ТАТУИРОВКА: СИМВОЛ СВОБОДЫ ИЛИ ПЕРЕЖИТОК ДРЕВНОСТИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В наши дни татуировка является чем-то ультрасовременным и молодежным, одним из самых модных способов «украшения себя» в среде не только подростков и молодежи, но и взрослых людей. Трудно сказать, что имеет большее влияние – мода, влияние среды или желание выделиться.

Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. И мода на видоизменение своего тела – явление древнее, на протяжении тысяч лет существующее у нехристианских народов и африканских племен. Могли ли они тогда предположить, что когда-нибудь татуировка станет элементом молодежной моды третьего тысячелетия?
Что же означает татуировка, как она появилась в обиходе нашего общества, и какой несла и несет в себе смысл? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Немного истории

Итак, слово «tatoo» является производным от таитянского слова «tatau» и маркезанского «tatu», что в переводе означает «знак», «рана», «отметка». По одной из самых распространенных версий татуировки появились случайно. Заметив, что если под поврежденную кожу (раны, порезы) попадало красящее вещество, например сажа, то на ее поверхности образовывались причудливые, несмываемые рисунки, люди стали наносить повреждения намеренно.

Первые образцы татуировок были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым насчитывается по оценкам экспертов не менее 4 тысяч лет, отчетливо видны татуировки.

Считается, что нательные знаки у древних людей выполняли больше информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую функции, чем декоративную. Место расположения, узор и размеры татуировки определялись обычаями и традициями племени. Татуировки наносили также древние славяне, греки, галлы и германцы – но только для того, чтобы совершать магические ритуалы древнего культа.

После того, как в Европе утвердилась христианская религия, татуировки практически исчезли, если не считать традиции клеймить преступников. К примеру, шулерам ставили на тело знак в виде шестигранника, осужденным на галеры делали надпись «GAL», порочным женщинам накалывали лилию на плечо.

О декоративных татуировках в Европе вновь вспомнили много веков спустя, когда мореплаватель Джеймс Кук открыл неизвестные прежде жителям Старого Света острова в Полинезии и Меланезии. Побывав в 1773 году на Таити, он с удивлением обнаружил, что жители острова используют татуировки, чтобы украсить свой внешний вид.


Татуировка длительное время была важнейшим атрибутом криминальной субкультуры. И в наше время на юридических факультетах и в школах милиции студенты и курсанты могут изучить целые атласы, посвященные значению того или иного рисунка у представителей преступного мира.

С начала 1960-х годов татуировка вошла в обиход молодежных группировок, действующих на грани закона, а часто ее и переходящих. Широкое распространение она получила среди байкеров, в среде которых в США часто имели хождение неонацистские идеи. В Россию мода на татуировки пришла лишь в середине 1990-х годов. Этот период стал временем романтизации и героизации всего, что когда-то называли антиобщественным поведением. Именно тогда сам процесс нанесения татуировки приобрел особую значимость, как показатель приобщения человека к групповым ценностям нетрадиционной культуры. В новых условиях татуировка стала играть декоративную и демонстративную функцию, а их носители считали и считают, что демонстрируют свое превосходство, силу, незаурядность, уникальность. Когда-то для людей нательная роспись была и признаком мужественности, и знаком принадлежности к определенному сообществу, и краткой биографией.

Тату и молодежь

Татуировки часто воспринимаются как символ протеста. Для одних татуировка – это способ проявить таким специфическим способом свои романтические чувства. Врачи утверждают, что более чем в 30 % случаев татуировку удаляют девочкам-подросткам, которые хотят избавиться от имени своего бывшего парня. Для других татуировка – произведение искусства, для третьих – символ независимости. Кому-то из молодежи татуировка дает возможность попробовать что-то новое – почувствовать, что у них есть власть над своей внешностью. Татуировки также могут быть символом протеста или нетрадиционного стиля жизни. Это объясняет, почему некоторые из них содержат оскорбительные слова и рисунки, а также вызывающие фразы.

Однако для большей части молодежи татуировка — это просто дань моде. Известно, что мода отражает сплоченность общества и его психологию, предлагая некие шаблоны, помогающие каждому его члену чувствовать себя более или менее комфортно. Но, с другой стороны, мода – страшная штука, создающая стандарты. Ложные стандарты – вот результат следования за изменчивой модой.

Какого эффекта хотят добиться молодые люди от ношения на себе татуировок? Наверняка, если их спросить, для чего ему нужна такая обширная татуировка, он, не задумываясь, приведет кучу аргументов в пользу обладания ею.

С точки зрения психиатрии, татуировка чаще относится к психопатично-индивидуальной среде и в большинстве случаев явление татуировки сопровождает массовые события и изменения в обществе. И все-таки, нанесение татуировки на тело свидетельствует об определенной мотивации человека. О том, что движет людьми, особенно молодыми, когда они принимают решение нанести татуировку и каким рискам они подвергаются, мы попросили рассказать протоиерея Александра Немчинова, психолога Наталью Кожушкину и врача-хирурга Игоря Баринова.

Духовные риски. Мнение специалиста (Протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии)

Мода на татуировки, расширяющаяся инфраструктура тату салонов, по правде говоря, не только удивляет, но и настораживает. Еще лет 25 – 30 назад татуировка была явным признаком принадлежности к уголовному миру или попросту юношеского легкомыслия и безрассудства. Сегодня же «нательную живопись» наносят на себя студенты и врачи, представители творческой и технической интеллигенции. Да что там, молодые люди, которые себя считают вполне православными, приходят в храм, исповедуются, причащаются, могут подойти к священнику и поинтересоваться: «а почему Церковь запрещает делать татуировки?» А то и вовсе попросить на это благословение. Причем, это могут быть не только юноши, но и девушки…

Причин здесь много. Это и молодежная субкультура, где определенный тату-рисунок может быть знаком принадлежности к тому или иному движению. Это может быть и желание хоть чем-нибудь выделиться, как-то проявить свою «индивидуальность». Хотя сегодня татуировка уже никого не впечатляет и поэтому практически не действует как средство эпатажа. В конце концов, многие наносят их просто для «красоты», это же ведь «гламурненько». В любом случае, это погоня за модой, и неизбежно наступит время, когда эта мода пройдет и большинство обладателей расписных телес, конечно же, будут об этом жалеть. Вообще, о моде можно смело говорить как об одной из форм зависимости. А «моднозависимые» люди часто выглядят смешно, сами того не понимая. Вспоминается, как где-то в конце семидесятых, в начале восьмидесятых были распространены импортные женские футболки, которые, разумеется, девочки покупали у спекулянтов, думаю, что не так уж и дешево. На маечке красовалась надпись: “I’M EASY ACCESSIBLE”. Бедные девчата, их уровень владения английским не позволял им понять того, что там написано: «я легко доступна». Но если майка износится и забудется, то от татуажа избавиться гораздо труднее. Выводить его сложно, опасно, да и шрамы все равно остаются. Поэтому большинство глупых татуировок, нанесенных в юном возрасте, так и заклеймят их обладателя до конца его дней.

Но и это не самое худшее в вопросе о татуировках. Повальное увлечение «телесной графикой» свидетельствует, прежде всего, о том, что людям сегодня совершенно непонятна безнравственность рисунков на теле. Можно, конечно, просто сослаться на неопровержимый авторитет Священного Писания, где телесные нарезы и письмена строго запрещаются. (Лев.19.28) Но современному человеку, в том числе и верующему, чаще всего не достаточно показать, что это написано. Важно аргументировано объяснить – почему там так написано. А объяснить это человеку с пробелами в воспитании бывает так же сложно, как и то, почему, например, неприлично держать руки в карманах, сидеть нога на ногу, свистеть. Это уже не говоря о том, что многие сегодня искренне не понимают даже того, что плохого несет в себе ненормативная лексика и нудизм…

Чтобы лучше прочувствовать низменность этого явления, представьте себе состояние художника, который долго и кропотливо работал над портретом, а его работу кто-то, пусть даже и тот, кто позировал, разрисует тушью, чернилами и помадой. Разумеется, для автора это будет глубоко оскорбительно. А ведь человек это не просто творение Божие, а Его образ. Страшно подумать, но ведь это значит, что каждый человек – это в некотором смысла АВТОПОРТРЕТ Самого Бога, который мы искажаем внутренне – нашей греховностью, а внешне – можем расковырять и истыкать «наколками».

