действий деструктивных сект" Николая Каклюгина - председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков" в Краснодарском крае, кандидата медицинских наук.


Уважаемые участники круглого стола, дорогие коллеги! Уважаемая Елена Борисовна!

Наверное, не случайно мне выпала честь выступать сразу после директора Государственного научного центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского доктора медицинских наук, профессора Зураба Ильича Кекелидзе. С проблематикой феномена сектантства и вербовки адептов через социально-ориентированные проекты в сфере реабилитации и ресоциализации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью я столкнулся, начав с изучения проблематики зависимого поведения в рамках диссертационной работы, которую защищал именно в этом учреждении, когда была жива его прежний директор, академик Российской академии медицинских наук Татьяна Борисовна Дмитриева. Затем с сектами разного калибра и направленности я познакомился ближе во время участия в создании и развитии ряда социально-ориентированных проектов, ориентированных на реабилитацию лиц с наркотической и алкогольной зависимостью.

Как оказалось, некоторые из них являются фасадными структурами, прикрытием для в первую очередь неопятидсятнических, а потом уже некоторых иных так называемых "сектантских", нетрадиционных для России религиозных объединений, пришедших к нам с территории Украины и очень активно здесь укрепившихся, обретя поддержку не только в среде так называемых медийных фигур, но и в политических кругах. И это не может не настораживать, глядя на разворачивающиеся всё в большей степени трагические события на соседней Украине, где немалую степень в обоих "евромайданах" сыграли именно неопятидесятники вместе с неоязычниками, греко-католиками и сайентологами. Каждой из этих сект в процессе распада соседнего государства была отведена своя, определенная роль.

На Кубани, хотя на меня нередко выходят пострадавшие от сект и из других регионов России, нам постоянно приходится приходить на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по их вине, в первую очередь от неопятидесятнических и оккультных групп, в огромном количестве размножившихся на Юге России под видом псевдоцелительских объединений. Мы подымали эту тему на площадке нижней палаты российского Парламента, неоднократно.

Под председательством депутата Валуева и с моим участием в качестве модератора вместе с помощниками Николая Сергеевича в Государственной Думе прошлого, VI созыва на площадке Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи, членом которого Н.С. Валуев являлся в том составе Думы, было проведено три серьезных многочасовых экспертных рабочих совещания, мощнейших "мозгового штурма" неравнодушных людей-профессионалов из Центра и регионов:

  1. 24 ноября 2014 года "Реабилитация наркозависимых - ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых";

  2. 18 февраля 2015 года "Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых";

  3. 20 апреля 2016 года "Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета".

На каждом из них так или иначе эксперты подымали вопросы псевдореабилитационных организаций, маскирующихся под нормальные, здоровые, профессиональные учреждения социальной реабилитации для химически зависимых лиц, а на самом деле являющиеся пунктами вербовки адептов в армию сектантов. Всё это маскируется под благотворительные фонды, автономные некоммерческие организации, общероссийские или региональные благотворительные общественные организации и тому подобными. По итогам второго, февральского совещания 2015-го года мы выпустили расширенную резолюцию, где подробно в приложениях изложили суть вопроса и совместно с юристами детально проработали конкретные механизмы в каких местах необходимо изменить российское законодательство (а необходимо сделать массу поправок в целой массе законов и подзаконных актов), чтобы грамотно отрегулировать данную чрезвычайно непростую ситуацию, к настоящему моменту остающуюся таковой, если не сказать осложняющейся с каждым днём.

Между тем, как известно, зачастую под прикрытием религиозных объединений действуют структуры, активно прививающие своим членам враждебные к действующему государственному строю убеждения с повышенной готовностью к проявлениям экстремизма и ксенофобии по отношению к гражданам Российской Федерации, не разделяющим их взгляды, к традиционным для России религиозным конфессиям и их конкретным представителям. Многие из таковых неблагонадежных структур, финансируемых в том числе из-за рубежа, распространены на Северном Кавказе, в приграничных к России территориях, Сирии, участвуют в вооруженных столкновениях с жителями Донецкой и Луганской народных республик, что представляет серьезную угрозу не только духовной, но и национальной безопасности Российской Федерации. Их члены выступают агентами, инструментом расширения геополитического влияния, политической дестабилизации в конкурентных или враждебных странах, разрушающих культурную, идеологическую и духовно-нравственную платформы, национальную самоидентификацию народов, постепенно, шаг за шагом ослабляют духовные скрепы государствообразующих народов России, при помощи определенных технологий манипуляции общественным сознанием минимизируют влияние традиционных религиозных институтов на сознание граждан Российской Федерации.

При этом хочу обратить внимание присутствующих на положения, которые были озвучены 12 сентября 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в городе Краснодаре на встрече с представителями общественности и государственных служб по вопросам патриотического воспитания молодежи: "Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий - это абсолютная реальность, ... с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И ... искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам", - подчеркнул Президент.

В этом смысле говоря о сектах мы держим в голове огромное количество различных определений, толкований, образов этого социально опасного феномена. Некоторые лица, адвокатирующие интересы данных организаций, апеллируют к истории, вспоминают даже времена Древнего Израиля, Иудейского царства, когда православных христиан считали сектой и жестоко преследовали их. Поэтому хочу предложить вниманию присутствующих, как мне кажется, наиболее полную и понятную всем трактовку, чтобы мы все здесь присутствующие понимали, о чем сегодня говорим, подразумевая деструктивные секты. Это не юридическое толкование, но достаточно живое и всеобъемлющее определение этого противоестественного для любой устойчивой государственной системы явления, позволяющее нам опредметить суть дискуссии. Данная формулировка приведена в книге "История религии". Вслушайтесь, насколько емко сказано: "Как большие реки сопровождаются в своем течении омутами, заводями, плавнями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искаженные отражения - секты. Секта - это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет ее, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, - мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, не возрождаются искусства, науки, не обогащается и не повышается в своем темпе общенародная жизнь - мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая животворящая истина, а секта". Очень мудрое и полноценное толкование, способное объемно отобразить в нашем сознании истинную сущность подобных осколков традиционных религий, или, проще говоря, сект. Ведь действительно, ни одно произведение искусства не вышло из рук сектанта, даже самый обыкновенный современный протестантский мир, не говоря уже о безумствующих неопятидесятниках, скрывающихся за личиной обычных протестантов, не подарил нам гениев науки, музыки, поэзии, архитектуры, живописи и тому подобное. Там, где хозяйничают, пытаются доминировать и внедрятся на всех уровнях государства и общества секты, там нет истории, нет уважения к прошлому, значит, нет настоящего, и нет будущего для государства, которое они заполняют своей аморфной массой. И это по-настоящему страшно, с этим нужно бороться, и предлагать народу здоровую альтернативу, истинную, насыщенную жизнью, духовным кислородом, а не безжизненную, суррогатную духовность, её, выражаясь философским языком, симулякр. Выдаваемый, к примеру, как это делают неопятидесятники, под видом протестантизма, за натуральный продукт, христианство, в реальности же, как утверждают те же классические протестанты, баптисты, представляющий собой харизматическую ересь, никакого отношения к христианству не имеющую. А ведь многие чиновники, политики, те же врачи психиатры и наркологи, ведомые ими родственники алкоголиков и наркоманов до сих пор думают, что имеют дело с обычными протестантами, распахивая им двери и сердца, а в итоги отдавая им все свои последние сбережения. Так мы теряем людей, так мы теряем государство.

Безусловно, современное российское законодательство не отвечает веяниям нашего времени в отношении экспансии сект на территорию Российской Федерации. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года выпуска, с последующими регулярно вносимыми изменениями, знакомыми мне чиновниками на местах, отвечающими за взаимоотношения с религиозными организациями, в том числе нетрадиционного характера, называемыми косметическими и ничего по сути не меняющими, как известно, считается самым либеральным в сравнении с европейским законодательством.

