ТЕЛЕСКОП И СКРИПКА СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА. Сергей Комаров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Об особом затворе незатворенного сердца.

29 июня Церковь отпраздновала память одного из самых интересных и значительных святых русской истории — епископа Феофана (Говорова). Церковные люди знают его как святителя Феофана Затворника. Он жил не так давно, в этом году исполняется двести лет со дня его рождения. Феофан оставил после себя целую библиотеку написанных им книг, и доброе имя, которое живёт в памяти народа. О жизни Феофана можно говорить бесконечно - так много он успел сделать. Работа в сфере академического церковного образования, исследовательская деятельность в Палестине, крупнейшие научно-богословские труды, епископство... А затем — двадцать два года, проведенные в книжном затворе, в Вышенской пустыни Тамбовской губернии.

Писать и молиться. Молиться и писать. Этим святой епископ дышал, этим жил. Он заперся от всего мира, чтобы только этим и заниматься. «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников», - замечал он. Феофан заперся, но не отгородился. Через почту он разговаривал со всей Русью, ежедневно отвечал на десятки писем. При этом за годы уединения он написал многотомные работы по толкованию Священного Писания, по аскетике и нравственному богословию, сделал множество переводов. Он писал и писал, словно боясь, что кто-то войдет в его келью и вырвет из рук перо. Но это смогла сделать лишь смерть. Так Феофан и оставил наш бренный мир — умер за письменным столом. Умер в день праздника, в честь которого был освящен его домовой храм - на Крещение Господне. Умер в своей одинокой келье, где он двадцать два года служил Богу и Руси молитвой и пером.

На эту келью хотелось бы обратить особое внимание. После смерти святого в ней нашли любопытный перечень вещей. Телескоп, скрипку, два ящика с токарными, столярными, переплетными инструментами; палитру для красок и кисти; станок для выпиливания из дерева; фотографический аппарат, токарные станки, верстак; анатомический атлас, шесть атласов географии общей, церковной и библейской; два микроскопа. Иконы, написанные хозяином кельи. Книги... О книгах — разговор особый. Собрание книг святителя составляло одну из самых богатейших частных библиотек того времени. Помимо духовной литературы, там были научные издания на разных языках, художественная литература — всего более трех тысяч разных книг.

Вот такой затворник — на скрипке играл и в телескоп смотрел! Однако, это совсем не удивительно. Если человек здоров телесно, у него хороший аппетит. Если человек здоров духовно, это духовное здоровье порождает жадность к познанию Бога и Его законов. Христианину — а христианин и есть человек, вставший на путь выздоровления — свойственно хотеть учиться и во Христе пытаться понять весь мир.

В посланиях апостола Павла встречается интересная мысль. Говоря об иудеях, Павел писал, что их умы ослеплены и на них лежит некое «покрывало», мешающее им понимать правильно ветхозаветные Писания (2Кор.3,14). Как же снять это «покрывало»? Оно снимается Христом, верою в Него — пишет апостол.

Но вера во Христа снимает «покрывало» не только с евреев, и не только в отношении Священного Писания — добавим мы. Христианская вера снимает с глаз всякого человека покров непонимания и равнодушия к окружающему миру. Вся вселенная становится интересной христианину, потому что он прозревает за всякой пылинкой мироздания Божию премудрость, и за каждым жизненным событием — глубину промысла Божьего. Под взглядом христианина любая наука обретает полноту смысла, ведь наука изучает Божье творение. Искусство становится подарком верующему — потому что подлинное искусство всегда выражает божественную истину. Любая грань человеческой культуры несет бездну смысла христианину, ибо он знает, откуда что берется, и куда что идет. Вера Христова открывает путь ко всем тайнам мироздания, верующему человеку становится интересен весь мир, который теперь читается им как своеобразная книга действия Божией силы.

Вот откуда эта ненасытность некоторых святых в познании Бога и творения Его. И мне лично — очень понятен в этом смысле святой Феофан. Насколько по-иному начинает восприниматься мир после обретения веры! Как бы хотелось даже и сейчас сесть за школьную парту, и ушами верующего человека вновь прослушать всю школьную программу: биологию, физику, математику, литературу, историю... Чтобы стать на шаг ближе ко Христу, вникая в составленные Им законы.

И недоумение вызывают христиане, не желающие учиться, что-либо читать, узнавать... Да неужели неинтересно познавать Творца не только в молитве, но и в делах рук Его? Неужели может быть скучно во вселенной, которую сотворили руки Господни? Во вселенной, о которой написано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Что же, для Бога это - хорошо весьма, а для нас - скучно?

Крещенный человек - счастливейший из людей. Вера во Христа снимает с него покров невежества, глупости, узости. Бесполезных знаний не бывает — говорил один умный человек. Святитель Феофан учит нас познавать творческую премудрость Христову во всем. В удивительной тайне музыки, в непостижимом действии гениальной живописи. В стройности математических формул, в странных изворотах истории. Во всем, что создал и подарил нам Тот, Кому всю свою сознательную жизнь служил крупнейший мыслитель своего времени, святой и гениальный епископ Феофан (Говоров).

http://pravlife.org/content/teleskop-i-skripka-svt-feofana-zatvornika