Томос веры Григория Паламы. Протоиерей Олег Кручинин
Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — отца и учителя Церкви, великого православного аскета, молитвенника, мистика и мыслителя XIV века, обосновавшего учение о природе Фаворского света, которым был озарён Иисус Христос. О том, насколько важно это учение для современного человека, рассказывает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Догматика — удел немногих?
Иконы, которые есть в каждом православном храме и в каждой православной семье, могут многое рассказать не только о святых, лики которых там изображены, но и о людях, молящихся перед иконами. Если бы можно было составить рейтинг наиболее часто встречающихся и любимых икон, то на первом месте, наверное, по праву размещались бы иконы Богородицы; за ними — образы святых целителей и чудотворцев.
Святой архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама в первые строчки рейтинга, скорее всего, не попал бы, ведь есть более известные святые. Но почему же ему отвели столь почетное место — второе воскресенье Великого поста?
К лику святых он причислен не за явные и видимые всеми исцеления и чудеса, а за огромную духовную мудрость, полученную из собственного духовного опыта богопознания. Пост и уединение на Святой Горе Афон, делание умной Иисусовой молитвы, размышления о природе Божества привели его к стяжанию благодати Святого Духа.
Сегодня большинство из нас вряд ли безошибочно скажут, что означают понятия «исихазм», «Божественная Сущность», «Божественная энергия» и «Фаворский свет». Изучение догматических истин кажется нам скучным и слишком мудрёным. Это удел богословов — думаем мы. Между тем, в середине 1300-х годов в Византии публичные споры на подобные темы не были редкостью.
Монашество вместо светской карьеры
Будущий святитель родился в Малой Азии в 1296 году. Его отец был человеком богатым и очень влиятельным — сенатором и советником византийского императора Андроника II Палеолога. При этом сенатор Палама был истинным христианином и погружался в молитву даже на государственных собраниях, что не раз замечал даже сам император. На образование и христианское воспитание своих детей сенатор не жалел ни времени, ни средств. Часто покровительство детям Паламы оказывал глава государства.
После смерти благочестивого сенатора его жена, две дочери и два сына принимают монашеский постриг. Двадцатилетний Григорий удаляется на Святую Гору Афон в монастырь Ватопед, а позже трудится в других обителях. Молитва этого молодого монаха была настолько действенной, а сердечный плач настолько искренним, что его глаза всегда были полными слёз, а лицо светилось небесным светом.
Ему являлись Матерь Божия, святые Димитрий Солунский, Антоний Великий, Иоанн Златоуст и евангелист Иоанн Богослов. Апостол Иоанн обещал пребывать с Григорием Паламой неотступно. Так и произошло: подобно Иоанну Богослову, святой Григорий стал выразителем богословия и божественных тайн.
Томос — анафема — признание
Учение о Фаворском свете, которым был озарен Иисус Христос во время Своего Преображения на горе Фавор, стало основой богословия Григория Паламы. Будущий святитель утверждал: этот свет не мог быть обычным солнечным или иным «тварным» (сотворённым) светом. Свет Преображения — это благодать Божия, или нетварная энергия Божества.
А если этот свет исходит от Самого Господа, проникая всюду вокруг Него, то каждый из нас также может наполниться Фаворским светом, преобразить свою душу и тело. Мы соединяемся с Богом в молитве, участвуя в Таинствах Церкви, стремясь к «обожению», то есть устремлению человека к Богу, нравственному уподоблению Ему. В этом и состоит смысл христианской жизни.
Одно из духовных произведений святителя Григория Паламы называется так: «Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих». В нём он выступил против тех, кто, не имея опыта и не веря святым, отвергал таинственные действия энергии Духа.
Святые отцы называют Фаворский свет «неизреченным, нетварным, вечным, вневременным, неприступным, неизмеримым, беспредельным, безграничным, невидимым для ангелов и человеков, первообразной и неизменной красотой, славой Бога, славой Христа, славой Духа, лучом Божества и тому подобными именами», — подчёркивал святитель Григорий Палама.
«Священнобезмолвствующими», или «исихастами» (от греческого «исихия» — молчание), называли себя афонские монахи, которые в состоянии молитвы «умными очами» могли видеть Бога. При этом они сами как бы светились неземным светом и радостью, словно подтверждая слова Евангелия: «только чистые сердцем … Бога узрят» (Мф. 5:8).
Впоследствии практика духовного опыта исихастов распространилась с Афона на многие страны. Исихастами можно назвать преподобных Андрея Рублева, Феофана Грека, Серафима Саровского и многих других святых.
Сам же Григорий Палама, отстаивая чистоту православной веры, пережил и тюремное заключение, и отлучение от Церкви, и признание своего учения, и возведение на кафедру архиепископа города Фессалоники, где он трудился до самой смерти в 1359 году. Уважение к трудам архиепископа Григория было столь велико, что уже через девять лет после кончины он был причислен к лику святых.
Чистые сердцем Бога узрят
Причастниками Фаворского света могут стать не только апостолы и святые. Стяжать благодать Святого Духа — задача для каждого из нас. Поэтому не случайно мы молитвенно вспоминаем святителя Григория Паламу в Великом посту. Пост — наилучшее время и средство для духовного очищения, молитвы и стремления к Божественному свету.
Почему монахи древности на время Великого поста уходили в пустыни? Какой опыт они приобретали, уединяясь в келиях и затворах? Это опыт познания Бога. Из практики Церкви и собственной жизни они знали, что именно так можно стать «чистым сердцем» и «узреть Бога». Это не эмоциональные переживания, а подлинная сила, преобразующая всего человека. Опыту общения с Богом нельзя научиться из книг или из интернета. Его можно пережить и ощутить своей душой.
Пережить так, как, например, переживали преподобные отцы Киево-Печерские, память которых также отмечается во второе воскресенье Великого поста. Подобно святителю Григорию Паламе и другим аскетам-исихастам, печерские подвижники, затворяясь в Ближних и Дальних пещерах, настолько очищали себя от греха, что удостаивались реальной встречи с Богом.
Жители современных городов и сёл, конечно же, не уйдут в пустыню. И сорок дней поста оставаться безмолвными они тоже не смогут. Но если нам удастся хотя бы ненадолго — во время утренних или вечерних молитв; во время посещения храма; при подготовке к исповеди и причастию — отказаться от бесконечного бега и информационного шума и за мирской суетой увидеть Бога, то дело всей жизни святителя Григория Паламы станет и нашим делом. А его Томос веры — нашим томосом приобщения к Божественному свету и Божественной любви.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии