Тит и Тит Печерские: кто побеждает в вечной войне? Надежда Кошман
Жизнь и смерть одного из этих подвижнков связана с прощением.
Война. В одном этом слове столько смыслов, что сказав «война», мы будто бросаем камень в воду и по гладкой поверхности расходится множество кругов – ненависть, вражда, непримиримость, мщение, гнев...
Первую войну развязали не люди.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона… И низвержен был великий дракон,… называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Откр. 12:7–9)
С тех пор «ангелы его» ищут способов взять реванш и для этого развязывают войны. Полем боя могут быть и государства, и «сердца людей». Масштабы разные, а схема действий одна и та же – разогревание страстей с обеих сторон – все виды превозношения (от «мы лучше и право имеем», до крайнего национализма «мы лучше, чем… арабы, евреи, индейцы… т.п), подготовка «горючего материала» – обид, и спичка – формальный «казус белли» всегда мал, как камушек на фоне озера.
В пещерах Киевской лавры лежит немало воинов, участвовавших и победивших в таких войнах. Вот двое из них – преподобный Тит воин (XIV в.) и преподобный Тит пресвитер (ХII в.).
О Тите воине сведений мало – в старинном лаврском рукописном сказании записано так: «Преподобный Тит воин. Когда ему на войне пробило голову, он оставил воинскую стезю и пришел в монастырь, и до кончины оплакивал свои прегрешения. И перед кончиной ему было открыто, что Господь Бог прощает его грехи». За этим предложением стоит целая жизнь и история – войн, сражений, убийств, тяжелая рана, уход из мира, монашество и, наконец, мирное упокоение.
А уж какие битвы он вел с самим собой, со своими грехами и страстями, с врагом рода человеческого и «ангелами его» – знает только Бог, еще при жизни святого удостоивший его извещения о прощении грехов – великой победе, где победитель и побежденный – сердце воина.
О Тите пресвитере известно больше благодаря чудесной истории, которая случилась с ним.
Жили в обители два друга Тит и Евагрий. Тит был священником, Евагрий диаконом. О них сказано, что они были так близки, как братья. Дружба – ангельское чувство и всегда вызывает зависть среди лукавых духов. Они выдумывают самые невероятные поводы, чтобы поссорить друзей и посеять самую настоящую вражду.
Причина остается нам неизвестной, а известно только, что Тит и Евагрий поссорились и возненавидели друг друга. Казалось бы, это их личное дело, но нет. Даже такая маленькая война, как между Титом и Евагрием, не стоит на месте. Она быстро набирает себе «отряды» сочувствующих одной и другой стороне и уже весь монастырь переносит новости: «Евагрий стоял в церкви, а Тит в это время шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив». «Приступали к Святым Тайнам, – Тит, не прося прощения, а Евагрий, – гневаясь» – слышите, будто кто-то шепчет на ухо. Понятно же, «кто» шепчет. Однако, это текст прямо из Патерика. Братия пытались их мирить, но безрезультатно.
Когда война уже в таком разгаре, что не за горами гибель обоих воюющих, помочь может только Бог.
Тит сильно заболел и понял, что умирает. Прощаясь с жизнью, не забыл он своего прежнего друга и просил его прийти, чтобы успеть попросить прощения. Но Евагрий отказался. Братья, понимая, что так обе души погибнут, привели Евагрия силой. «Прости меня, брат, что гневался на тебя. Прости и благослови» – просил Тит. Но Евагрий, рассердившись, сказал: «Никогда не хочу примириться с ним, ни в этой жизни, ни в будущей!» Вырвался из рук братий, что держали его, и вдруг упал замертво.
Ужасный вид мертвого Евагрия и напугал, и расстроил их. А Тит встал со своей постели, как будто и не болел.
С сожалением о бедной его душе монахи похоронили Евагрия. А на вопросы Титу, что же такое случилось с ним и Евагрием, Тит рассказал им о своем предсмертном видении.
Что видел он ангелов Божиих плачущих, оставляющих его, и страшных духов, пришедших за его нераскаянной душой, и грозного ангела с копьем, занесенным над ним. Но когда Евагрий не захотел простить своего друга, ангел внезапно ударил копьем Евагрия, и, коснувшись этим же копьем Тита, исцелил его.
Войну поджигает гнев. Гнев питается гордостью, тщеславием и надменностью. А порождает он ненависть, вражду и самооправдание. Победить же его можно только кротостью и смиренномудрием.
Так закончилась война между Титом и Евагрием.
Нельзя сказать, что Тит победил – Тит попросил о пощаде у Бога и о прощении у друга. Пощаду он получил, а друга все-таки потерял. Потому что в войнах среди «своих» братьев или друзей – никогда не бывает победителя.
А «ангелы его» полетели искать себе новых полей битвы, их война с Божиим творением закончится только с концом этого мира, а до того – мы все в опасности.
Зная это, святые отцы, как терпеливые учителя, не устают нам повторять: войну поджигает гнев. Гнев питается гордостью, тщеславием и надменностью. А порождает он ненависть, вражду и самооправдание. Победить же его можно только кротостью и смиренномудрием.
Два преподобных Тита Печерских нам в доказательство.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/60712-tit-i-tit-pecherskije-kto...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии