Тихий свет Оптиной. Наталья Горенок

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Желаю Вам подольше сохранять оптинское настроение», — писал Н. В. Гоголь своим друзьям, побывавшим в Оптиной. Думаю, что с этим особым чувством — оптинским настроением — встречают дни памяти преподобного Амвросия Оптинского (23 октября) и Собора преподобных Оптинских старцев (24 октября) все, кому посчастливилось побывать в этом монастыре и в чьем сердце живет память об Оптиной.

…Светлым июльским вечером выходим у Святых врат монастыря. Мы с Еленой познакомились в автобусе Москва — Сосенский (он идет непосредственно до Оптиной пустыни). Я из Саратова, она — из Ханты-Мансийска. Удивительно, что, приехав из разных концов огромной страны, мы сразу находим нечто общее. Мы обе бывали здесь лет десять назад с краткой паломнической поездкой — буквально вечер-утро. Все это время вспоминали Оптину как что-то прекрасное, близкое и родное. И хотели вернуться — для того, чтобы познакомиться с ее жизнью поближе, а возможно, и разгадать загадку «оптинского настроения», какого-то особого скучания по этому монастырю.

Разместившись в гостинице (есть и монастырские, и множество частных в поселке, окружающем монастырь), настоящий паломник бежит на службу. Летом на всенощной в Казанском соборе, даже в будни, множество людей. Храм битком, и люди молятся на улице, у открытых окон. Все слышно очень хорошо: и пение стихир — по-монастырски неторопливое, с канонархом, и даже чтение Псалтири. Удивительное ощущение — здесь действительно «всякое дыхание хвалит Господа»: и люди, и сама природа. Воздух напоен ароматами соснового бора, роскошных цветов, яблок, зреющих в монастырском саду…

Но не ради природных красот приезжают в Оптину паломники, хотя это действительно одно из красивейших мест России. Сегодня, так же, как и век, полтора века назад, люди верующие стремятся сюда ради общения с удивительными святыми — преподобными Оптинскими старцами.

Слава Оптиной

 

Оптина пустынь упоминается в исторических документах с 1625 года (понятно, что основана она гораздо раньше). Долгое время это был рядовой обедневший монастырь с малым числом братии. Его развитие начинается в начале XIX века по инициативе митрополита Московского Платона (Левшина). В этот период благодаря ученикам и последователям преподобного Паисия Величковского в русских монастырях возрождается дух древнего подвижничества, основанного на учении святых отцов, восстанавливается традиция старчества.

Старец — это подвижник, чье сердце подвигом очистилось от страстей и стало вместилищем Духа Божия. Именно благодаря дарам благодати старец читает человеческую душу как открытую книгу, видит духовным взором прошлое, настоящее и будущее. В монастыре старец — прежде всего наставник, который ведет человека по пути спасения. От старца к ученику передается живой опыт монашества и христианской жизни в целом. И совершенно особым явлением в России стало оптинское старчество, когда у духовников обители окормлялись тысячи и тысячи мирян. Они ехали за советом, молитвенной помощью, для того, чтобы решить с прозорливыми старцами Оптиной самые насущные проблемы своей жизни. И по молитвам старцев получали «всем и коемуждо благопотребное»: видение своих грехов и особое покаянное чувство, радость и мир души, разрешение самых сложных жизненных ситуаций. Оптина оказала огромное влияние на весь строй русской жизни, на русскую культуру XIX — начала XX века.

Общение со святыми

 

День в Оптиной начинается в 5.30 — с молебна у раки преподобного Амвросия во Введенском храме. Все — и насельники монастыря, и трудники, и миряне — утром стараются встать пораньше и побывать на молебне, чтобы получить благословение преподобного. Вот загадка: монастырское пение — очень строгое, внимательное, сдержанное; но в то же время здесь, во время этого молебна, оно передает самое теплое глубокое внутреннее чувство к преподобному, уважение и любовь.

К старцу Амвросию с утра и до вечера приходили люди — и он, как говорят его современники, жил жизнью каждого человека, полностью вмещая его в свое сердце. Даже если посетитель не произносил ни слова, преподобный знал его обстоятельства и нужды. Старец всю жизнь тяжело болел, многие годы был прикован к постели — но его нельзя было представить без участливой улыбки, в его присутствии всем становилось радостно, тепло и хорошо. И точно так же происходит и сейчас у мощей святого! Так старец ответил на мой невысказанный вопрос: не обделены ли мы, люди XXI века, тем, что не можем общаться с Оптинскими старцами, как наши предки — лицом к лицу? Но духовное общение продолжается, ощущается совершенно явно. Вот почему люди буквально прикипают душой к этому монастырю, проводят здесь отпуска, каникулы, приезжают на праздники и в посты — в эту поездку у меня появилось несколько таких знакомых. Все, кто часто бывает в Оптиной пустыни, знают, что всё здесь происходит по благословению старцев. Ты у них в гостях. Неведомым образом ты получаешь ответы на вопросы, можешь увидеть в себе какой-то застарелый грех, просто укрепиться в вере, почувствовав близость и любовь оптинских святых.

Очень важно то общение, которое происходит во время исповеди оптинским духовникам. Но иногда наставления и ответы на твои вопросы приходят, откуда не ждешь. К примеру, сидела я у ограды оптинского скита, и захотелось мне о нем узнать побольше. Очень скоро к скиту, одна за другой, стали подходить группы с экскурсиями, которые вели не миряне, экскурсоводы-профессионалы, а братия. Запомнилось, что монахи — совсем молодые люди — рассказывали о монастыре и ските с удивительной теплотой и мягким юмором. Перевивали рассказ историями из жизни старцев: про то, как Лев Толстой приходил обращать старца Амвросия в свою «веру», как старец Нектарий играл в игрушки, прикровенно предсказывая судьбы людей и всего монастыря, и многое, многое другое. Было заметно, что монахи не просто исполняли послушание, а с любовью делились с людьми самым дорогим. Один из них сказал: «Главное в нашем послушании — напомнить людям о спасении. А в чем наше спасение? В смирении. Однажды к старцу Нектарию пришел будущий митрополит Вениамин (Федченков). И старец сказал ему: только когда человек смирится и почтет себя за малое, Бог начнет творить из него нечто великое»…

Очень мне понравился ответ этого монаха на самый распространенный в среде верующего народа вопрос, почему ныне нет старцев: «Старцы, конечно, есть и сегодня, но они скрывают себя. Не потому, что они ”жадные и не хотят делиться благодатью”. А потому, что люди стали такие — никого не слушают. Вот старец Илий дает совет — а человек поступает наоборот. И получается, что помощь старца стала этому человеку в осуждение. Потому и прерывается ныне старческое служение». Вроде бы обычная экскурсия — но в этом нежданном общении приоткрылась живая душа Оптиной, которая воспитывает все новых и новых чад.

Венец правды

 

Мощи преподобных Оптинских старцев — конечно, главная святыня обители. В Казанском храме можно поклониться преподобным Моисею, Антонию и Исаакию I. Во Владимирском соборе покоятся мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова) и Иосифа. Ежедневно здесь совершаются исповедь и молебен с акафистом оптинским преподобным. Во Введенском соборе, вместе с преподобным Амвросием, почивает старец Нектарий. В Преображенском храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). После изгнания из разоренного монастыря и длительного тюремного заключения он нес свое служение на приходе, но сохранял дух Оптиной в своем сердце.

Все оптинские паломники обязательно заходят помолиться и в часовню Воскресения Христова. Она возведена над могилами оптинских новомучеников, убитых сатанистом в Пасхальное утро 1993 года — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. В конце 1980‑х, когда началось возрождение Оптиной буквально из руин и здесь стала собираться братия, было освящено новое монастырское кладбище. После освящения отец Василий сказал серьезно: «Надо еще сподобиться лечь здесь»…

Старое, историческое кладбище, расположенное между монастырскими храмами, в советское время было буквально сровнено с землей. Уже много лет насельники монастыря восстанавливают его по сохранившимся описаниям. Здесь были погребены не только монашествующие, но и миряне, жизнь которых была тесно связана с Оптиной. Среди них — братья И. В. и П. В. Киреевские, основательница Шамординского монастыря помещица Ключарева (в иночестве мать Амвросия) и многие другие.

Часто люди говорят, что на оптинском кладбище душа чувствует не скорбь, а радость. «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» — эти апостольские слова выбиты на кресте иеросхимонаха Памвы, который отошел ко Господу в 1891 году, прожив в обители 45 лет (на многих могильных памятниках — краткие жизнеописания почивших). Такому отношению к жизни и смерти — правильному, христианскому — учит без лишних слов оптинский некрополь.

Завершением каждого оптинского дня становится крестный ход. Паломники тоже могут принять в нем участие, что они и делают с огромным удовольствием. С пением тропарей святым крестный ход обходит монастырь по внешнему периметру, благословляя обитель и всю Русскую землю, все четыре стороны света. Эта молитва — тоже проявление трогательной заботы Оптиной, всех Оптинских старцев о своих чадах, всех верующих людях, где бы они ни были. И память о ней согревает и поддерживает даже в самые ненастные дни.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 20 (544)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/tikhijj-svet-optinojj