Таможенный пост на пути к Пасхе. Протоиерей Максим Козлов
Предлагаем расшифровку передачи «Вглядываясь в традиции» радиостанции «Эхо Москвы», в которой прозвучало слово к Великому посту протоиерея Максима Козлова.
Итак, завтра Великий пост – никого не удивишь. Времена не советские, кто из кино, кто из газет, но, думаю, все мы знаем, что отцы-пустынники, жёны непорочные пушкинские — это именно то, что относится к завтрашнему и последующему дням.
Слово «пост» — в данном случае славянское, соотносится и с тем, что мы знаем под этим наименованием в нашей жизни обычной. Кроме постов на КПП, вспоминайте, служвшие, постовых на тумбочках в армейских учреждениях. Есть ещё и пост таможенный, который проходим мы всякий раз, когда вылетаем куда-нибудь туда, на дивный прекрасный райский остров, к зелёному океану, к разноцветным рыбкам, к солнцу, которое не только светит, как у нас, но и греет ещё, оказывается. Нам туда безумно хочется. И вот последним рубежом, кроме строгого пограничника, конечно же, является не менее строгий таможенник. Мы знаем, что что-то можно с собой протащить: бутылку воды, например — может быть, и махнут рукой. А что-то посерьезнее – пистолет или пакетик марихуаны – никак нельзя брать. Ради чего-то более значимого, большего приоритета в моей жизни приходится оставить некоторые вещи на таможне — и мы оставляем.
То же самое и пост в христианской традиции. Конечно, только в том случае, если хочешь достигнуть Пасхи не только как повода сходить в ресторан, чтобы потом, посмотрев в течении пяти минут крёстный ход, вкусно покушать… А Пасхи как того, что (поверьте, даже если не были тем, кто эти слова говорил и писал) иные переживали и переживают как совершенно необыкновенный опыт неба на земле. Даже на уровне эмоций, психологии не нужно других доказательств существования Бога, кроме торжества Пасхальной ночи. Но, чтобы иметь право поставить над собой этот эксперимент, нужно от чего-то отказаться. Но ещё одна есть тому побудительная причина.
Времена нынче для христиан внешне лёгкие, я бы даже сказал — довольно паскудные. Потому что всем нам известно, что для Церкви лучше, когда её несколько притесняют. Сейчас христианином быть совсем не затруднительно. Никак не случится с тобой того, о чем мне рассказывала старая преподавательница университета, когда её, молодую студентку, в тридцатые годы оскорбила за веру молодая московская гражданка. Не поленилась подойти, плюнуть ей в лицо, сказав: «На тебе за твоего Бога!». Кто из нас что-то подобное переживал?
У нас есть возможность немного почувствовать цену того, что называется христианством. Ну, я могу ради Того, на веру в Кого претендую, отказаться от отбивной, от биатлона и фигурного катания? Ограничить себя в посещении интернета? А потом, глядишь, заметишь троюродную тётю, у которой не был с полгода. Вдруг найдешь время проверить с детьми уроки и начнешь встречу с женой вечером не с упреков за неубранные тапочки и грязную посуду. Не Монблан духовности, конечно, но для каждого из нас все-таки важное достижение. Можно не употреблять славянского слова «трезвение», а сказать простым словом «самоконтроль». Если мы в дни Великого поста самоконтроль соединим с целеполаганием, то у нас будет шанс что-то небанальное, выходящее за рамки обыденного «дважды два — четыре», пережить через семь недель. Можно рискнуть!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии