Теорию «Москва – третий Рим» придумали украинцы, – религиовед

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Религиовед Людмила Филипович

По версии религиоведа Людмилы Филипович, впервые идею «Москва – Третий Рим» высказали в XVIII веке, а не в XVI, как общепринято считать.

Концепцию «Третьего Рима» разработали украинские богословы Феофан Прокопович и Стефан Яворский. Об этом сообщила профессор, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии им. Г. С. Сковороды НАНУ Людмила Филипович в интервью «Прямому».

По ее словам, украинские богословы многое сделали для исчезновения славы Киева в Крещении Руси.

«Я имею ввиду Феофана Прокоповича и Яворского, которые предложили Петру I такую “гениальную” идею: а кто является “третьим Римом”? И они разработали эту концепцию. И тогда впервые прозвучала идея, что Москва является наследницей Рима, что два Рима пали. Второй – Константинополь. И вся слава, и вся сила переходит именно в руки “третьего Рима” – Москвы», – рассказала религиовед .

Теория «Москва – третий Рим» обосновывала закономерность перемещения религиозного и политического центра в Московское княжество. В исторической науке наиболее авторитетной является версия, согласно которой концепцию «Москва – третий Рим» впервые озвучил монах Филофей в двух посланиях конца 1523 года – начала 1524 дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Кроме того, статус «Третьего Рима» за Москвой закрепляла «Уложенная грамота», подписанная Константинопольским Патриархом Иеремией II при учреждении патриаршества в 1589 году.

http://spzh.news/ru/news/55418-teoriju-moskva--tretij-rim-pridumali-ukra...