ТОЛКОВАНИЕ 136-ГО ПСАЛМА, ИЛИ НА КАКИХ РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ НАМ НАДЛЕЖИТ ПЛАКАТЬ И КАКИХ МЛАДЕНЦЕВ РАЗБИВАТЬ О КАМЕНЬ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Часть первая. Причины Вавилонского плена.

Эдуард Бендеман. Скорбь иудеев в изгнании. 1832 г.

Вот и наступили подготовительные недели к Великому посту. Церковь нашла нам нужную ноту, которая своим звучанием настраивает душу на вхождение в спасительную пустыню Четыредесятницы. Это 136-й псалом, именуемый также по первому своему стиху «На реках Вавилонских…».

Авторство его интересно. Он надписан «Давиду Иеремием». Святые отцы святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит Кирский так толкуют это «двойное» авторство. Псалом был написан святым пророком и царем Давидом по внушению Святого Духа, как пророчество евреям о том, что в будущем Иерусалим будет разрушен, а сами они попадут в плен к вавилонянам. Святой царь Давид жил почти за тысячу лет до Рождества Христова, а вавилонское пленение евреев случилось почти за 600 лет до Рождества Христова, т. е. спустя четыреста лет после царя Давида. Святой пророк Иеремия был современником иудеев, которым довелось пережить разрушение Иерусалима. Он многократно по Божьей воле предупреждал евреев, что за их грехи и отсутствие покаяния Иерусалим будет разрушен. Таким образом он истолковал 136-й псалом для своих современников применительно для них и грядущих поколений. Поэтому пророк Иеремия почитается Церковью как соавтор пророка и царя Давида в написании данного псалма.

Мы коснулись главной исторической темы псалма (как святое боговдохновенное произведение человека, водительствуемого Святым Духом, псалом имеет множество пластов и подтекстов, свою неизмеримую и неисчерпаемую глубину. Условно можно выделить три пласта псалма: духовный, исторический, морально-нравственный или назидательный) – Вавилонское пленение евреев.

За что же Господь попустил евреям вавилонское пленение, массовые многотысячные смерти и разрушение храма и самого Иерусалима? Об этом говорит живой свидетель тех событий – святой пророк Иеремия: «Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его…» (Иер. 7:30). Речь о том, что нечестивый еврейский царь Манассия повелел совершить страшное святотатство – внести в Иерусалимский храм идол вавилонской богини Астарты.

Далее святой пророк пишет: «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодейству-ете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: ‟мы спасеныˮ, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7:9, 10).

И еще…

«Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет» (Иер. 7:18–20).

Тут говорится о богине неба – это ассирийско-вавилонская богиня Астарта. В честь ее в Вавилоне пекли круглое жертвенное печенье в форме луны. Собственно говоря, Астарта считалась покровительницей луны.

Наконец, святой пророк Иеремия вещает об ужасном религиозном обряде, который переняли иудеи от хананеев – ритуальном убийстве собственных младенцев. Бедных детей сжигали на юге Иерусалима в специальном месте Тофет, в так называемой долине Еннома (еще одно название этой долины – Геенна). В православии это название стало синонимом ада. Младенцев

приносили в жертву хананейским идолам Молоху и Ваалу: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей сво-их и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не при-ходило» (Иер. 7:31).

Вот почему десница Божья в виде вавилонян обрушилась на Иерусалим. Люди отступили от веры в истинного Бога, отступили так далеко, что ради своих языческих интересов начали убивать собственных детей.

И только одно могло их вернуть в истину. Только одно могло их отрезвить. Это страшная скорбь. И она была дана еврейскому народу в виде вавилонского пленения.

Причем это была не убийственная скорбь. Но скорбь во имя исцеления.

Какой урок мы можем извлечь для себя из этого эпизода Священной истории?

Грех отдельного человека порождает болезнь и смерть, если грех будет углубляться и останется нераскаянным. Грех общества, грех народа порождают страшные катаклизмы и бедствия, которые никогда не происходят просто так. Во всем коренится духовная причина. Милосердный Господь страданиями спасает наши души, наставляет их на путь покаяния. Как это случилось много тысяч лет назад с евреями, которые в дальних землях, потеряв свой святой храм и любимый город, заново обретали верный путь к Богу.

В следующей статье мы, разобравшись с причинами Вавилонского пленения иудеев, с Божьей помощью начнем толкование 136-го псалма.

Иерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/tolkovanie-136-go-psalma-ili-na-kakih-re...