Итак, если вам все же пришло в голову сделать на своем теле татуировку, и вы не можете преодолеть собственные противоречия, то вам, прежде всего, нужно запастись добродетелью смирения и просто принять на веру то, что это непристойно и срамно, что желание выделиться в вас побуждаемо гордыней. Ну, и, наконец, то, что от этого вы уже не избавитесь никогда.

Психологические риски. Мнение специалиста (Наталья Кожушкина, психолог)

«Первый – самый распространенный мотив – это способ самовыражения, вызванный стремлением быть оригинальнее и даже моднее остальных. Такие татуировки делают чаще всего в молодости и, как правило, они надоедают их владельцу через несколько лет. Понятен юношеский максимализм: следование анархической моде – демонстративное выступление против всяких законов и порядка. «Какие мы смелые, ничего не боимся, а если что, так мы!..»

Второй мотив – это убеждения. Люди наносят религиозные знаки, эмблемы клубов и организаций, в которых состоят, название команды, в которой играют, флаг родины либо другой похожий символ. Причина подобного шага кроется в стремлении показать другим, кто ты есть, а также убедить себя в том, что ты на самом деле предан своей идее.
Третий мотив бывает вызван комплексом неполноценности и чувством незащищенности, собственной слабости. Люди с таким комплексом делают татуировки в виде устрашающих животных или мифологических героев. Это попытка слабого защититься от внешних воздействий. Говорит о неуверенности в себе. Рисунок, который выбирается человеком для тату, зачастую подчеркивает или обнажает какие-то психологические черты.

Косметическая мотивация – исправить ошибки прошлого, замаскировать шрамы или пигментные пятна.

Статусная мотивация относится исключительно к криминальному миру – там тату действительно служат документом, подтверждением ранга и статуса.
Подводя итог, можно сказать, что посредством определенного символа или рисунка, человек пытается изменить отношение к себе со стороны общества. Он также подчеркивает свое самовыражение по отношению к этому обществу. Под обществом понимаются все, без разбора.

Физические риски. Мнение специалиста (Игорь Баринов, врач-хирург Областной больницы им. И. Мечникова г. Днепропетровска)

– Скажите, какие опасности существуют при нанесении татуажа?

– Во-первых, во время татуажа краска вводится в под эпидермальный слой кожи, чтобы пигмент удерживался и не отслаивался. Краски для татуировки содержат тяжелые металлы (свинец и мышьяк), которые могут стать причиной возникновения онкологических заболеваний, а часто и врожденных болезней (если мамочка решила себя «украсить» рисунком во время беременности), нарушить репродуктивную систему.

Во-вторых, краситель является сильным аллергеном. Аллерген, попадая в организм человека, провоцирует развитие пожизненной аллергии на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, a также на одежду и косметику, в составе которых имеется данное вещество. Этот краситель может привести к развитию ряда дерматологических заболеваний, таких как экзема, дерматит и др.

Особенно опасна татуировка, сделанная при помощи черных чернил, так как в состав чернил, кроме традиционной хны входит такое вещество как парафениленодиамин. Это химическая субстанция, разрешенная к применению в нескольких видах косметической продукции в строго определенных небольших количествах.
Также следует обратить внимание на то, что во время татуировки высок риск занести под кожу микробы и вирусы. Можно заразиться ВИЧ-инфекцией, гепатитом, сифилисом. Нанесение татуажа вызывает длительное раздражение нервных волокон, снижение местного иммунитета, после чего могут появиться даже герпетические высыпания.

– Если человек понял, что сделал глупость – есть методы выведения татуировок?

– Существуют различные методы выведения татуировки, но шрамы, которые остаются после, радости их обладателю не приносят.

Мне кажется, что взвесив все это, здравомыслящий человек пройдет мимо салона татуажа, задумываясь над истинной красотой. Ведь красота человека не во внешности, истинная красота отражена в его душе, и глаза красивы, когда они светятся любовью и добротой.

Самарянка