Тенденции к расколу Белорусской Православной Церкви в 1988–2013 гг. и их преодоление. Слесарев А. В.
Доклад главного редактора портала "Анти-раскол", и.о. проректора по научно-богословской работе Минских духовных академии и семинарии, заведующего кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии А.В. Слесарева на Международной научной конференции "Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути". Минск, 6-7 июня 2013 г.
Прошедшая со времени празднования Тысячелетия Крещения Руси четверть столетия (1988-2013) стала для Белорусской Православной Церкви периодом стремительного возрождения, ознаменованного не только восстановлением церковной инфраструктуры, но и массовым возвращением белорусского народа к ценностям православной духовной традиции. Однако, наряду с широкими перспективами церковного возрождения, белорусское Православие столкнулось с вызовом своему внутреннему единству. Наблюдавшийся во второй пол. 1980-х гг. процесс активной девальвации коммунистической идеологии имел своим следствием начало поиска новых форм и моделей политического мировоззрения. В этой связи конфессиональный фактор нередко получал прагматичную интерпретацию и воспринимался лишь только в качестве необходимого конструкта политических программ или средства мобилизации общественных движений. Рост популярности белорусской националистической идеологии, проходивший на фоне чрезвычайного оживления интереса к Православию, имел своим естественным следствием широкое распространение идеи провозглашения канонической независимости Белорусской Православной Церкви. Реагируя на происходящие изменения в политической жизни и общественных настроениях, священноначалие Русской Православной Церкви в октябре 1989 г. приняло решение об образовании Белорусского Экзархата, наделенного значительным ресурсом самостоятельности[1]. Принципиальная позиция духовного руководства Белорусского Экзархата, не поддержавшего идею полного отделения от Московского Патриархата, вызвала резкую критику со стороны антироссийски настроенных политических и общественных кругов.
Разочарование в Белорусской Православной Церкви побудило националистически ориентированные силы обратить взор на существовавшую с сер. 1940-х гг. в условиях эмиграции неканоническую «Белорусскую Автокефальную Православную Церковь» (БАПЦ), позиционирующей себя правопреемницей исторической Православной Церкви Беларуси. Иными словами, включенность религиозной составляющей в светскую идеологическую систему спровоцировала посягательство на естественный ход церковной жизни, выразившееся в попытке экспортирования церковного раскола в пределы Республики Беларусь. К началу 1990-х гг. не имевшая признания со стороны полноты Вселенского Православия «Белорусская Автокефальная Православная Церковь» пребывала в состоянии глубокого системного кризиса. Ассимиляция второго и третьего поколений белорусских эмигрантов привела к численному сокращению последователей БАПЦ, количество приходских общин которой не превышало полутора десятков во всем мире, а произошедшая в 1983 г. борьба за первенство расколола БАПЦ на две части. Итогом этого разделения стало выделение из состава «Белорусской Автокефальной Православной Церковью» новой религиозной организации, получившей при официальной регистрации наименование «Белорусская Автокефальная Православная Церковь в Америке». Численность каждого из названных религиозных сообществ составила 6 и 7 приходов соответственно.
Развитие религиозной деятельности на территории Беларуси не могло не входить в круг жизненных интересов каждого из «осколков» БАПЦ, обреченных на естественное исчезновение при продолжении существования в условиях эмиграции. Однако нежелание духовенства переезжать в пораженную глубоким экономическим кризисом страну и преклонный возраст руководителей названных белорусских автокефальных сообществ затормозили процесс развития церковного раскола в Беларуси. Страдавший болезнью Паркинсона Предстоятель БАПЦ «митрополит» Изяслав (Бруцкий) (1926-2007) не нашел в себе сил посетить Республику Беларусь и организовать на ее территории подчиненные себе церковные структуры. Возглавлявший «БАПЦ в Америке» «митрополит» Николай (Мацукевич) (1917-2003) посетил Беларусь в 1992 г., но не проявил активности по объединению вокруг себя сторонников автокефалии. В 1997 г. «митрополит» Изяслав (Бруцкий) заключил соглашение с неканоничной «Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата». Согласно этой договоренности, Киевский Патриархат брал на себя обязательства по поддержке развития БАПЦ в Беларуси и обеспечивал получение богословского образования будущим священнослужителям БАПЦ[2]. Названное соглашение явилось безуспешной попыткой активизировать процесс развития структур БАПЦ на территории Республики Беларусь посредством привлечения потенциала более развитой раскольнической религиозной организации. Отсутствие у иерархов Киевского Патриархата внутренней мотивации к религиозной деятельности на территории сопредельного государства, на что мог надеяться Предстоятель БАПЦ, во многом обусловило продолжившееся промедление в развитии белорусского автокефального раскола. Преемники «митрополитов» Изяслава (Бруцкого) и Николая (Мацукевича), в 2000-е гг. возглавившие вышеназванные белорусские автокефальные сообщества, уже не имели возможности беспрепятственно провоцировать и развивать церковные разделения в пределах Республики Беларусь.
Значительную угрозу православному единству на территории Беларуси в 1990-е гг. представляла также «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» (БАП(Н)Ц). В отличие от БАПЦ и «БАПЦ в Америке», названная религиозная организация возникла не путем отделения верующих и духовенства от канонической Церкви, а была искусственно сформирована и уже в процессе своего развития обрела последователей. Основателем БАП(Н)Ц является белорусский эмигрант в Америке Владислав Рыжий-Рыжский (1925-1978). Принимая участие в работе белорусских коллаборационистских организаций в годы немецкой оккупации Беларуси (1941-1944), он к концу Второй Мировой войны оказался в англо-американской оккупационной зоне. Получив богословское образование в римо-католических учебных заведениях, Владислав Рыжий-Рыжский в конечном итоге разорвал с римо-католицизмом и в 1966 г. основал «Православную Кафолическую Белорусскую Христианскую Церковь», впоследствии переименованную в «Белорусскую Автокефальную Православную (Народную) Церковь». «Архиерейское» посвящение он принял от маргинальных американских «епископов», возводящих линию своего преемства от Албанской Православной Церкви, раскольнической «Украинской Православной Церкви Америки», монофизитской Коптской Православной Церкви, Старокатолической Церкви Утрехта и Польской Старокатолической Церкви. Согласно представлениям Владислава Рыжего-Рыжского, в 1972 г. принявшего титул «патриарха», основанная им религиозная организация должна была объединить вокруг себя всех белорусов, пребывающих в эмиграции и на родине. Для подготовки священнослужителей БАП(Н)Ц был открыт т.н. «Университет народов Америки», имевший свои филиалы в Швеции и Пуэрто-Рико. Нью-Йоркский филиал данного учебного заведения именовался «Институтом белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой». В 1978 г. «патриарх» Владислав Рыжий-Рыжский скончался, незадолго до смерти рукоположив в сан «архиепископа» и назначив преемником на должности Предстоятеля БАП(Н)Ц своего родного брата Юрия Рыжего (род. в 1933 г.)[3].
Посетив Первый Съезд белорусов мира, проходивший в Минске в 1993 г., «архиепископ» Юрий Рыжий совершил миссионерскую поездку по Беларуси, во время которой установил контакты со сторонниками развития белорусского автокефального движения. В том же году он официально заявил о начале религиозной деятельности БАП(Н)Ц на территории Республики Беларусь[4]. В 1994 г. «архиепископ» Юрий Рыжий повторно посетил Беларусь и предпринял ряд практических шагов по организации приходских общин. Поддержку своему начинанию Юрий Рыжий встретил со стороны некоторых руководителей государственных предприятий и представителей частного бизнеса. Однако БАП(Н)Ц не получила официальной регистрации в Комитете по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь. Возникновение проблем юридического характера не остановило развитие церковного раскола. К 1994 г. относятся первые рукоположения белорусских клириков БАП(Н)Ц. Существенную роль в развитии автокефальных структур на территории Беларуси сыграла готовность Юрия Рыжего принимать в свою юрисдикцию священнослужителей Белорусского Экзархата, находившихся под каноническими прещениями за нарушение церковной дисциплины. Так, в 1996 г. к БАП(Н)Ц, вместе со своим приходом, присоединился священник Василий Мелешко, настоятель строящегося храма имени святого великомученика Пантелеимона в г. Лиде. Аналогичный случай произошел и со священником Иоанном Спасюком, настоятелем храма в поселке Пограничный Берестовицкого района Гродненской области. Имея нарекания со стороны управляющего Гродненской епархией, он присоединился к БАП(Н)Ц. В том же 1996 г. приходы БАП(Н)Ц были открыты в деревнях Сёмков Городок и Строчицы (Минский район), а в 1997 г. был образован приход имени святителя Кирилла Туровского в г. Слониме Гродненской области[5].
