Так ли плох азарт, или Куда применить азартную составляющую души. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Кто может с уверенностью сказать, что устоит перед таким сильным искушением как деньги? Фото: tvc.ru

Окружающий мир всегда был полон искушений, но концентрация этих их может быть разной. Нам с этим не очень повезло – ныне наш мир кишит соблазнами. Впрочем, как всегда.

Не зря многие подвижники уходили в пустыни, леса и пещеры. В человеке удобоприклонность ко греху настолько сильна, что в борьбе с ней лучше минимизировать всякие провоцирующие пороки факторы. Однако же, сегодня большинство из нас живет в городах, т.е. в местах с максимальной концентрацией искушений. Мы постоянно видим людей уровень жизни которых превосходит наш, что может способствовать формированию зависти и желания самому жить хорошо и богато.

Один из вариантов теоретически позволяющий достать быстро и много денег – лотерея. Нам кажется, что подобного рода игры – вещь современная (ну, в крайнем случае, не старше 100-200 лет). Но, это не так. Первая лотерея была придумана и запущена в далеком XV веке.

24 февраля 1466 года, в 25-ю годовщину смерти своего мужа, вдова художника Яна ван Эйка, в городе Брюгге (современная Бельгия), устроила лотерею, посредством которой хотела собрать средства для помощи местным беднякам. Как видим, все началось, как часто это и бывает, с дела весьма добродетельного. Т.е., возможно, дело не явлении как таковом, а в нашем к нему отношении. А именно – в азарте, способном довести до болезненной зависимости.

О лотереях, в частности, и об азарте, в общем, мы и поговорим.

«Азарт» не равно «азартные игры»

Если строго следовать этимологии слова «азарт», то в переводе с французского оно означает «риск» или «случай». Т. е. изначально, ничего предосудительного в этом слове не было. И даже напротив, азарт в как-то мере просто необходим в любом деле. Однако сегодня этот термин приобрел гораздо более широкое значение.

Мы часто говорим об азарте, как о сильной увлеченности чем-либо и в таком понимании, он может иметь как откровенно греховное, так и добродетельное содержание. Проблема понимания, что такое азарт, пожалуй, связана с тем, что сам термин пришел в русский язык вместе с петровскими реформами, только в самом начале XVIII века.

Азартные игры, т.е. те игры, в которых победа зависит не от ума, смекалки, логики, ловкости, силы или иных естественных человеческих факторов, а от случая – являются тяжелой страстью, противостоять которой крайне трудно, а нередко – практически невозможно. Игро- или лудомания, как любая другая «мания», является патологическим психическим расстройством, несущим тяжелые последствия как для самого игрока, так и для окружающих людей и требующим квалифицированного лечения.

Но нужно понимать, что игро-, как наркоманом никто изначально быть не собирается, все начинается с установки: «Я только попробую». Вообще людям часто кажется, что они умнее остальных, и происходящие беды других уж их самих никак не коснуться. Это относиться ко многим аспектам жизни, начиная с азартных игр и заканчивая воровством цветного металла в трансформаторных будках и хождением по льду во время оттепели.

Церковь всегда негативно относилась к любому бессмысленному риску, будь то в отношении жизни вообще, или к частным ее проявлениям.

Церковь всегда негативно относилась к любому бессмысленному риску, будь то в отношении жизни вообще, или к частным ее проявлениям. Поэтому, даже не стоит пробовать играть, иначе остановка нас ждет уже тогда, когда все вокруг будет разрушено. Не мы первые, не мы последние. История азартных игр корнями уходит в глубокую древность.

Есть, например, легенда, что игру в кости изобрел египетский бог Тот. Первые свидетельства увлечения азартными играми со стороны христиан, относится к концу II века, но более массовый характер данное явление приобрело уже в VI-VII веках. Об этом в своем знаменитом кодексе пишет святой император Юстиниан, где, в частности, отмечает, что все это приобрело черты болезненного недуга. Естественно, что как только стало понятно, какое зло несут азартные игры, Церковь сразу же вступила в борьбу с ними, которую ведет и по сей день.

