Терпение – одна из основных добродетелей. Архимандрит Филофей

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.

 

Терпение– одна из основных добродетелей. Терпением и настойчивостью [в духовном подвиге] достигается спасение.

***

Рассуждение.Святые отцы ставили очень высоко эту добродетель. Это драгоценный дар Бога человеку. Рассуждение помогает в любви, помогает в посте. Помогает человеку избежать крайностей. Не делать вещей безрассудных, опрометчивых и способных ранить наших ближних. Рассуждение – это руль, которым мы должны управлять нашу жизнь.

***

Запрет для женщин на посещение Афона (Аватон)был установлен Самой Пресвятой Богородицей. Это произошло не из-за якобы женоненавистничества монахов (как утверждают некоторые). Сама Богородица решила закрыть Афон для женщин.

Мария (Маро), мать Мехмеда Завоевателя была христианкой, дочерью царя Сербии. В 1453 году, после покорения Константинополя, она спасла многие Святые мощи и сосуды от осквернения османами. Среди них были и Дары волхвов, которые благочестивая женщина решила отвезти на Святую Гору Афон.

Она вышла на пристань обители Святого Павла и начала подниматься к монастырю. Но едва сделав первые шаги, Маро услышала голос Пресвятой Богородицы: «Я благодарю тебя за то что ты сделала. Но оставь Дары волхвов здесь и возвращайся назад. Здесь я царица».

Расскажу ещё один случай, о котором мне поведал старец Гавриил Диониситатский. Несколько десятилетий назад французская журналистка написала книгу «Месяц с монахами на Афоне». Неприятно даже говорить о том, что там было написано... Не можете себе представить, сколь клеветнической она была.

 

И что в результате? С этой журналисткой случился тяжёлый нервный срыв. Испытание обрушивалось на неё за испытанием, страдание за страданием, болезнь за болезнью. Однажды в больницу к ней пришёл один известный врач, проживавший в Париже, который услышал об её истории. Он спросил журналистку: «То, что ты написала о Святой Горе, правда?». «Ах», - отвечала она ему голосом полным раскаяния: «всё это я просто придумала. Хотела добиться успеха у читателей. Всё было ложью, поэтому теперь я так страдаю». Врач выслушал её и решительно сказал: «Теперь, когда ты осознала свою ошибку, напиши ещё одну книгу, где опровергнешь утверждения, высказанные в первом издании». И журналистка, действительно, написала такую книгу, где честно призналась в подлоге первого издания.

Видите как всё обернулось? Эта история – урок для всех, кто распространяет небылицы и клевещет на Святую Гору Афон и Православную Церковь.

***

 

О старце Паисии Святогорце.Мне не довелось тесно общаться со старцем Паисием. Но я расскажу вам один случай. За месяц до блаженной кончины старца, я оказался в городе Салоники. Отец Паисий был очень слаб и истощён вследствие тяжёлой болезни. По этой причине я не решался посетить старца в монастыре Суроти, хотя сопровождавший меня человек на этом настаивал. В конце концов я не устоял перед его просьбами, и мы поехали в обитель. Там мы попросили монахинь разрешить нам повидаться со старцем и взять его благословение. Вежливо, но непреклонно, нам в этом было отказано, так как здоровье старца уже не позволяло допускать к нему посетителей. Наконец, одна из монахинь сжалилась над нами и пошла известить старца о нашем приезде. Я не заслуживал этого, но по милости Божией встретился со старцем. Это была великая, величайшая радость! Только мы вошли в келью, почувствовали благоухание как от мощей Святых угодников1. Аромат ещё больше усилился после того как я взял у него благословение. Он благоухал весь, от ног до головы! С добротой и интересом он расспросил меня о монастыре, о некоторых монахах, которых он сам прислал ко мне в обитель2. Наконец, он заговорил об одном юноше, который незадолго до этого поступил в Каракал послушником: «Он может и не хочет стать монахом». И, действительно, как старец сказал – так и произошло (юноша впоследствии ушёл из монастыря).

Впрочем, что говорить о многочисленных дарованиях старца. Достаточно вспомнить о благоухании, которое я почувствовал. Оно было осязаемым, явным, благодатным. Как от мощей Святых угодников Божиих.

***

 

Братство старца Иосифа Исихаста

– Расскажите про старца Ефрема Катунакского.

– Я посещал его несколько раз. Впервые в 1971 году. Все его разговоры были так или иначе связаны с темой послушания…

Да что говорить… Для нас общение со старцем Ефремом было настоящим подарком от Бога!

Однажды в 1993 году мы (группа монахов из Каракала) отправились в Катунакья. Старец Ефрем вместе со своими послушниками трудились рядом со своей келью. Они поправляли у неё фундамент. Едва завидев нас старец возликовал и радостно воскликнул: «Добро пожаловать, племянники! Добро пожаловать!». Он называл нас племянниками, потому что мы состояли в духовном родстве: наш старец, Ефрем Филофейский, как и отец Ефрем Катунакский были учениками Иосифа Исихаста. Старец подошёл ко мне, заключил меня в свои огромные объятия и стал непрерывно благословлять!

Мы поговорили на разные темы. Его беседы всегда были настоящим духовным пиром. Рядом с отцом Ефремом я чувствовал такую благодать, что мне казалось, что я нахожусь в Раю! Общение с Катунакским старцем было поистине милостью Божией.

***

 

 

Отец Ефрем (Филофейский) был совершенным послушником. Он приносил своему старцу Иосифу беспрекословное слепое послушание. За это он получил от Бога богатые дары Благодати и сам стал старцем и духовником. Отец Ефрем и другие послушники Иосифа Исихаста – образцовые монахи. Они достойны подражания.

Блаженный отец Харалампий Диониситатский, благословенный старец Иосиф Ватопедский, блаженный отец Ефрем Катунакский, мой старец Ефрем Филофейский и другие члены братства Иосифа Исихаста преуспели в послушании. Именно за это Господь даровал им Свою Благодать.

--------------------------------------------------------------

1«Благодатное дарование благоухания не исчезло и после кончины Старца. Многие ощущают благоухание, поклоняясь его могиле, посещая его келью на Святой Афонской Горе, некоторые чувствуют, как благоухание исходит от его личных вещей или одежды.

Как свидетельствуют монахи, унаследовавшие келью Старца, «первое время после его кончины, почти все, посещавшие “Панагуду”, ощущали отчётливое благоухание. Особенно сильно благоухало место за проволочной калиткой возле крана с водой, там, где у Старца стояла банка с лукумом. В этом месте утолили свою жажду множество людей — нуждавшихся и жаждущих. Однако большинство приходивших мучились от духовной жажды, которая была утолена не водой, а словами Старца.

Впоследствии это благоухание уменьшилось, но совсем не исчезло. Как-то один благоговейный паломник прикладывался к иконам в храме “Панагуды”. Выйдя из храма в коридор, он был буквально “залит” необыкновенно сильной волной благоухания. Возможно, благоухание было доказательством присутствия здесь Старца, по-своему “приветствовавшего” этого человека». Житие Старца Паисия Святогорца. Москва, «Святая Гора», 2013. Том 2

2Отец Паисий направил в Каракал несколько юношей, которые спрашивали у него совета в какой монастырь поступить.

http://www.pravoslavie.ru/smi/61200.htm