В 1997 г. «архиепископ» Юрий Рыжий, совместно с неканоничным «архиепископом» Георгием (Баркером), совершил очередной визит в Беларусь, во время которого совершили рукоположение «священника» Петра Гущу во «епископа Минского и Белорусского»[6]. К 1997 году относится активное включение духовенства БАП(Н)Ц в деятельность белорусских оппозиционных партий и организаций. Нередкими стали случаи участия священнослужителей БАП(Н)Ц в демонстрациях оппозиции[7]. Заявляя свое несогласие с общим курсом политической жизни в стране, священнослужители данной религиозной организации объясняли все имеющиеся у них проблемы и нестроения следствием прямого противодействия им со стороны светской власти. В качестве яркой иллюстрации к сказанному можно указать на то, что в 1998 г. «епископ Минский и Белорусский» Петр Гуща был заключен под стражу по обвинению в совершении развратных действий по отношению к малолетним[8]. Данное обстоятельство, вопреки имевшимся у следствия неоспоримым доказательствам вины «епископа», было истолковано как попытка гражданской власти «скомпрометировать идею возрождения Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви»[9]. Не смутил сторонников БАП(Н)Ц и открывшийся во время следствия факт привлечения в 1982 г. П. Гущи к уголовной ответственности за изнасилование[10]. После того, как в августе 1998 г. суд Советского района г. Минска приговорил раскольнического «епископа Минского и Белорусского» к четырем годам заключения, «архиепископ» Юрий Рыжий назвал осужденного «узником совести, мучеником за веру и Отечество»[11].
В октябре 1998 г. дело «епископа» Петра Гущи было пересмотрено Минским городским судом, в результате чего срок осуждения был заменен на условный. После своего освобождения «иерарх» БАП(Н)Ц выехал за пределы Белоруссии. В том же году приходская община строящегося храма святого великомученика Пантелеимона в г. Лиде приняла решение о возвращении в юрисдикцию канонической Церкви. После принесения покаяния, данный приход снова вошел в состав Новогрудско-Лидской епархии Белорусского Экзархата. Лишенный священного сана за уклонение в раскол бывший священник Василий Мелешко скончался в 1999 г.[12]
Таким образом, к кон. 1990-х гг. наметился спад религиозной активности БАП(Н)Ц, причиной чему явилось падение морального авторитета автокефального духовенства, разочарование верующих в неканоничном характере названного религиозного сообщества и преклонный возраст «архиепископа» Юрия Рыжего.
Помимо раскольнических группировок, потенциальную опасность для единства современной Белорусской Православной Церкви представляет церковная политика Константинопольского Патриархата. Еще в 1924 г. Вселенский патриарх Григорий VII дезавуировал решение Константинопольского Собора 1686 г. о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Объявляя неканоничным пребывание территорий исторической Киевской митрополии в составе Русской Православной Церкви, Константинопольский Патриархат тем самым способствует развитию в пределах Беларуси и Украины антироссийских церковных движений. В этой связи следует отметить, что непризнанная «Украинская Автокефальная Православная Церковь» официально именует Константинопольского патриарха своим верховным архипастырем. От принятия в свою юрисдикцию украинских автокефалистов и учреждения в пределах Украины параллельной церковной структуры Константинопольский Патриархат во многом удерживает нежелание углублять противоречия во взаимоотношениях с Русской Православной Церковью. Аналогичная ситуация сложилась и в Беларуси, где с 2005 г. действует движение «Белорусы за Константинопольский Патриархат» («Белорусское греко-православное движение»). Возглавляет движение уклонившийся в раскол бывший преподаватель Минской духовной семинарии иеродиакон Василий (Костюк), именуемый «епископом Барановичским». Приняв «архиерейское» рукоположение от украинских автокефалистов в 2004 г., он выехал в США и непродолжительное время совершал служение в «Белорусской Автокефальной Православной Церкви». Уже в 2005 г. Василий (Костюк) спровоцировал внутрицерковный конфликт и был исключен из состава БАПЦ. Вернувшись в Беларусь, он отказался от идеи самопровозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви и призвал православный народ к возвращению в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Одним из средств реализации своей программы «епископ» Василий (Костюк) избрал выдвижение в отношении белорусского епископата множественных клеветнических обвинений, рассчитывая на массовое разочарование в священноначалии Белорусского Экзархата. Иными словами, подготовку к учреждению структур Константинопольского Патриархата в пределах Республики Беларусь лидер «Белорусского греко-православного движения» видел в дестабилизации сложившейся религиозной ситуации.
Значительным шагом в преодолении угрозы церковному единству, исходящей от движения «Белорусы за Константинопольский Патриархат», стала публикация в 2012 г. протокола Архиерейского суда «Украинской Автокефальной Православной Церкви» № 3 от 25 мая 2008 г. об извержении «епископа» Василия (Костюка) из сана[13]. Данное постановление было принято по просьбе руководства «Белорусской Автокефальной Православной Церкви» иерархами, которые в свое время совершили его «архиерейское» рукоположение. На протяжении последующих пяти лет бывший «епископ» Василий (Костюк) умалчивал о свершившемся низложении, продолжая позиционировать себя православным архиереем. Придание широкой огласке информации о лишении сана руководителя «Белорусского греко-православного движения» закрыло перед Василием (Костюком) перспективы принятия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, в значительной степени лишило его кредита доверия со стороны сформировавшегося круга последователей и привело к резкому снижению активности рассматриваемого раскольнического сообщества.
Подводя итоги настоящему сообщению, следует отметить, что проявившиеся еще в кон. 1980-х гг. тенденции к расколу Белорусской Православной Церкви сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Во многом это объясняется политизированностью идеи белорусской церковной автокефалии. Неоднозначная позиция Константинопольского Патриархата в вопросе юрисдикционного подчинения Белорусской и Украинской Православных Церквей в значительной степени укрепляет мотивацию раскольнических движений. Отсутствие на территории Республики Беларусь масштабного религиозного раскола является следствием комплекса объективных причин. Среди них можно отметить также активную миротворческую позицию руководства Белорусской Православной Церкви и усилия светской власти, последовательно контролирующей соблюдение религиозного законодательства и деятельность незарегистрированных религиозных организаций.
[1] Определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 октября 1989 г. // Журнал Московской Патриархии.- 1990.- № 1.- С. 33; Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 30-31 января 1990 г. // Журнал Московской Патриархии.- 1990.- № 5.- С. 6.
[2] Договор между Первоиерархом БАПЦ митрополитом Изяславом (Брукцим) и управляющим Ровенской епархией УПЦ КП архиепископом Серафимом (Верзуном) о совместной деятельности с целью возрождения и восстановления БАПЦ в Беларуси. 10 сентября 1997 г. На 1 л. (на украинском языке). Фотокопия. Архив автора; Совместное заявление Первоиерарха БАПЦ митрополита Изяслава (Брукцкого) и Предстоятеля УПЦ КП патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета (Денисенко) о принципах взаимоотношений между Украинской и Белорусской Православными Церквями. 9 сентября 1997 г. На 1 л. (на украинском языке). Фотокопия. Архив автора.
[3] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 7, 11-17, 55, 60-62, 79; Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя.- Нав.-рэд. савет: У. Конан (адказны рэд.) і інш.- Мн.-Мюнхен: “Беларускі кнігазбор”, 1999.- С. 166-167; Ёрш Сяргей. Вяртаньне БНП. Асобы і дакумэнты Беларускай Незалежніцкай Партыі.- Менск-Слонім: Архіў найноўшае гісторыі, 1998.- С. 80.
[4] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 79.
[5] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 79-87, 99, 105; Ильина Мирослава. Автокефальные смутьяны // Вечерний Минск.- 2005.- 8 июля.- С.4; Спачатку Пятру Гушчу “шылі” адну справу, цяпер прад’явілі іншае абвінавачванне // Народная воля.- 1998.- № 108 (460);
[6] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 85-87; Ильина Мирослава. Автокефальные смутьяны // Вечерний Минск.- 2005.- 8 июля.- С.4; Спачатку Пятру Гушчу “шылі” адну справу, цяпер прад’явілі іншае абвінавачванне // Народная воля.- 1998.- № 108 (460).
[7] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 87.
[8] Арыштавалі епіскапа // Голас Царквы Беларускай.- 1998.- №4.- С. 1; Ильина Мирослава. Автокефальные смутьяны // Вечерний Минск.- 2005.- 8 июля.- С.4; Люди, кому вы верите? «Епископ»-самозванец автокефальной церкви Петр Гуща предстал перед детьми… со спущенными штанами // Народная газета.- 1998.- 22 мая.- С. 6; Япіскап Петр (Петр Гушча) – пакутнік за веру і Беларусь // Голас Царквы Беларускай.- 1998.- №5.- Ліпень- С. 1; Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 88.
[9] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 89.
[10] Спачатку Пятру Гушчу “шылі” адну справу, цяпер прад’явілі іншае абвінавачванне // Народная воля.- 1998.- № 108 (460).
[11] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 90.
[12] Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 91.
[13] Протокол Архиерейского суда «Украинской Автокефальной Православной Церкви» № 3 от 25 мая 2008 г. На 1 л. (на украинском языке). Фотокопия. Архив автора.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии