Томос получен. Итоги. Сергей Комаров
Томос об автокефалии СЦУ (Святейшей Церкви Украины) получен.Правда, он оказался с ошибкой (перепутали правила Вселенского Собора), и в нем не хватает каких-то подписей. Об автокефалии там свидетельствует одно только название - содержание же документа говорит о рабской зависимости СЦУ от Константинополя. А самое главное, получение Томоса сопровождалось грубейшим нарушением церковных канонов, и ни одной Поместной Православной Церковью он не признан.
Впрочем, эти особенности, связанные с Томосом, обсуждаются только противниками его. Для тех, кто автокефалию ждал, она «сойдет» и в таком виде. Для них самое главное: «геть вiд Москви!» Все остальное – неважно. Это мы полошимся, недоумеваем; смотрим в текст Томоса, удивленно хлопаем глазами, протираем очки, снова смотрим… А для них – все Божья роса. Пусть под греками – но главное, что не «под Москвой»!
Что ж, это их выбор. Что хотели, получили. Не будем осуждать и троллить. Впрочем, осуждать людей не будем – а осуждать их поступки будем. Еще как будем! Потому что получение Томоса раскольниками ухудшает церковные дела на Украине и вносит смуту в мировое Православие.
Почему Томос ухудшает церковные дела на Украине? Потому что создана, по сути, еще одна ветвь украинского раскола. Ведь две другие - УПЦ КП и УАПЦ – никуда не делись пока. Официальные документы о самороспуске не опубликованы. Их храмы работают, таблички с названиями никто не меняет, «епископы» остаются на своих кафедрах.
Ушедший в раскол митрополит Винницкий и Барский Симеон признался недавно в интервью, что в Виннице теперь… 4 православных епископа! Он сам, представляющий СЦУ; «епископы» УПЦ КП и УАПЦ; и архиепископ УПЦ Варсонофий. Вот и «объединение православных Украины»! Было 3 юрисдикции – одна каноничная, две неканоничные. Стало 4 – одна каноничная, три неканоничные. Неканоничные – т.е. не признанные полнотой Поместных Церквей.
Еще один момент. Эфемерное «признание» украинских раскольников Константинополем дает ненавистникам Церкви формальный повод обманывать людей, говоря им, что УПЦ теперь стала «безблагодатной». Дескать, в Украине по благословению Константинопольского патриарха появилась «автокефальная церковь», и все, кто не входят туда, благодати не имеют. Листовки именно с таким содержанием раздавали члены организации «Правый сектор» возле кафедрального собора УПЦ г.Сумы в прошлый воскресный день.
Как отреагирует на такую листовку простой человек, не искушенный в вопросах церковного права? Он поверит. Поверит, потому что все вроде бы логично, если мыслить по-мирски. А, поверив, пойдет к раскольникам за крещением, миропомазанием, венчанием, причащением. И как тут не вспомнить слова Христовы: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк.9,42)!
Понятно, что Томос знаменует и начало серьезных гонений на Церковь в Украине, гонений на государственном уровне. Речь идет и о так называемых «переходах» общин вместе с храмами в СЦУ (а проще говоря – об «отжатии» храмов радикалами), и о возможной отмене регистрации УПЦ в связи с новым законом №5309 о перемене названий религиозных организаций с административным центром в «стране-агрессоре». Возможен также вариант отнятия государством некоторых храмов и монастырей УПЦ при их перерегистрации. Ну и, конечно же, история с Томосом подымает новую пиар-волну против УПЦ как «инородной» для Украины, «непатриотичной» организации.
Почему Томос вносит смуту в мировое Православие? Потому что он неминуемо поделит и поссорит Поместные Церкви. Уже поделил и поссорил! Русская Церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольской, и остальные Церкви неминуемо должны будут определиться, на чьей они стороне. Вопрос стоит серьезный: служить ли им теперь с украинскими раскольниками, которых они не признавали 25 лет - или нет?
Скорее всего, Поместные Церкви разделятся между собой в этом вопросе. Есть те, которые зависят от Константинополя, а есть те, которые не зависят. Есть те, к которым нашел дорогу Госдеп, а есть те, которые чувствуют себя более-менее свободными в этом отношении. Есть среди руководства Поместных Церквей те, у кого совесть жива и кто ищет правды Божией, и есть такие, кто в подобных категориях не рассуждает уже давно.
Приблизительно по таким критериям и произойдет разделение, за которым может последовать и масштабный раскол между Поместными Церквами.
Таковы плоды политического проекта под названием «Томос об автокефалии СЦУ». Вспоминаются слова Спасителя: «По плодам их узнаете их» (Мф.7,16). Если плоды – это церковная смута, раскол, гонения на Церковь – то как охарактеризовать само дерево, дающее такие плоды?
«Нет воли Божией на автокефалию» - сказал недавно один из самых уважаемых архиереев УПЦ митрополит Тернопольский Сергий о сегодняшней церковной ситуации на Украине. Да, не может быть воли Божией на то, что приносит плоды злые. Не может быть благодати там, где попраны церковные каноны, царит лукавство, гордость, ненависть, агрессия, и разрушается единство христиан.
Варфоломей, Порошенко, и те, кто за ними стоит, совершили злое дело. Бог им Судья. Но мы, христиане, обязаны искать добра, и обличать зло, называя его тем именем, которое оно заслуживает.
Церковь наша уже назвала все своими именами в недавних соборных документах, обсуждающих тему украинской автокефалии. И теперь церковность человека будет проверяться не только хождением в храм, регулярностью исповеди и причастия – но и послушанием Церкви, в том числе и в данном вопросе. И кто как себя дальше поведет, нам в недалеком будущем еще предстоит увидеть.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии