Теракт в «Крокусе» — где нам искать надежду. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сергей Худиев

Чудовищный теракт в «Крокус Сити Холле» для того и совершался, чтобы шокировать людей и выбить их из равновесия, и этой цели, отчасти, достиг — но нам стоит подумать, какие выводы из него стоит сделать на духовном уровне.

Мы оказались перед необходимостью как-то осмыслить происшедшее, научиться жить в мире, где такое возможно. Собственно, назвать это чем-то новым и неслыханным нельзя — Россия, как и другие страны мира, уже сталкивалась с терроризмом. Но надежда (в том числе необоснованная) укрепляется быстро — и мы уже успели поверить, что такого рода нападения остались позади.

Теперь понятно, что нет, не остались.

Вероятность стать жертвой такой атаки все равно намного ниже, чем погибнуть в автокатастрофе — но, в отличие от автокатастроф, терроризм делает гораздо больше для подрыва общего доверия к миру.

Он является проявлением чистой, дистиллированной воли ко злу — жертвы этого преступления никак не обидели своих убийц, и никак не могли навлечь на себя месть.

Они не были богачами, которых злодеи хотели ограбить. Они просто случайно оказались доступными жертвами, которых оказалось сравнительно легко убить.
Невозможно предсказать, кто и когда может быть следующим — и это вызывает острое желание поместить происшедшее в какие-то понятные, предсказуемые рамки.

Это порождает массу конспирологических догадок — люди, не дожидаясь выводов следствия, и, уже тем более, суда, уже определяют, кто это сделал, и зачем. Гораздо легче иметь дело со злой, но, хотя бы, рациональной волей, действия которой можно считать предсказуемыми — чем с той черной дырой, с которой мы столкнулись.

Еще один способ уйти от тревожной реальности — следовать тому, что психологи называют «иллюзией справедливого мира» — вере в то, что люди, которым пришла беда, чем-то были виноваты, как-то навлекли ее на себя. Это позволяет несколько успокоиться — уж нам-то, хорошим, такая беда не грозит.

Отсюда (уже ясно отвергнутые многими священниками) мысли о том, что жертвы теракта пострадали из-за своего неблагочестия — Великий Пост, надо молиться, а не по концертам ходить.

Великий Пост, однако, это не средство избежать смерти — это средство к ней подготовиться.

Мы все умрем — и было бы очень глупо делать вид, что это не так.

Смерть может прийти за нами внезапно — например, в автокатастрофе или от руки злодеев, может — «после тяжелой и продолжительной болезни». Но мы все, так или иначе, умрем.

Как говорил еще языческий мудрец Сенека,

«Не с таким уж большим разрывом обгоняем мы друг друга; смерть никого не минует, убийца спешит вслед за убитым. То, о чем ты так хлопочешь, ничтожно. Разве в том дело, долго ли ты будешь избегать неизбежного?»

Мудрость состоит в том, чтобы не прятаться от реальности — но как-то принять и осмыслить неизбежность того, что мы все умрем. И тогда оказывается, что пытаясь прятаться от страха смерти, мы прятались и от надежды.

Святой Апостол Павел говорит «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил.1:21) Для благочестивого человека смерть — не ужас и не конец всего, но, напротив, невероятно утешительно и радостное событие. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2) — говорит святой Апостол Павел, видимо, вспоминая слова Спасителя «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14:2,3)

Святитель Киприан Карфагенский, утешая паству перед лицом смертоносной эпидемии, говорит:

«И приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу, Который говорит в наставление наше:« Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан.16:20)!

Кто не желал бы избавиться от печали? Кто не поспешил бы насладиться радостью? Господь же Сам объясняет условия, при которых печаль наша обратится в радость; Он говорит: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.16:22).

Итак, если видеть Христа значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова: то какая же это слепота ума, какое бессмыслие – любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может?

Происходит же это, возлюбленнейшие братья, от недостатка веры – оттого, что никто не верит в истину обещанного Богом, Который есть истинен и Которого слово вечно и твердо для верующих. Если бы тебе человек знатный и важный обещал что-нибудь, то ты, конечно, поверил бы его обещанию и не подумал бы, что будешь обманут тем, кого ты всегда знал стойким в своих словах и поступках. Теперь же с тобою говорит Сам Бог – и ты, вероломный, колеблешься недоверчивою мыслию? По исшествии из сего мира Бог обещает тебе бессмертие – а ты в этом сомневаешься? Это значит – вовсе не знать Бога; это значит оскорблять неверием Христа, Господа и Учителя верующих; это значит – находиться в Церкви, в доме веры, и не иметь веры! »

Итак святитель, указывания слова самого Господа, призывает нас уповать на непреложные обетования Божии — и ожидать смерти, когда бы она не пришла, без страха, но с надеждой.

Наше христианское упование, когда мы проникнемся им, полностью меняет то, как мы видим мир, себя и друг друга.

У нас есть свет, который не может погасить никакая тьма, радость, которую не может отнять ничто. Мы не озлоблены и не испуганы — мы спокойно относимся к тому, что умрем, и видим в завершении нашего земного пути долгожданное возвращение домой.

А, пребывая в надежде, мы сможем быть источником надежды и для других. Такова возложенная на нас миссия — быть светом в мире, погруженном во мрак.

https://radonezh.ru/2024/03/28/terakt-v-krokuse-gde-nam-iskat-nadezhdu