Торговля Томосами продолжается: к чему это может привести
Получат ли македонские и черногорские раскольники от Фанара автокефалию и чем это грозит мировому Православию.
Судя по сообщениям СМИ, процесс предоставления Томосов раскольникам в Северной Македонии и Черногории запущен. Кто на очереди и как все эти события могут отобразиться на судьбах Православия?
В 2018 г., вскоре после Пасхи, на Фанар приехал тогдашний Президент Украины Петр Порошенко и договорился о выдаче украинским раскольникам Томоса. Дело это сопровождалось скандальными утечками в СМИ о том, сколько денег наличными он заплатил за документ. И несмотря на активные протесты как Русской, так и Украинской Православных Церквей, Томос Порошенко все же получил.
В 2020 г., вскоре после Рождества, а именно 13 января, на Фанар приехали бывший и нынешний премьер-министры государства Северная Македония – Зоран Заев и Оливер Спасовски.
Оливер Спасовски, патриарх Варфоломей и Зоран Заев. Фото: gr.euronews.com
Приехали договариваться ровно о том же – о выдаче Томоса. Македонский Томос, так же как и украинский, сопровождал финансовый скандал. По данным некоторых СМИ, летом 2019 г. македонский премьер говорил, что готов завезти на Фанар немалую сумму наличными. Судя по всему, они договорились и получат Томос так же, как и Петр Порошенко.
«Вселенский патриархат официально подтвердил, что не отказался от стремления решить вопрос автокефалии Македонской православной церкви, несмотря на противодействие Сербской и Русской Православных Церквей», – сообщило македонское интернет-издание «Religija».
Македонский премьер остался очень доволен результатами переговоров с патриархом Варфоломеем и заявил по их окончании: «Надеюсь, что Вселенский патриарх продолжит в духе терпимости и понимания содействовать диалогу для поиска решений проблем, стоящих перед православными верующими. <…> В рамках Вселенского патриархата будет начат динамичный диалог с целью преодоления проблем Македонской православной церкви».
Как Фанар «преодолевает» проблемы раскольнических деноминаций, мы знаем на примере Украины.
Следующая в очереди за Томосом – Черногория. Глава тамошних раскольников «митрополит» Михаил Дедеич уверен, что вскоре он тоже будет с Томосом.
Глава черногорских раскольников Михаил Дедеич. Фото: rs-lat.sputniknews.com
Недавно он заявил: «Константинопольский патриарх Варфоломей, священником которого я был, сказал, что он изучит историю Балкан и что другим Православным Церквам нужно дать автокефалию, а это касается Черногорской православной церкви и Македонской православной церкви».
Конечно, все прекрасно понимают, что эта «автокефалия» будет по образцу «автокефалии» Православной церкви Украины (ПЦУ), то есть не настоящая автокефалия, а подчинение Фанару.
По факту ПЦУ имеет меньше самостоятельности, чем Украинская Православная Церковь со статусом автономии.
Т.е. Фанар прирастает такими раскольническими религиозными организациями, которые готовы идти в подчинение Константинополю и даже платить за это деньги. Процесс пошел, и отныне любое государство, на территории которого есть какие-то религиозные структуры, именующие себя православными, может обращаться на Фанар за Томосом. Желающие могут найтись на канонической территории и Антиохийской Церкви, и Иерусалимской, и некоторых других.
Кроме того, недавно начавшийся рейдерский захват Фанаром Церкви Чешских земель и Словакии показывает желание Константинополя подчинить себе не только раскольнические образования, но и целые Поместные Церкви.
Все это означает, что Фанар сознательно сжигает последние мосты, по которым еще было возможно возвращение к тому православному единству, которое было между Поместными Церквами до создания ПЦУ.
Фанар прирастает такими раскольническими религиозными организациями, которые готовы идти в подчинение Константинополю и даже платить за это деньги.
В ответ на признание украинских раскольников РПЦ разорвала евхаристическое общение с Фанаром. Что сделает Сербская Православная Церковь в ответ на признание македонских и черногорских раскольников? С большой долей вероятности можно предположить, что то же самое.
Таким образом, на наших глазах формируются две, скажем так, группы Православных Церквей, которые не имеют евхаристического общения друг с другом. Однако вспомним: «Верую во ЕДИНУ, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». И каждому православному христианину придется искать ответ на вопрос: а где же истинная Церковь? Если, конечно, для него пребывание в Церкви – залог спасения души, а не просто красивая обрядовость. Некоторые размышления по этому вопросу можно найти в статьях под общим названием «Церковь и Симулякр».
Если наши предположения подтвердятся и патриарх Варфоломей даст (продаст) Томосы Черногории и Северной Македонии, а Сербская Церковь разорвет с Фанаром евхаристическое общение, то возникнет ситуация, когда одна из упомянутых выше групп будет состоять из Русской и Сербской Церквей, а вторая – из собственно Константинопольской, а также Элладской и Александрийской. Т.е. тех Поместных Церквей, которые согласились признать над собой главенство Фанара и сделали это в форме признания ПЦУ.
Что же до остальных Поместных Церквей, то мы уже предполагали, что еще пару лет они могут думать и выбирать, но затем, в преддверии 1700-летия I Вселенского Собора в 2025 г. и намечающейся унии между Римом и Константинополем, они должны будут определиться, с кем они. С Фанаром, ведущим своих приверженцев к единению с латинянами, или с Православием, которое не предполагает общения с еретиками.
Как же будут развиваться эти две группы, назовем их условно Православная и Фанарославная?
На наших глазах формируются две, скажем так, группы Православных Церквей, которые не имеют евхаристического общения друг с другом.
Основная черта Фанарославной группы – готовность к уступкам сильным мира сего, светским властям. Сотрудники Госдепартамента США продавили на всех уровнях создание ПЦУ, ничуть не скрывая своих намерений, а затем вместе с представителями правительства Греции продавили признание ПЦУ Элладской и Александрийской Церквами.
Вторая черта этой группы – признание над собой власти Фанара. Заявления, что только Константинопольский патриарх может созывать всеправославные встречи, даровать автокефалию, быть судьей в последней инстанции и т.д., звучат от представителей группы Фанарославия регулярно.
Третья черта – либерализм в отношении церковных догматов и правил. Как говорил персонаж известной советской комедии, «к людям надо помягше, а на вопросы нужно смотреть шырше». В рамках этого либерализма Фанар:
- ввел второбрачие духовенства;
- признал раскольников без покаяния;
- заявляет о возможности общения с католиками при сохраняющихся догматических различиях.
Именно такой либеральный подход дает возможность заявлять, что единение с другими христианскими конфессиями возможно при разных взглядах на догматы Церкви. Ради этого пресловутого единения можно отодвинуть на задний план и богооткровенные истины, и церковные каноны, и нормы морали. Главное – единство и любовь всех со всеми.
Единение – это, конечно, хорошо, но объединятся нужно вокруг Истины, а не вокруг лжи.
В общем, путь развития Фанарославной группы – это единение с латинянами, а возможно, и с другими деноминациями и либерализация церковной жизни.
Православную же группу ждут непростые времена.
Во-первых, она будет страдать от антиканонических действий Фанарославной группы. Гонения на УПЦ в Украине, а также на верующих Сербской Православной Церкви в Черногории и Северной Македонии будут продолжаться в тех или иных формах. Возможно, к ним присоединятся и другие регионы. Православных уже лишают права иметь свое название, отбирают у них храмы и церковную собственность, ставят фактически вне закона.
Но вместе с тем для Православия в связи с отсутствием евхаристического общения с Фанарославной группой открываются и возможности развития в тех регионах планеты, где раньше это развитие тормозил Константинопольский патриархат. Сегодня Русская Православная Церковь уже имеет возможность без оглядки на Фанар и Александрию открывать свои приходы в Турции, странах Азии и Африки. Несомненно, количество таких приходов будет расти.
Еще один положительный момент – то, что на фоне либерализма и экуменизма Фанарославной группы Православные должны будут качнуться в другую сторону – в сторону более ответственного отношения к догматам и канонам Церкви. На фоне реверансов патриарха Варфоломея в сторону Ватикана трудно представить, что Патриарх Московский Кирилл будет делать то же самое. Встреча Предстоятеля РПЦ и главы Ватикана в Гаванском аэропорту в 2016 г. и близко не напоминала то братание и совместные молитвы, которые имели место между патриархом Варфоломеем и папой Франциском. Однако и Гаванскую встречу подвергли весьма жесткой критике. Сейчас же позиция РПЦ в отношениях с Ватиканом должна будет стать более консервативной.
Для Православия в связи с отсутствием евхаристического общения с Фанарославной группой открываются и возможности развития в тех регионах планеты, где раньше это развитие тормозил Константинопольский патриархат.
Также можно предположить, что Церкви, оставшиеся Православными, займут более жесткую позицию в отношении итогов Критского Собора 2016 г. Которые не только присваивают католикам термин «Церковь», но и закрепляют за Константинопольским патриархатом исключительные права в Православии, реализуя тем самым концепцию «первый без равных».
Та же РПЦ в полной мере испытала на себе всю сущность «исключительных прав» Фанара.
Но самым отрадным для этой Православной группы Церквей, для всего епископата, духовенства и верующего народа является осознание того, что мы пребываем в истинной Церкви Христовой. Как сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий на епархиальных сборах в декабре 2019 г.: «Возлюбленные во Христе владыки, отцы, матушки, братья и сестры. Не бойтесь, ведь мы живем в истинной вере, находимся в Церкви, основанной Христом, а не людьми».
Кирилл Александров
https://spzh.news/ru/zashhita-very/67901-torgovlya-tomosami-prodolzhajet...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии