Тезисы Юраша в преддверии визита патриарха Варфоломея. Кирилл Александров
Разбираем и анализируем интервью одиозного госчиновника Андрея Юраша.
В преддверии визита патриарха Варфоломея в Киев один из отцов-основателей Православной церкви Украины (ПЦУ) Андрей Юраш дал интервью порталу credo.press, в котором озвучил некоторые тезисы, заслуживающие внимания.
Для начала вспомним, кто такой Андрей Юраш. В 2014-2020 гг. он возглавлял Департамент по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины и на этом посту способствовал как созданию (ПЦУ), так и всем сопутствующим процессам: давлению на Украинскую Православную Церковь, незаконным перерегистрациям общин, захватам храмов и т. д. В 2020 г. он проиграл конкурс на замещение должности главы Госслужбы по этнополитике и свободе совести (структура, заменившая Департамент по делам религий) Елене Богдан, что оспаривал в трех судебных инстанциях и во всех трех проиграл. В связи с тем, что попытки оставить А. Юраша на предыдущей должности не увенчались успехом, под него была создана отдельная бюрократическая структура, Отдел по вопросам религий и национальностей при Секретариате Кабинета министров, начальником которого он и стал. Также Юраш – фигурант уголовного дела о злоупотреблении служебным положением и участии в фабрикации уголовного дела против клирика УПЦ протоиерея Виктора Земляного.
Итак, основные тезисы в интервью порталу credo.press
Тезис 1: Визит патриарха Варфоломея – это визит самого высокого уровня
А. Юраш: «Очень важно, что этот визит будет происходить по приглашению президента Украины. То есть это будет визит самого высокого уровня. Это символическое подтверждение того, что украинское государство понимает значение роли первого по чести предстоятеля в мировом православии — и как фигуры общехристианского значения, и как церковного лидера, который приобщился к очень важным процессам в Украине».
Во-первых, визиты самого высокого уровня по приглашению президента – это визиты глав государств и (меньшей степени) правительств. То, что визит патриарха Варфоломея происходит по приглашению В. Зеленского, а тем более в рамках празднования государственного праздника Дня Независимости, убедительно доказывает, что это визит политика, а не религиозного деятеля. Тем более, А. Юраш подтвердил, что патриарх Варфоломей «приобщился к очень важным процессам в Украине». Однако, что это за процессы? Как известно, ПЦУ была создана в рамках предвыборной кампании бывшего президента П. Порошенко, и все процессы, происходящие вокруг этой религиозной структуры, носят преимущественно политический характер. Почему? Да потому что в эти процессы постоянно вовлечены как государственные чиновники, так и различные политические силы.
Во-вторых, согласно Конституции, Украина является светским государством, а это значит, что она просто не имеет необходимых инструментов, чтобы определять «значение роли первого по чести предстоятеля в мировом православии». Светское государство вообще не может определять религиозный статус какого бы то ни было лица, его положение в рамках определенной религии и так далее. Государство может и должно обеспечить равную реализацию всеми своими гражданами права на свободу совести и вероисповедания. До чего в Украине еще далеко.
Тезис 2: ПЦУ – политический проект в рамках становления украинской государственности
А. Юраш: «Весьма позитивный знак заключается в том, что руководство Украины абсолютно на всех уровнях подтверждает преемственность своей позиции – что совершенно неслучайно и естественно были сделаны шаги в направлении церковной автокефалии. Собственно, в этом и заключается стратегическая позиция украинского государства <…> С другой стороны, украинское государство понимает, что долгожданная институциализация поместной украинской церковной традиции, к которой украинское общество двигалось более 100 лет и которая была совершена по благословению и с участием Церкви-Матери, является важным элементом укрепления и духовной поддержки нашей государственности».
В этих словах – прямое и недвусмысленное признание того, что ПЦУ – это политический, а не церковный проект. А. Юраша очень радует, что религиозная политика нынешнего Президента полностью продолжает политику его предшественника, хотя в первый год президентства В. Зеленского сторонники ПЦУ громко сетовали по поводу того, что эта политика поменялась. И при П. Порошенко, и сегодня из уст сторонников ПЦУ всех уровней власти и общественного положения звучат заявления, что эта религиозная структура является опорой украинской государственности. Ну а сторонники УПЦ, говоря о Церкви, декларируют совсем другое, что Она – это Тело Христово и основной Ее задачей является единение человека с Богом, а не укрепление чьей-либо государственности.