Одно из наиболее ранних свидетельств критики азартных игр связано с именем Климента Александрийского, писавшим следующее:

«Мужчины не должны шататься по баням и питейным домам, болтая всякий вздор, и, наконец, они должны перестать охотиться за мимо проходящими женщинами; притом же они, мужчины, так неутомимы в злословии других, имея в виду возбуждать смех. Должны быть запрещены, далее, игра в шестисторонние кости, а также удовлетворение корыстолюбия посредством четырехсторонних костей, чему так охотно предаются. Такого рода забавы изобретает расточительность ради праздных людей. Да и изнеженность так же стала причиной этого явления. Любят вещи, ничего не стоящие, лежащие вне области истины; да и нужно помнить, что нет ни одного развлечения, которое не сопровождалось бы потерей».

«Азартную» энергию христианин может и должен направить в правильное русло. Фото: pinterest.ru

Кто-то, возможно, скажет, что одно дело рулетка, карты, тотализатор, а другое – лотерейный билет. Да, в этих видах азартных увлечений действительно есть разница. Но встает вопрос: «А не закончится ли купленный лотерейный билет той смой рулеткой или игровыми автоматами?». Ведь в данном случае, как и с прочими страстями, все начинается с убежденности: «Я только разочек».

С другой же стороны стоит взглянуть на мотивы играющего в лотерею человека. Кто-то, возможно, таким способом пытается избежать одиночества, кто-то хочет кого-то впечатлить, но как бы там ни было основной мотив связан с быстрым приобретением богатства. Благочестивой такая установка, гипотетически, может быть лишь в том случае, если человек приступает к игре крайне (!) редко и выигрыш планирует потратить на какое-нибудь благое дело. Сыграл, выиграл, остановился.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

Но кто может с уверенностью сказать, что устоит перед таким сильным искушением как деньги? В остальном, пусть нас наставит царь Соломон: «Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет» (Притч. 21, 25-26)

«За» и «Против»

Скажем еще вот о чем. Апостол Петр пишет: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Петр. 4, 7). Есть ли благоразумие в азартных играх или той же лотерее – нет.

Апостол Павел, в своих знаменитых словах наставляет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Есть ли гарантия, что игры меня не увлекут и не станут владеть мной – нет.

В другом же послании он пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28). Есть ли полезный труд в лотерее – нет.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3, 5), – снова нам говорит Соломон. Кто-либо, покупая лотерейный билет, а тем более играя, надеется ли на Бога – нет.

Снова апостол Павел указывает: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6, 8-9). Человек, покупающий, лотерейный билет довольствуется ли тем, что имеет – очевидно, что нет.

Отсюда несложно сделать вывод – азартные игры в любых проявлениях и формах – противоречат самому духу Библии и христианской жизни.

С другой же стороны, как я отметил выше, под азартом мы сегодня также понимаем некую сильную увлеченность. Скажем так, «азартная стихия» может быть в человеке достаточно сильной, а потому нужно уметь дать ей правильный выход. В хорошем смысле азарт проявляется, например, в учебе, а затем и в профессиональной деятельности, в особенности, если эта деятельность связана с помощью другим. Без изрядной доли азарта человеку было бы сложно решиться на любой риск в жизни, столь необходимый при подготовке тех же спасателей, пожарных или военных.

Думаю, что известные композиторы, художники и писатели также творили под влиянием азарта. Главное, чтоб в таком изложении азарт не затуманивал рассудка, не лишал трезвомыслия, и не становился самодовлеющей ценностью. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10), – это ли не замечательный пример того, как «азартную» энергию христианин может направить в правильное русло.

*   *   *

Бог создал человека свободным. В результате грехопадения эта свобода была частично утрачена, но свое значение она все же сохранила. У каждого из нас есть «набор инструментов», используя который, мы можем по доброй воле достичь блаженной вечности. Не исключение здесь составляют и азартные люди, просто данным им «инструментом» нужно уметь правильно воспользоваться, ведь как писал Николай Лосский: «Только свободные существа могут быть носителями нравственного добра и других абсолютных ценностей. Только свободные существа, добровольно вступающие на путь единения с Богом, как живым идеалом совершенства, заслуживают имени сынов Божьих. Только свободное существо способно самостоятельно участвовать в действии Божьем, или входить в живой совет с Богом».

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/77801-tak-li-ploh-azart-ili-kuda...