Томос и Синаксис: о чем же сказал Патриарх Варфоломей? Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Петр Порошенко заявил, что Вселенский Патриархат утвердил решение давать государствам право на создание Поместной Церкви

Проходивший Архиерейский Собор (Синаксис) Константинопольской Церкви дал повод и Президенту Украины, и остальным симпатикам Томоса для очередных громких заявлений.

В частности, Петр Порошенко заявил, что Вселенский Патриархат утвердил решение о праве Константинополя давать государствам право на создание Поместной Церкви!

Однако это вовсе не так, Петра Порошенко ввели в заблуждение. Такой орган управления Константинопольского Патриархата, как Синаксис, вообще не принимаетникаких решений. Его роль в управлении, безусловно, велика, но такова специфика Константинопольского Патриархата, что официальные решения принимает не Синаксис, а Синод. И уж подавно в речи Патриарха Варфоломея не было и близко решения о предоставлении «всем государствам права на создание Поместной Церкви», как то привиделось украинскому Президенту.

Речь Патриарха Варфоломея это всего лишь речь Патриарха Варфоломея. Не больше, но и не меньше. Эта речь в наиболее полном виде опубликована на английском языке, на сайте Украинской Православной Церкви в США, которая находится в юрисдикции Константинополя.

Скрин сайта УПЦ Константинопольского Патриархата в США

Речь вызывает множество вопросов и недоумений (если, конечно, православные украинцы в США ничего не перепутали).

Во-первых, это искажение исторических фактов.

Патриарх Варфоломей: «Уже с начала 14 века, когда Киевская Митрополия перешла (была отдана) без канонического разрешения Материнской Церкви в Москву, наши киевские братья не оставляли попыток получить независимость от церковного контроля со стороны московского центра».

На самом деле первым Киевским митрополитом, который перенес кафедру из Киева, был грек Максим. В 1299 г. он определил местопребыванием первосвятительского престола на Руси город Владимир. В Москву кафедра была перенесена святителем Петром Ратенским, выходцем из Галичины (сейчас бы сказали – украинцем). И это перенесение Константинополь признал целиком и полностью, ибо преемником св. Петра был поставлен грек Феогност. Поставлен в Москву, разумеется. Затем сами Фанариоты то разделяли единую Русскую митрополию на две, то снова объединяли. Какое из этих решений было каноничным, а какое – нет и почему, даже сами греки сказать не могут.

Те «киевские братья», которые «не оставляли попыток получить независимость от церковного контроля со стороны московского центра», на  самом деле были Галицко-Волынскими князьями, которые в своем соперничестве с другим центром русской государственности, Владимиро-Суздальским, а затем Московским княжеством выпрашивали себе на Фанаре отдельного митрополита. Да и говорить о «московском центре» тех времен (XIV – XVI вв.) неуместно, так как центром в церковном отношении, что для Москвы, что для Киева, тогда был Константинополь. После передачи в 1686 г. Киевской митрополии в состав Русской Церкви, имевшей уже статус Поместной Церкви во главе с Патриархом, никаких попыток «киевских братьев <…> получить независимость от церковного контроля со стороны московского центра» не наблюдалось вплоть до 1921 г., когда на волне революции 1917 г. возникла УАПЦ. Но ни автокефалов, ни УПЦ КП, появившейся в 1992 г., Константинополь«киевскими братьями» не считает, по крайней мере, так говорят официальные документы, принятые Константинопольским Патриархатом.

Во-вторых, это жонглирование формулировками исторических документов. Данный манипулятивный прием очень хорошо известен историкам. Заключается он в следующем: сами формулировки исторических документов исследуются не в контексте той эпохи, когда они существовали, а рассматриваются в свете наших сегодняшних понятий и значений. При этом смысл искажается совершенно, но зато есть возможность гордо заявить: «вот смотрите, вот так написано»! Именно это и происходит с документом (Томосом) о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату.

Патриарх Варфоломей: «В 1686 году наш предшественник, покойный Патриарх Дионисий IV, вследствие политического давления мучительных обстоятельств и ради мира в Поместной Церкви, был вынужден издать письмо, предоставляющее Москве право рукополагать Митрополита Киевского при неизменном условии, что каждый Митрополит Киевский будет не только поминать имя Вселенского Патриарха как своего духовного настоятеля и авторитета, но и демонстрировать каноническую юрисдикцию Константинополя над этой Митрополией».

На самом деле, основанием для передачи Киевской митрополии явилось не письмо Патриарха Дионисия, а Томос, принятый на заседании Синода Константинопольской Церкви. Там  действительно речь шла о том, что право поставления Киевского митрополита передается в Москву. Но в те времена это и означало переход Киевской митрополии из одной юрисдикции в другую. И вот об этом идет речь в письмах Патриарха Дионисия, которые он  написал отдельно московским государям, Патриарху Иоакиму, гетману Самойловичу, а также всем верным чадам Киевской митрополии. В них Патриарх извещал, что уступает Киевскую митрополию Московскому Патриарху. Об этом также свидетельствует вся последующая история Киевской митрополии. Ее архиереи ездили на соборы и заседания Синодов не в Константинополь, а в Москву. Об этом свидетельствует и вся последующая переписка Константинопольских Патриархов с Патриархами Московскими, в которой и прямо, и косвенно признается юрисдикция Русской Православной Церкви над Киевской митрополией.

Документ, в котором Фанар подвергает сомнению законность передачи Киевской митрополии, появился только лишь в 1924 году. Это документ о предоставлении автокефалии Польской Церкви. До этого почти 250 лет Фанар в этой законности не сомневался.

В-третьих, Патриарх Варфоломей представляет дело так, что управление Киевской митрополией из Москвы доказало свою неэффективность.

Патриарх Варфоломей: «Cколько бы некоторые ни хотели украсить ситуацию в Украине, история доказывает их неправоту и представляет бесспорные аргументы, свидетельствующие о том, что проблемы в Украине не являются ни недавним явлением, ни тем, что создано Вселенским Патриархатом».

На самом деле, состояние Киевской митрополии в 1686 году было просто ужасным. Упадок всех сфер церковной жизни обуславливался постоянной междоусобной войной между украинскими гетманами, постоянными военными действиями в треугольнике Польша-Турция-Россия, постоянными притеснениями православных со стороны властей Речи Посполитой и постоянной борьбой с унией. История Киевской митрополии, выросшей сегодня в автономную Украинскую Православную Церковь, была сложной, а порой и трагической, но на сегодняшний день она находится просто в цветущем состоянии по сравнению с 1686 годом: 12800 приходов, около 200 монастырей, 20 духовных учебных заведений и так далее. То есть, попросту говоря, Константинополь отдал Москве разоренную церковную структуру, а теперь пробует забрать назад многочисленную и развитую автономную Церковь, да еще и говорит о том, что Москва ею плохо управляла?!

В-четвертых, Патриарх Варфоломей объявляет потерпевших преступниками, и наоборот. Вину за раскол в Украине он, вопреки и канонам, и здравому смыслу, возлагает не на г-на Денисенко и прочих расколоучителей, а на… Московский Патриархат.

Патриарх Варфоломей: «Таким образом, поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине, не может решить проблему, Вселенский Патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Священными Канонами и юрисдикционной ответственностью в отношении Киевской епархии…»

На самом деле, ответственность за «нынешнюю болезненную ситуацию в Украине»несут те, кто учинил раскол, а также киевские власти, которые этот раскол поддерживали и поддерживают. В случае с г-ном Денисенко, это был раскол в классической форме: за бывшим Киевским митрополитом не пошел ни один (!) правящий архиерей, ни один (!) монастырь, ни одно духовное учебное заведение. Смещение г-на Денисенко с кафедры Предстоятеля УПЦ и запрещение  в священнослужении произошло не в Москве и не решением российских архиереев. Оно произошло в Харькове на Соборе украинского епископата. Московский Архиерейский Собор лишь утвердил уже принятое решение.

Патриарх Варфоломей упрекает Россию (!) в том, что она «не может решить проблему», но подобный упрек был бы справедлив лишь в том случае, если бы раскольники каялись и выражали бы желание вернуться в лоно Церкви, а Москва бы их не принимала. Но ведь этого нет и в помине. И в Московском Патриархате, и в УПЦ неоднократно заявлялось на самых разных уровнях, что двери для воссоединения с Церковью открыты, и единственное, что для этого требуется, это покаяние в грехе раскола. Другого пути «решения проблемы» Церковь не придумала за всю свою двухтысячелетнюю историю.

В-пятых, и это самое удивительное и непонятное. Патриарх Варфоломей ни в своей речи на Синаксисе, ни в других выступлениях и интервью нигде не упоминает Украинскую Православную Церковь как таковую. Как будто ее и нет вовсе!

Если бы Патриарха послушал какой-нибудь сторонний наблюдатель, не знакомый с церковной ситуацией в Украине, он пришел бы к однозначному выводу: в Украине существует некая «украинская церковь», которая пока почему-то является неканоничной и независимость которой никак не хочет признавать Московский Патриархат. Из уст Патриарха Варфоломея ни разу не прозвучало имя Предстоятеля УПЦ Митрополита Онуфрия, он ни разу не вспомнил о существовании в Украине канонического и признанного всеми Поместными Церквями епископата. И тем более он не упомянул, что этот епископат единодушно высказался за сохранение нынешнего автономного статуса УПЦ. Говоря о страданиях «благочестивого украинского народа» и упомянув «киевских братьев», которые пытаются выйти из-под контроля «московского центра», Патриарх Варфоломей почему-то так и не вспомнил о верных Украинской Православной Церкви! Они что, не народ Украины?! Или их страдания не в счет?!

Складывается впечатление, что Константинополь ведет переговоры и решает судьбу УПЦ как какой-нибудь бездушной вещи, которая не может иметь, ни своего собственного мнения, ни своих собственных интересов.

Или…

Или речь вообще идет не об УПЦ, а о раскольниках. К этому выводу несложно прийти, если сопоставить официально выраженную позицию УПЦ по вопросу Томоса с настойчиво декларируемыми намерениями Фанара этот Томос все-таки дать. И если учесть, что в речи перед константинопольскими архиереями Патриарх Варфоломей упомянул не Митрополита Онуфрия, а «патриарха» Филарета, картина вырисовывается следующая:

Скриншот сайта УПЦ Константинопольского патриархата в США с речью Патриарха Варфоломея

Константинополь реализует схему, предложенную ему г-ном Порошенко: даровать Томос некоей ЕПЦ, составленной из УПЦ КП, УАПЦ и тех архиереев УПЦ, которые пожелают к ним примкнуть.

Для УПЦ это будет страшным ударом, учитывая все воинственные заявления, которые уже сделали в ее адрес и раскольники, и национал-радикалы. Волнует ли это Фанар, покажет время. Но сейчас не об этом. Сейчас о том, что вышеуказанная схема может быть реализована только в два этапа и никак иначе, как бы того ни хотелось г-ну Порошенко и раскольникам. Первый этап: создание ЕПЦ в юрисдикции Фанара, и второй: дарование ей Томоса про автокефалию.

И здесь Константинополю предстоит решить несколько весьма непростых задач.

Первое: принять в свою юрисдикцию раскольников. Чтобы это не выглядело как узаконивание раскола, от них потребуется какое-то «покаянное» письмо или хотя бы заявление о принятии под омофор Вселенского Патриарха. Как это сделать, если они не хотят ни каяться, ни идти под чей-либо омофор – непонятно.

Второе: перерукоположить «епископов» и прочее «духовенство». Тех немногих «епископов» УПЦ КП и УАЦП, которые были рукоположены еще в Русской Православной Церкви, можно принять в сущем сане, но «рукоположенных» в состоянии отлучения от Церкви придется перерукополагать. Такой опыт у Константинополя уже имеется: когда в 1995 г. в состав Константинопольской Церкви  была принята неканоническая Украинская православная церковь в США, ее «епископы» ездили на Фанар за каноническими хиротониями.

Как это сделать с ЕПЦ, снова непонятно. Ведь для «епископата» УПЦ КП и УАПЦ съездить в Стамбул перерукоположиться –значит признать, что до этого они были просто самозванцами в священных одеждах и что все их «священнодействия» недействительны.

Третье: нужно переделить епархии и должности. Ведь на одну и ту же епархию будут претендовать и «архиереи» УПЦ КП и «архиереи» УАПЦ, и пожелавшие к ним примкнуть архиереи УПЦ, если, конечно, таковые найдутся. Этот вопрос, скорее, технический и договориться можно, но, учитывая чрезмерное «честолюбие» раскольничьих «архиереев», и тут могут возникнуть трудности.

И вот когда такая ЕПЦ под омофором Константинополя будет создана и когда появится субъект, которому можно дать Томос об автокефалии, тогда может появиться и сам Томос. Именно на это направлены все пассажи в речи Патриарха Варфоломея о незаконности передачи Киевской митрополии и о неспособности Москвы решить проблему украинского раскола. В рамках Синаксиса, который, повторимся, не уполномочен принимать никаких решений, слова Патриарха – это подготовка общественного мнения к решениям, которые, возможно, будут приняты на заседании Синода в октябре.

Какими будут эти решения, предугадать сложно, но есть основания считать, что они будут касаться вопроса уврачевания украинского  раскола, а не автокефалии. Возможно, формула такого уврачевания была согласована Патриархами Варфоломеем и Кириллом во время визита последнего в Стамбул 31-го августа. На это указывают слова митрополита Иллариона, принимавшего участие в переговорах: «Та беседа, которая сегодня состоялась, может в дальнейшем привести к каким-то решениям синодов Константинопольской и Русской Православной Церкви». Вполне возможно, что эти «какие-то решения» могут оказаться совсем не тем, что ожидают симпатики Томоса.

В любом случае, нам, верным чадам Украинской Православной Церкви, в этой тревожной и непростой ситуации необходимо возложить все упование на Промысл Божий, а также слушать и исполнять то, что нам будет говорить наш Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Онуфрий, мудрый и молитвенный Архипастырь, который по милости Божией был дарован нам грешным в руководители.

http://spzh.news/ru/zashhita-very/55762-tomos-i-sinaksis-o-chem-zhe-skaz...