Возьмем, к примеру, инициативу Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций прошлого думского созыва под председательством депутата Ярослава Нилова, к которому у общественников за годы работы, точнее, правильнее сказать, имитации работы, накопилась масса вопросов. Пример. В начале этого года очень активно этот комитет "пиарил" себя и хвалил за то, что обязал в законодательном порядке каждую вновь создаваемую религиозную группу подавать о себе сведения в территориальный орган юстиции. Но при этом в подготовленном "комитетчиками" под руководством депутата Нилова нововведении отсутствовали санкции за неподанную о созданной группе информацию. То есть, если ты не подал информацию, что создался как религиозная группа, то и ничего тебе за это не будет. А какой тогда вообще смысл в таком ужесточении требований к религиозной группе? Какое это вообще ужесточение?! Это, получается, фикция, имитация деятельности. Неудивительно, что именно господин Нилов стал одним из основных противников так сильно ударившего по сектам известного в народе как "закон Яровой" блока законодательных актов, среди которых есть те, которые способны жестко ударить по деструктивным сектам и их миссионерскому, точнее сказать, вербовочному блоку. В ряде интервью он был очень недоволен тем, что тот законопроект прошел мимо на тот момент подконтрольного ему комитета. В декабре прошлого года я выступал на подобном круглом столе по проблематике законодательства по сектам, но в Государственной Думе. Его проводил как раз комитет Нилова (стенограмму см. здесь). Мы передавали в их аппарат массу предложений от наших юристов. Их обещали рассмотреть и обязательно успеть к концу думского года учесть при введении нового законодательства. Ничего этого не произошло. Даже стенограмму мы опубликовали, можно сказать, чудом. Сам комитет этим не занимался. Ни резолюции, ни стенограммы. Поэтому хочется особо отметить новость, которая порадовала всех здравых, патриотически настроенных общественников. Приятно, что на пост нового главы думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций пришел Сергей Анатольевич Гаврилов - чрезвычайно активный человек, очень активно и раньше работающий на антисектантском поле. Надеемся, этот состав Думы ещё более активно будет способствовать ужесточению законодательства в отношения наших недоброжелателей, скрывающихся под личинами благотворителей из некоммерческого сектора и деятелей нетрадиционной религиозной ориентации. Рассчитываем на тесное сотрудничество с профильным думским комитетом и теми экспертами, которые работали на тех думских совещаниях и Вашим комитетом. А также на то, что все наши предложения, озвученные сегодня и переданные чуть позже в электронном виде будут внимательно рассмотрены и приняты к сведению, что в дальнейшем ляжет в основу реальных законов и подзаконных актов, способных остановить эту самую натуральную экспансию тоталитарных деструктивных культов (сект), похожую на регулярно проводимую против нашей страны, внутри страны крупномасштабную серию террористических актов.

Уважаемая Елена Борисовна! Обращаю Ваше внимание вот на что. Считаем одной из первоочередных мер разработку методики выявления социально опасных деструктивных религиозных объединений "новой волны", маскирующих свою деятельность под прикрытием аффилированных с ними общественных организаций, волонтерских движений, благотворительных фондов, а также религиозных групп, аналогичным образом расширяющих сферу влияния через аффилированные с ними социально-ориентированные проекты в самых различных сферах общественной жизни. Всё чаще они используются как вербовочные пункты нетрадиционных религиозных движений, действуют как абсолютно нормальное, привычное гражданам и соответствующим надзорным государственным службам явление общественной жизни, зачастую признаваемое и поддерживаемое органами государственной власти или местного самоуправления, получая грантовую поддержку в качестве социально-ориентированных НКО. Причём с каждым годом эта поддержка возрастает и они это знают. Так, в 2013 году из бюджета на НКО выделяли 2,32 млрд. рублей, в 2014 году - 2,68 млрд. рублей, в 2015 - 4,2 млрд. рублей. И среди тех, кто получил деньги на развитие от государства, было немало недобросовестных организаций, спекулирующих на доверии граждан, общества и государства, выводящих средства через фасадные организации-прикрытия, по сути - тоталитарные деструктивные культы (секты), не на благотворительные проекты, а, по сути, на личное обогащение. Это ещё полбеды, но самое страшное, что это происходит через нанесение ущерба телесному, психическому, душевному и психическому здоровью наших соотечественников. И пока госструктурам, надзорным органам остается практически неподконтрольным, что пора остановить.

По нашему мнению, подтвержденному практикой обращения граждан, пострадавших от действия тех или иных мошеннических структур, в рамках данного круглого стола которых мы называем деструктивными сектами, особое внимание необходимо уделять объединениям граждан в следующих сферах:

1) Пропаганда здорового образа жизни, профилактика различных форм зависимого поведения и реабилитация лиц с химической зависимостью, иная психотерапевтическая, медицинская, оздоровительная нелицензируемая деятельность, в том числе курсы йоги, тренинги личностного роста, психологические консультации, беседы в салонах красоты;

2) Педагогические, молодежные, детские, воспитательные, научно-познавательные организации, кружки, секции, пытающиеся создавать и внедрять в учреждениях общего и дополнительного образования собственные проекты, выходить на их реализацию совместно с государственными образовательными учреждениями, проводящие семинары, курсы повышения квалификации, а также внедряющиеся в сферу культуры, искусства, спорта, экологии, духовно-нравственного образования, с использованием различных вариантов (псевдо)патриотизма, когда под видом "традиции", народной этнокультуры внедряется неоязычество, русофобия, неонацизм;

3) В информационном пространстве, средствах массовой информации (СМИ), социальных сетях, интернете, с использованием методов маркетинга и рекламы; коммерческие культы в финансово-кредитной сфере, транснациональных корпорациях, иных корпорациях и организациях, функционирующих исходя из принципов сетевого маркетинга, multi-level marketing, MLM (например, "Herbalife", "Oriflame", "Amway", "Nikken", "Тянь-Ши"), создания финансовых пирамид и иных схем манипуляций с целью отъема у населения денежных средств;

4) В политике, административных структурах, участвуя в общественных обсуждениях, "круглых столах", нарушая общественную стабильность, используя слабость демократических систем, институтов общественного контроля и гражданского общества, в том числе путем внедрения представителей псевдоправозащитного сообщества, на самом деле лоббирующего интересы сект (правозащитная группа "Сова", Московская хельсинская группа и т.п.) в состав общественных советов при органах государственной власти, местного самоуправления и социальных учреждениях.

Яркий пример, до сих пор, словно бельмо в глазу видимый всем здравым силам - присутствие уже не один десяток лет в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России господина С.В. Ряховского, который вместе со своей "правой рукой", епископом Константином Бендасом, отвечающим за внешние связи и работу с чиновниками, являются наиактивнейшими лоббистами неопятидесятнических (харизматических) "церквей", скрывшихся за вывеской "протестанты" под возглавляемым С.В. Ряховским Российским объединенным союзом христиан веры евангельской (пятидесятников), коротко - РОСХВЕ (п). Зная реальную, а не выдуманную им самим биографию семьи Ряховского (см. здесь), просто удивительно, что все остаётся на своих местах. Более свежий материал напоминает нам об откровенно антицерковной позиции этого человека, несмотря на многочисленные, из года в год повторяющиеся протесты экспертного сообщества и просто рядовых православных христиан, наблюдающих за его кощунственной трактовкой священных для них библейских и евангельских текстов, сохраняющего место в этом высшем Совете при Президенте, к тому же членствующего в Общественной Палате РФ. "Крест Христов нужно уничтожить", - таково его послание к прихожанам-сектантам на слете одного из российских филиалов экстремисткой неопятидесятнической организации "Новое поколение", которое он посещал по их приглашению несколько лет назад (см. здесь) Да и на момент второго "майдана" на Украине, развязавшего братоубийственную войну, унесшую тысячи ни в чем неповинных жизней на Донбассе и в самой Украине, и.о. президента Украины, пастор-неопятидесятник "Слова Жизни" Александр Турчинов для Ряховского, как он сказал в прямом эфире одной украинской передаче, брат во Христе. Видеозапись того эфира можно найти в интернете без особых проблем. О каких изменениях в законодательстве можно говорить, когда так высоко и совершенно спокойно сидят, пригревшись у российской госвласти лоббисты сект такого уровня как Сергей Васильевич Ряховский?! Пора их убирать с насиженных мест! Им там явно не место - не то время обрушилось на Россию и близлежащие государства!

В то же время его родной брат С.В. Ряховского, адвокат Владимир Васильевич Ряховский как состоял, так и состоит, активно лоббируя интересы все тех же неопятидесятников в Совете при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Там же интересы другого, не менее опасного тоталитарного деструктивного культа современности, тесно связанного с Госдепом США, сайентологов и массы других современных религиозных новообразований десятки лет лоббирует "ветеран диссидентского движения" еще с советских времен Людмила Алексеева, член злополучной Московской хельсинкской группы. Сидят они там себе спокойно и способствуют тому, чтобы ни одна законодательная инициатива, направленная на противодействие сектам не прошла рубежи так называемых правозащитных, а по сути, сектозащитных организаций.

Без полного пересмотра списков двух вышеуказанных Советов при президенте говорить о скорых успехах о заявленной на круглом столе теме говорить вряд ли придётся.

В рамках всего происходящего во внешней политике вокруг Соединенных Штатов Америки, попытке предстать перед миром главной определяющей геополитику в мире сверхдержавой, представляет определенный интерес событие, произошедшее в Вашингтоне 7 августа 2013 года. Государственный секретарь США Джон Керри публично объявил о создании в структуре правительства Управления по вопросам инициатив религиозных сообществ. Видеозапись выступлений всех главных действующих лиц этого мероприятия (на английском языке), крайне значимого для усиления влияния американского Белого дома на геополитические процессы в мире, можно увидеть в видео-банке данных "Youtube". Новое управление призвано формировать политику Госдепартамента США в сфере взаимодействия с религиозными сообществами, ориентировано на тесное сотрудничество с ними, чтобы их голоса были услышаны во внешнеполитическом процессе, в том числе путем продолжения сотрудничества с рабочей группой Госдепартамента США по вопросам религии и внешней политики. Известно, что руководителем новой структуры в составе Госдепартамента США стал доктор теологии Шон Кейси, который получил статус Специального советника Госсекретаря США. Объясняя причину создания нового Управления участникам брифинга, Шон Кейси отметил: "Как религиозные лидеры и религиозные общины формируют свою среду, они также влияют и формируют наши собственные проблемы внешней политики здесь, в Соединенных Штатах. Непременно полезным для США будет понять религиозных лидеров и привлечь их к нашей дипломатии и усилиям в области развития". Внимательно следящему за событиями в мире читателю понятно, о каком развитии идет речь. У неопятидесятников-харизматов оно называется "пробуждением". Их первоочередная задача - окончательное расщепление, дефрагментация некогда единого российского информационного, культурного и религиозного пространства на мелкие фрагменты. Основная задача данной структуры - взаимодействовать на регулярной основе с другими чиновниками и управлениями правительства США, сосредоточенными на религиозных вопросах, в том числе с Послом по особым поручениям по вопросам свободы вероисповедания Сюзан Джонсон Кук и Управлением Госдепартамента по вопросам международной свободы вероисповедания. То есть, акцент во внешней политике Вашингтона с лета 2013 года сфокусирован на поддержке нетрадиционных религиозных движений тех государств, на которых направлен интерес американского правительства и через них - на влияние во внутриполитических процессах правительств этих стран.

Как известно, в условиях "сетевой войны", которая объявлена нам США и Великобританией, всем так называемым англо-саксонским миром еще с советского периода, важнейшим инструментом ведения "тихих боевых действий" являются неправительственные организации, объединения и фонды. Там, где Вашингтон напрямую не может влиять на политические процессы, результаты выборов или итоги референдумов, в дело вступают неправительственные организации. Формально они занимаются самыми нейтральными задачами: собирают информацию, налаживают систему образования, осуществляют религиозную миссионерскую деятельность, выдают гранты на исследования и помогают развивать локальные этнические и культурные группы. На самом деле эти структуры выполняют функции подрывных систем, являясь элементами "сетевой войны", которую ведет США против всех: и против своих союзников, и против своих противников, и против нейтральных сил.

Деятельность международных и уже ряда получивших с их подачи российскую прописку неправительственных организаций, не провозглашая никаких политических целей и задач, на самом деле активно влияет на социальные процессы общественного строения, организуя под благовидным предлогом широкие группы активных людей, в первую очередь интеллигенцию, ученых, молодежь, религиозных и культурных деятелей. И если в России в 2014 году их деятельность резко ограничена внесением поправок в федеральное законодательство о неправительственных организациях, то несовершенство Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" является питательной средой для размножения все тех же "агентов влияния" под прикрытием религиозной деятельности. Сбор средств и пожертвований у данных, по сути своей зарубежных, эмиссаров сегодня осуществляется в большей степени среди российских "доноров", немалую долю из которых представляют алко- и наркозависимые, их родственники, а также операторы государственных грантов, грантодатели.

В связи с этим целесообразно четко сформулировать признаки для установления деструктивного характера их деятельности, разграничив действительную социальную направленность деятельности подобных организаций или влекущие негативные, деструктивные плоды, создающие угрозы личности - обществу - государству. Необходима выработка методики выявления, предупреждения и пресечения деятельности деструктивно-религиозных объединений; изучение, идентификация и нейтрализация методов контроля сознания, используемых в них; создание реабилитационных центров на базе научных учреждений, осуществляющих психологическую реабилитацию и социальную адаптацию участников деструктивных культов; создание государственных информационных ресурсов, препятствующих деятельности деструктивных культов, а также специальных подразделений в правоохранительных органах, ответственных за выявление и пресечение деятельности подобных организаций. Они наращивают свое влияние среди недовольных проводимой внутри страны политиков граждан, в первую очередь, малообеспеченных слоев населения, прикрываясь именем Иисуса Христа наполняют ими свои "домашние церкви", не регистрируясь в органах Минюста, поскольку это религиозные группы, а не объединения. Они знают "дыры" в наших законах. Но когда нужно, они объединятся и выйдут на улицы с мирными демонстрациями протеста. Но вслед за ними пойдут другие, например, неоязычники. Каждой секте, повторюсь, о чем я говорил в начале, отведена своя роль и свой социальный класс. В регионах идет активная работа с молодежью этими структурами. Особенно активны неопятидесятники и неоязычкники. Украина всё показала, как бы нам не прозевать Россию. Просим всех присутствующих активизировать свою работу, объединить свои усилия и сообща создать щит обороны нашей России. Уже пора от обороны переходить к нападению. Раньше это был сектантский лозунг, лозунг неопятидесятников. Теперь мы обязаны перехватить его у них, поднять на щит и действовать.

Одной из первоочередных мер, по нашему мнению, является введение в правовое поле понятия деструктивный культ, сопряженное с понятиями "психологическое насилие" и "использование неэтичных манипуляционных психотехник". Их желательно вводить в Уголовный кодекс отдельной статьей. При этом в первую очередь необходимо дать четкую формулировку, что же такое "деструктивность", точно также, как недавно в законодательном поле были внятно и разумно определены признаки "иностранного агента". Есть масса предложений. Мы их обсуждали не раз на указанных мной в начале выступления совещаниях. Мы их Вам, уважаемая Елена Борисовна обязательно перешлем в самое ближайшее время для обобщения и принятия в работу юристами Совета Федерации.

Ещё что хотелось бы добавить в отношении законодательных инициатив. Их, повторюсь, целая масса, требующих внедрения в законодательное поле. Дополнительно несколько слов. С учетом того, что в 2015 году произошла либерализация законодательства о статусе религиозных объединений и расширения их правомочий - обучение религии и религиозное воспитание такими объединениями теперь не являются осуществлением образовательной деятельности и не подлежат процедуре лицензирования; религиозные объединения выведены из-под действия целого ряда статей Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях", ограничивающего возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности за деятельностью НКО и сдачи ими отчетности, за исключением религиозных организаций, получивших средства из международных и иностранных источников), целесообразно предусмотреть право государственных органов назначать религиоведческую экспертизу религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов, сократить сроки ее проведения, а также уточнить перечень оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, связанных с фактически осуществляемой деструктивной деятельностью этих организаций. Актуально скорректировать, например, п. 2 ст. 14 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", изменив перечень оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, привязав его к фактически осуществляемой деструктивной деятельности сектантских организаций, а также заменить следующие формулировки:

  • "склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии" заменить на "склонение последователей религиозного объединения к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания или получения медицинской помощи в случае нахождения в опасном для жизни и здоровья состоянии";

  • "принуждение к разрушению семьи" заменить на "склонение к разрушению семьи";

  • "нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их деятельностью возбуждающих, наркотических и психотропных средств, техник гипнотического воздействия, нелегальным использованием медицинских и фармакологических препаратов, совершением развратных и иных противоправных действий" заменить на "систематическую реализацию действий, создающих угрозу нанесения ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с осуществляемой религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий".

Хочется отметить ещё одну проблему, с которой мы столкнулись в процессе работы с пострадавшими от сект, тех же "реабилитационных" центров или псевдоцелительских оккультных общин, руководитель которых развращал своих "реабилитанток" или "учениц", совершал с ними сексуальные действия, в том числе с несовершеннолетними. Когда к нам обращаются их родители или родственники с просьбой способствовать в возбуждении уголовного делопроизводства, сами пострадавшие отказываются от участия в следственных действиях, в даче показаний. Ими движет нежелание открываться органам дознания, рассказывать о причиненных психологических и телесных травмах, проделанная над ними в прошлом психологическая обработка и пр. Допустим, нашим специалистам они готовы довериться, открыться, но давать показания, выступать на суде со стороны обвинения - нет. И это серьезная проблема! Некоторые уже практически возбужденные против подобных лиц, пасторов, помощников пасторов, "целителей", "учителей" и прочей нечисти, скрывающейся за этими красивыми ярлыками, дела после просто-напросто разваливаются, потому что потерпевшие не хотят давать против них показания. И, к сожалению, действующее, уголовно-процессуальное законодательство, предусмотрев возможность принудительного производства судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз в отношении потерпевших, не имеет механизма реализации следователем и экспертом названного полномочия, в том числе в случае необходимости их помещения для производства экспертизы в медицинский стационар.

Здесь таким образом определяется следующий законодательный пробел. При наличии предусмотренного в ч. 4 ст. 195 и пп. 2, 4, 5 ст. 196 УПК РФ полномочия, позволяющего производить обязательные судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы в отношении потерпевших в отсутствие их согласия, соответствующего связанного с ним положения в ст. 203 УПК РФ не имеется. При этом для проведения экспертных исследований в амбулаторных условиях на основании ч. 6 ст. 42 УПК РФ допускается привод потерпевшего. Если же для разрешения экспертных вопросов необходимо наблюдение за теми же потерпевшими в стационарных условиях, то исполнению требования закона об обязательном производстве экспертиз препятствует вышеупомянутый законодательный пробел, который обязательно нуждается в устранении. Тогда целую массу дел, совершенных в том числе лидерами сект, "реабилитирующих" и "исцеляющих" людей через сексуальные утехи, удастся довести до логического завершения и все эти "псевдореабилитологи" и "псевдоцелители" сядут за решетку как и положено, о чем узнают те, другие, предуготованные к подобным действиям, что станет в свою очередь прекрасной профилактикой правонарушений в этой сфере.

Безусловно, против России ведется пошагово продуманная и просчитанная системная "сетевая война". Как известно, в условиях "сетевой войны" важнейшим инструментом ведения "тихих боевых действий" являются неправительственные организации, объединения и фонды. Там, где Вашингтон напрямую не может влиять на политические процессы, результаты выборов или итоги референдумов, в дело вступают неправительственные организации. Формально они занимаются самыми нейтральными задачами: собирают информацию, налаживают систему образования, осуществляют религиозную миссионерскую деятельность, выдают гранты на исследования и помогают развивать локальные этнические и культурные группы. На самом деле эти структуры выполняют функции подрывных систем, являясь элементами "сетевой войны", которую ведет США против всех: и против своих союзников, и против своих противников, и против нейтральных сил.

Наблюдаемое сегодня отсутствие должного контроля за данной сферой со стороны соответствующих надзорных служб порождает у экспертного сообщества пессимизм в отношении ожидаемой эффективности проводимых правительством и президентом России мероприятий по пресечению деятельности на нашей территории так называемых "иностранных агентов". Ведь все чаще они пытаются называть себя "спасателями россиян от алкоголизма и наркомании", чему склонны верить чиновники и политики, занимающиеся высокие посты не только в региональных и федеральных профильных министерствах и ведомствах, но и Государственной Думе Российской Федерации. И получали и готовы получать и в дальнейшем соответствующее финансирование на свою, по сути, антироссийскую деятельность из государственного бюджета в виде грантов и субсидий. Мы должны обратить особое внимание на это направление. В качестве примера такого "иностранного агента", скрывшегося за антинаркотической социально-ориентированной и реабилитационной, а также реабилитационной деятельностью могу привести Национальный антинаркотический союз. Президент - Юлия Павлюченкова, председатель правления - Никита Лушников, председатель Наблюдательного совета - Сергей Железняк, который всё ещё продолжает мелькать на экранах телевизоров на федеральных телеканалах, у ведущего Соловьева, говорить о патриотизме, клеймить американский Госдеп за разбитую и уничтоженную Украину. Это с одной стороны, а с другой, фактов чему у нас не счесть - он продолжает лоббировать интересы рожденной на Украине группировки, пришедшей в Россию и пытающейся найти "крышу" в политических верхах. Мы который год не даем им это сделать. В августе подготовлено письмо на Президента и отправлено адресату. Нами оттуда получен ответ. Сейчас ситуация решается, лоббистам урезают возможности продвигать интересы антироссийских сил. Обязательно направим и Вам, уважаемая Елена Борисовна, материалы по этому делу.

Сейчас эта же команда подобралась и к Национальному научно-исследовательскому институту наркологии - филиалу Государственного научного центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского. Часть из них уже тесно взаимодействует с руководством данного учреждения, с сотрудниками выпускаются совместные рекламные видеоролики, рекламирующие услуги откровенно сектантских "реабилитационных" учреждений (например,см. здесь).

Об этой ситуации, связанной с лоббированием группировке сект неопятидесятников на самом верху, в руководстве НИИ наркологии и среди замов директора Центра Сербского мы уже сообщили директору учреждения, присутствующему здесь профессору Зурабу Ильичу Кекелидзе. Надеемся, он нас услышал и эта атака будет отражена.

Завершить свой доклад хочу фразой из романа польского писателя Бруно Ясенского "Заговор равнодушных" (в ином переводе - "Главный виновник"): "Не бойтесь друзей - в худшем случае они могут Вас предать. Не бойтесь врагов - в худшем случае они могут Вас убить. Но бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства". Информационная война идёт постоянно. Нужно быть постоянно начеку. И помимо этого, активно создавать альтернативные, здоровые проекты при участии традиционных религиозных институтов, в чем полностью соглашусь с Еленой Борисовной. В этом залог нашего будущего успеха и процветания нашей России.

Благодарю за внимание!

г. Москва, 17.11.2016 г.


Николай Каклюгин - врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков" в Краснодарском крае

http://narkotiki.ru/5_85910.htm