Кроме того, А. Юраш подтвердил, что идея украинской автокефалии существует всего немногим более 100 лет, мизерный срок по историческим меркам. А если мы немного поинтересуемся историей, то узнаем, что эта идея изначально возникла именно в политической, а вовсе не религиозной среде. Она была впервые провозглашена 9 ноября 1917 г. в Киеве на 3-м Всеукраинском войсковом съезде, а затем на так называемом Соборе 1921 г., на котором не было ни одного епископа и который был созван с согласия большевиков. В дальнейшем идея автокефалии вытаскивалась на повестку дня исключительно в те историческими периоды, когда активизировались политические процессы.
Тезис 3: Великий Крестный ход УПЦ произвел неизгладимое впечатление
А. Юраш: «Я очень внимательно наблюдал за крестным ходом, который состоялся в Киеве 27 июля. По всем объективным наблюдениям, в нем приняло участие меньшее количество верующих УПЦ в единстве с Московским патриархатом, чем два года назад. По официальным и абсолютно объективным данным, в нем участвовало 55 тысяч человек. Конечно, это довольно многочисленное шествие, но продвижение идеи о 350 тысячах участников является идеологически мотивированным, рассчитанным на внешний и внутренний спрос».
Великий Крестный ход произвел на А. Юраша настолько большое впечатление, что он перепутал слова «больше» и «меньше». По официальным данным полиции в 2019 г. в Великом крестном ходе участвовало 30 000 человек (по данным УПЦ – 300 000), что является почти в 2 раза меньше, чем в 2021 г., опять-таки по данным полиции. И то, что полиция зафиксировала рост количества участников Крестного хода, было единственным правдивым моментом в полицейской статистике. В 2021 г. полиция озвучила, а Юраш повторил цифру в 55 000, что является просто до смешного неправдоподобным, поскольку видеосъемка с воздуха зафиксировала, что в то время, когда в Киево-Печерской лавре уже довольно продолжительное время шло богослужение, люди еще выходили с Владимирской горки. То есть вся улица Грушевского не смогла вместить полное количество участников. Любой непредвзятый наблюдатель просто при одном взгляде на кадры с воздуха скажет, что цифра в 350 000 тысяч человек, которую озвучила УПЦ, намного более близка к истине, чем полицейская статистика. Любой желающий может самостоятельно высчитать примерное количество крестоходцев, используя фото и видео в открытом доступе.
Также А. Юраш почему-то связал Великий крестный ход с приездом патриарха Варфоломея: «Можно сказать, что этот крестный ход был то ли репетицией, то ли массированным предупреждением накануне визита».
УПЦ проводит Великий крестный ход ежегодно, и он вовсе не связан с приездом патриарха Варфоломея. А утверждение Юраша, что крестный ход – это репетиция или предупреждение накануне визита, свидетельствует о религиозном сознании самого Юраша.
Тезис 4: Приезд патриарха Варфоломея может стать причиной нестроений
А. Юраш: «Нужно также не забывать, что не так давно была в спешном порядке создана организация “Миряне”, которая среди своих базовых задач выставляет сознательную цель – противодействие приезду патриарха Варфоломея. По всем медийным каналам звучат очень резкие заявления отдельных иерархов, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата, по поводу этого приезда, в том числе ультимативные. Одним словом, нужно быть готовыми к антагонистическим событиям в связи с этим».
Во-первых, организация «Миряне» была создана вовсе не в «спешном порядке» и не в связи с визитом главы Фанара. Среди ее целей нет противодействия этому визиту. Целью организации «Миряне» является поддержка и защита УПЦ в установленных украинским законодательством правовых формах.
Во-вторых, слова А. Юраша разрушают миф (созданный в том числе и им самим), что в Украине существует согласие в обществе касательно действий патриарха Варфоломея. Ведь главу Фанара всячески стараются убедить, что все верующие Украины горячо ему благодарны за все его благодеяния, а тут один из главных идеологов ПЦУ заявляет о неких «антагонистических событиях». И это вовсе не проявление недовольства какой-то малочисленной маргинальной группки граждан. Великий крестный ход, собравший 350 000 человек, показал, что УПЦ поддерживает огромная часть украинского общества. А то, что ПЦУ отказалась от проведения полноценного крестного хода в этом году, свидетельствует, что мизерной в Украине является как раз поддержка ПЦУ и действий патриарха Варфоломея.
Тезис 5: Цель «молодой и динамичной» ПЦУ – патриархат
А. Юраш: «ПЦУ – молодая Церковь, и понятно, что она должна пройти определённый путь перед тем, как получить статус патриархата. Она очень динамична, наполнена энергией, что подмечают и зарубежные иерархи. Ее пример – это стимул для многих других Церквей, которые уже имеют все статусы, которые еще нужно получить ПЦУ, но не имеют тех внутренних резервов и духовной энергии, и силы, которые есть у ПЦУ».
Во-первых, говорить о статусе патриархата для структуры, «иерархов» которой многие Поместные Церкви называют мирянами – как минимум, смешно.
Во-вторых, динамичность и наполненность энергией у ПЦУ проявляются пока только в захватах храмов, встречах с американскими покровителями и участием в государственных мероприятиях. Количество общин ПЦУ практически не увеличивается, если не считать отобранные храмы или незаконно перерегистрированные приходы УПЦ, которые часто о таком «счастье» даже и не знают. Такой важнейший показатель жизненности Церкви как увеличение количества монастырей и монашествующих у ПЦУ находится на таком низком уровне, что они даже стесняются публиковать соответствующую статистику.
В-третьих, упоминание А. Юрашем о теме патриархата для ПЦУ может быть намеком на то, что патриарха Варфоломея ждет в Киеве не только радушный прием, но и неудобные вопросы. Фанар должен был обеспечить признание ПЦУ со стороны всех Поместных Православных Церквей, но это оказалось невозможным. Под жесточайшим давлением не только Фанара, но и Госдепартамента США (о чем всем прекрасно известно) только три Поместные Церкви решились признать ПЦУ. Но даже и в этих Церквях все получилось очень неоднозначно. В Элладской Церкви Архиерейский Собор принял решение с нарушением порядка голосования, в Александрийской Церкви никакого соборного решения не было вообще, все решил патриарх Феодор, а в Кипрской Церкви Синод решил просто не препятствовать архиепископу Хризостому поминать Сергея (Епифания) Думенко за богослужением. Но и эти весьма спорные решения вызвали разделения в этих Поместных Церквях, поскольку значительная часть архиереев, и притом самых авторитетных, высказалась категорически против признания ПЦУ.
Однако и у патриарха Варфоломея накопилось немало претензий к украинской стороне проекта ПЦУ. Например, почему власти не сумели загнать под Сергея (Епифания) Думенко значительную часть архиереев и духовенства УПЦ? Или где обещанные ставропигии? Еще в 2019 г. тогдашний спикер Верховной Рады А. Парубий заявлял о возможности передать Фанару порядка 20 самых древних и благоустроенных монастырей и храмов Украины. Буквально он заявил следующее: «Вселенская Патриархия в разное время, по подсчетам историков, владела до 20 различными ставропигиями на своей канонической территории Украины-Руси. Самые известные среди них: Успенская Киево-Печерская лавра, Успенское братство во Львове, Межигорский Преображенский монастырь, Киевское Богоявленское братство, Манявский монастырь. Андреевская церковь остается в собственности государства, подчеркиваю это, мы восстанавливаем историческую справедливость и возвращаем ставропигию церкви-матери Вселенской Патриархии в Киеве».
Пока что Фанару передана только Андреевская церковь в Киеве, так что патриарх Варфоломей может поднять вопрос о передаче и всего остального.
Итоги
Суммируя все вышесказанное, можно констатировать, что и А. Юраш, и другие сторонники ПЦУ из числа политиков или чиновников раз за разом подтверждают, что ПЦУ является политическим проектом, призванным решать сугубо земные цели: быть опорой украинской государственности и играть определенную роль в политической жизни Украины.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/81989-tezisy-jurasha-v-preddverii-viz...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии