ТОЛКОВАНИЕ 136-ГО ПСАЛМА, ИЛИ НА КАКИХ РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ НАМ НАДЛЕЖИТ ПЛАКАТЬ И КАКИХ МЛАДЕНЦЕВ РАЗБИВАТЬ О КАМЕНЬ? 2 ЧАСТЬ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Окончание.

Этот изумительный памятник литературы Священного Писания начинается, казалось бы, с печальнейшей минорнейшей ноты: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Этот первый стих – ключ к пониманию 136-го псалма.

Первое толкование данного стиха – конкретно-историческое. Сельское хозяйство Ближнего Востока связано с системой орошения или водных каналов, без которых выращивание аграрных растительных культур в условиях жаркого, а порой и пустынного климата невозможно. Поэтому Вавилонская густозаселенная империя очень нуждалась в хлебе и вообще в пище. Поэтому рытье каналов для воды, для выращивания урожая было важным трудоемким, а в условиях ближневосточной жары мучительным делом. На такие тяжкие работы отправляли рабов, как в советское время на строительство  Беломорско-Балтийского канала брали заключенных.

Взбунтовавшиеся евреи были для Навуходоносора побежденными врагами, а значит автоматически становились рабами. Они использовались на самых тяжелых работах, в первую очередь – на рытье жизненно важных для Вавилона каналов. Вот на каких реках сидели и плакали евреи. Кроме того, им как заключенным и рабам не разрешали селиться в густонаселенных местах и в самом Вавилоне. Они находили пристанище в уединенных пустынных местах на берегах рек Тигр и Евфрат и их многочисленных каналов.

Там они грустили по утраченной родине и своей главной святыне – Иерусалимскому храму.

В данном стихе также есть и духовный смысл.

Реки в Священном Писании – это часто символ жизни, символ той атмосферы, в которой развивается организм (чаще всего дерево или какое-нибудь другое растение; виноградная лоза, к примеру – символ человека или народа). И в псалме «На реках Вавилонских» очень четко прослеживается противостояние между добром и злом, между святыней истинной веры и язычеством как бесовской религией. В псалме Сион (гора, на которой стоял Иерусалимский храм) – это, конечно, святыня Божья, а Вавилон – олицетворение греха да язычества. Поэтому евреи сидели на реках Вавилонских и плакали. Это можно перевести как сидели в болоте, в вонючей грязи и плакали.

Но и в этом плаче нет безысходности. Нет. Это не плач уныния. И не плач самоубийцы, перед тем как учинить суицид. Нет. Это плач, растворенный надеждой на Бога, плач падшего грешного человека, в котором воскресает истинная вера. Потому что здесь, в болоте язычества, душа человеческая не смешивается с язычеством, но вспоминает Сион. О, возлюбленный Сион!

И пусть в дальнейших стихах псалма повествуется о дальнейших страданиях евреев! О том, что они на вербах повесили свои органы, т. е. музыкальные инструменты, на которых играли при совершении богослужения в Иерусалимском храме на горе Сион (Пс. 136:2). О том, что вавилоняне, пленившие их, конечно, издеваясь над евреями просили их в насмешку петь их молитвы (Пс. 136: 3). Но для евреев это было невозможно. Храм разрушен. Совершать вне его, на земле чужой богослужение – богохульство и святотатство: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136:4).

Но в то же время богослужение совершать нереально на земле, а в душе оно совершается, потому что истинная вера воскресает и любовь к Сиону полыхает в сердце, как зарево рождающегося рассвета.

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (Пс. 136:5, 6).

«Иерусалим, Сион, храм, Бог – вот для меня сила моей десницы, моего языка, ума, моего веселья и радости, – словно бы говорит пленный в Вавилоне еврей. – Если я забуду Сион, то уйдет сила из моей правой руки (десницы) и язык прилипнет к гортани моей. Из меня сила уйдет. Потому что единственно Бог – Податель и Источник жизни». Вот о чем эти стихи.

О том же говорят нам и святые отцы. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит Кирский пишут, что десница – помощь Божья.

«И если я забуду Иерусалим, то помощь Божья прекратится», – говорит устами святого пророка и царя Давида еврей в Вавилоне.

Также интересно и душеполезно толкует шестой стих псалма (а именно место «аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего») святитель Иоанн Златоуст: «Слово: предложу значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Ему вторит блаженный Феодорит: «Верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение».

Далее следует седьмой стих: «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго». Здесь устами святого Давида еврей в Вавилоне вспоминает все те ужасы, которые сотворили вавилоняне и хананеи под их главенством, когда разрушали Иерусалим и храм. В сущности, сыны Эдомские – это и есть языческие народы Ханаана. В первую очередь сыны Эдомские – идумеяне – потомки Эдома, вышедшего из рода Исава – брата патриарха Иакова. Они настолько ненавидели евреев, что кричали, когда вавилоняне разрушали Иерусалим: истощайте, истощайте до оснований его. Это обозначает: уничтожайте, разрушайте до основания, чтобы и памяти не осталось. Т. е. такая ярость, готовая не просто убить, но разорвать, уничтожить. Прежде всего это ненависть к святыне и к Богу. В духовном отношении здесь, конечно, говорится о бесах. 

И олицетворение их ада в символическом значении на земле – Вавилон с его языческими зиккуратами, астрологией, магией, оккультными религиозными сатанинскими науками.
Поэтому и в восьмом, и в девятом стихах 136-го псалма сказано: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Т. е. дочь Вавилона – окаянная. Здесь окаянство – противоположность покаянию. Это безумная страшная болезнь гордыни, потому она достойна жалости и погибнет. Так об этом писали и святые отцы. Святитель Афанасий Александрийский (Великий): «Это – пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона». Святитель Иоанн Златоуст: «Здесь пророк предсказывает несчастия, которые постигнут Вавилон, и, по причине имеющих постигнуть его бедствий, называет его несчастным». Но в то же время в данном отрывке говорится в духовном отношении, что мы должны ненавидеть «дочь Вавилона» – наши грехи да страсти, да сатану с бесами. Бога любить, человека любить, а то все ненавидеть. Вот в чем заключается наше воздаяние: в неприятии, в сопротивлении греху.

Теперь о самом сложном и последнем девятом стихе: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Здесь, конечно, имеет место иносказание. И нет никакой кровожадности. В данном стихе говорится о «младенцах дочери Вавилона» – о грехах и даже об их зародышах, об их началах, так называемых бесовских прилогах. Это святое и аскетическое указание Священного Писания, а значит и Самого Бога на то, как мы должны поступать с грехом. Мы должны «имет», т. е. взять их. Здесь это означает осознать четко, что грехи у нас есть и какие именно. Как говорится в медицине, правильно поставленный диагноз – уже половина пути к выздоровлению. Важно разбить грех в зародыше, не кормить его собой, не ждать, пока он из маленького «гремлина» превратится в огромного «годзиллу». Следует в зародыше разбить его о камень. А камень – это Господь наш Иисус Христос. Довольно часто символом Спасителя в Священном Писании выступает камень. Т. е. попросить у Господа прощения своих грехов, искренно покаяться, сходить на исповедь в храм к священнику, стараться не повторять грехи. Вот что такое разбить «младенцы дочери Вавилона о камень».

А вот наступает время Великого поста. И нам нужно осознать, что каждый из нас сидит на реках Вавилонских, сидит во грехе, часто атакуемый бесами, но только Бог может избавить нас от этой вонючей жижи страстей, от этих полчищ «вавилонян» и «сынов эдомских». Главное – не забывать небесного Сиона, не забывать нового горнего града Иерусалима. И Бог обязательно разобьет о камень Своей любящей мощи наших врагов и спасет нас.

Надо только покаяться, осознать, что мы в вавилоне окаянном, и возопить к Богу о спасении. И это дивное чудо случится. Отвергнувшись окаянства гордыни, мы войдем в блаженство смирения. Пройдя через испытание Великого поста, мы войдем в Великое и Светлое Христово Воскресение. И Христос Воскреснет для нас и в нас. Нужно только из сердца своего сотворить Всевышнему Сион и воздвигнуть в нем храм, в который обязательно войдет и поселится Бог.

Иерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/tolkovanie-136-go-psalma-ili-na-kakih-re...