Тем, кто любит жизнь. Марина Бирюкова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами.

Профессор, толкователь Священного Писания Александр Лопухин так обозначает главную характерную черту апостола Петра, проявившуюся в его письмах: «…живой, конкретный образ мыслей, склонный, ввиду отличающей Петра горячности, легко переходить в побуждение к деятельности». Действительно, первое, что мы чувствуем, когда лишь начинаем читать Послания, — предельная решительность, уверенность, собранность и энергия действия.

А еще — любовь. Любовь к Богу, ко Христу, с Которым Петр общался три года, свидетелем смерти и воскресения Которого он был, неугасимым огнем Которого (см.: Лк. 12, 49) он, Петр, пылает теперь, как неопалимая купина Моисея. Любовь к известным и неизвестным Симону братьям и сестрам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию (1 Пет. 1, 1–2). Любовь и радость за них, радость их спасению:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (там же, 3–4).

Призыв к радости. И сразу — к мужеству в земных искушениях: …дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ (там же, 7–9).

Да, чтобы зажечь других, надо гореть самому. Чтобы подарить другим радость неизреченную и преславную, надо самому ею переполниться. Петр стоит в основании Церкви не только потому, что он был тверд (камень!), но и потому, что его огонь не гаснет, что радостью его Церковь радуется по сей день.

Петр учит каждого обратившегося ко Христу расставаться с ветхим человеком — Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (там же, 14–16). Апостол Петр напоминает нам о том, что мы не тленным серебром или золотом искуплены <…> от суетной жизни <…> но драгоценною Кровию Хрис­та, как непорочного и чистого Агнца (там же, 18–19).

Святой автор Посланий заставляет нас задуматься о том, кто мы. Кто мы в мире — и кто мы, коль скоро мы в Церкви. В мире мы странники, пришельцы — апостол неоднократно (см.: 1 Пет. 1, 1; 1, 17; 2, 11) называет своих адресатов именно так, ведь их Отечество — Царство Небесное, их родной дом — дом Отца, в котором, как сказал Сын, обителей много (Ин. 14, 2). В Церкви же мы — живые камни духовного дома (см.: 1 Пет. 2, 5), род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий (там же, 9–10). Придя в Церковь, мы еще здесь, на земле, обретаем Небесное Отечество, становимся не просто собранием людей определенной веры, а именно народом, связанным кровными узами и имеющим Царя. А слова из тьмы в чудный Свой свет всегда должны быть с нами и подвигать нас к духовному труду: ведь в том, что свет, действительно, чудный, дивный, можно убедиться только на личном опыте.

Но что значит — возвещать совершенства Призвавшего? По сути, здесь речь о нашей миссии. Проповедовать миру Христа мы должны не словами, а, прежде всего, христианским образом жизни: провождать добродетельную жизнь между язычниками (а мы и сегодня между язычниками! — М. Б.), дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения <…> ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (там же, 12, 15).

На словах апостола о покорности всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, от него посылаемым (там же, 13–14) в советские годы спекулировала атеистическая пропаганда: вот, дескать, откуда уже пошла контр­революция церковников! Это сейчас мы понимаем, что такая покорность, иными словами, законопослушание есть условие нормальной жизни в государстве. Но главное даже не это, а то, что сразу за словами о покорности у апостола следуют слова о свободе: мы должны творить доброе дело послушания …как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (там же, 16). Покорись, как свободный, будь свободен, как раб — что это значит? Святитель Феофилакт Болгарский, епископ Охридский, толкуя это место, напоминает нам о заповеди Христовой — отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Святитель подчеркивает: прибавление для Господа означает, что подчиняться начальству нужно именно ради общего блага, ради добра — «…покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх того, посрамляет неверных». Причем повиновение надлежит оказывать именно свободное: свободное от страха, лукавства, человекоугодия «…добродушное и искреннее, без неприязни к ним и не по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, не наружно только, а с расположением сердечным». Однако повиновение земной власти имеет предел: христиане апостольских времен, как и сами Христовы ученики, в их числе Петр, не покорялись власти, требовавшей отречения от Христа, и мы знаем, чем они за это платили.

С социальных отношений апостол переходит на семейные, и здесь современный человек тоже может увидеть парадокс: с одной стороны, апостол призывает жен к послушанию, покорности, ставит их в положение младших, подчиненных, с другой — он оказывает женщине огромное уважение, возлагает на нее важнейшую миссию:

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие(1 Пет. 3, 1–2). Невольно вспоминаются слова одного современного нам пастыря: законная иерархия унижает не человека, а его гордыню…

А дальше мы читаем о том, что очень важно — как для женщины, так и для мужчины — о сокровенном сердца человеке:

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (там же, 3–4).

Это у женщины — плетение волос; у мужчины другие утехи, другие способы украшаться внешне, или, как теперь говорят, подавать себя: физическая сила, удаль, положение в обществе, роскошь, оружие, лошади, может быть… Тогда — удаль, сейчас — крутизна; тогда лошади, сейчас — машины… Меняются времена — меняется все внешнее, а христианский идеал личности остается неизменным. И как во времена апостольские, так и сегодня непросто предпочесть нетленную красоту тленной, сберечь в себе кроткий молчаливый дух, жить не снаружи, а внутри собственного сердца…

В первом Послании апостола Петра есть удивительные слова, как бы освещающие все остальное, все, к чему он призывает своих адресатов: слова о любви к жизни. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот <…> уклоняйся от зла и делай добро (там же, 10–11). Святитель Феофилакт сразу «переводит» эти слова — «кто преобразовывает себя для истинной жизни». Истинная жизнь — Христос; интуитивная, часто до поры неосознанная жажда этой жизни ведет нас сквозь все наши тернии к Источнику; приближаясь к Нему, мы узнаем в Нем свою истинную жизнь, ту, которую можно по­настоящему любить. Грех, зло, которое мы творим, разлучает нас с этой жизнью, покаяние же восстанавливает связь.

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (там же, 15). Эти слова, нередко цитируемые в сегодняшних дискуссиях, — не только о нашей «подкованности» в богословии или церковном Уставе. Они о том, что в наших ответах «требующим» сразу должна быть видна вера, дух которой — не агрессия и напор, а именно кротость и благоговение. Мы не идеологи, не пропагандисты, мы свидетели Истины.

Таковы некоторые уроки святого апостола и мученика Петра, он же галилейский рыбак Симон. Только некоторые — объем публикации не позволяет сказать еще о многом. Он позволяет лишь посоветовать всем открыть и читать Симона — и не только его самого, но и святых толкователей.

Газета «Православная вера» № 11 (655), июль 2020 г.

https://eparhia-saratov.ru/Articles/tem-kto-lyubit-zhizn