Так автокефалия или все же митрополия Константинополя? Александр Ермоленко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фанар созывает «свое стадо» под омофор Константинопольского Патриарха

Будущее президентского Томоса все более туманно. Фанар великодушно даст автокефалию, или все же присоединит украинских раскольников к своей Церкви? 

Эпопея с Томосом начинает напоминать какой-то низкопробный сериал. Вместо того, чтобы заниматься каждый своими делами (чиновники – государственными, а молитвеники – молитвенными), есть ряд спикеров, которые постоянно вбрасывают дрова в затухающий костер президентской автокефальной инициативы. 

После того, как ко дню 1030-летия Крещения Руси обещанный Томос в Украине не появился, в рядах сторонников «Единой поместной церкви» царит некоторое замешательство. Из уст автокефалистов и сочувствующих им СМИ звучат противоречивые прогнозы и объяснения того, что же будет дальше.

Одним из таких прогнозов «церковной погоды» поделился заштатный клирик РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун).

«Наиболее вероятный сценарий – Томос будет подписан на заседании Священного Синода 10 сентября, – заявил архимандрит Кирилл. – Он уже написан, а будет подписан. Второй сценарий – Томос сразу не подпишут, а восстановят Киевскую митрополию, а уже потом ее трансформируют в автокефальную Церковь; третий сценарий – на Синоде примут решение о временной отсрочке украинского вопроса».

Напомним, ранее информированный архимандрит заявлял, что на Фанаре сами не знают точной даты какого-либо решения. Также он утверждал, что действия Константинопольской Церкви должны быть привязаны к проведению «Объединительного собора».

Честно говоря, все это напоминает гадания на кофейной гуще и очень отличается от первоначальных пафосных ликований автокефалистов, когда тот же архимандрит Кирилл заявлял, что «Томос уже написан».

СМИ не отстают и тоже вносят путаницу. Чего, например, стоит «новость» от 2 августа издания «Зеркало Недели» о том, что 10 сентября состоится... «Всеправославный Собор»! Эту ахинею успели разнести и многие другие СМИ, в частности, о ней поведал один генерал-лейтенант(!) в интервью на сайте «Апостроф»: «10 сентября в Константинополе состоится Всеправославный Собор, на котором, надеемся, оформят решение о предоставлении Украине Томоса».

Казалось бы, «ЗН» является серьезным изданием и не может допускать столь грубых ошибок и путать Синод с Всеправославным Собором. Но что говорить о СМИ, если даже самые авторитетные «эксперты» по вопросам автокефалии допускают эпические промахи.

Ведь запутался и сам архимандрит Кирилл. По его словам, именно 10 сентября должен был состояться Синод Константинопольской Церкви и подписание «уже написанного» Томоса.

Позже отец Кирилл извинится за внесенную путаницу – мол, не учел, что из-за собрания архиереев Константинопольского Патриархата сентябрьский Синод пропускается.

«Я чуть ошибся в своем допущении... Синод пройдет не в сентябре, а 9-10 октября. Эта отсрочка не связана с каким-то предательством, а процедурными моментами. В сентябре будет проводится важный форум – Синаксис, который внес определенную аномалию в ритм соборных событий Вселенского Патриархата.

Поэтому все идет по плану, а я благодарю своих друзей в Константинополе, которые вовремя заметили мою ошибку и исправили меня».

Интересно, почему «друзья из Константинополя» не рассказали отцу Кириллу и все остальное? Ведь если они снабжают его такой эксклюзивной информацией о том, что Томос написан, то могли бы рассказать и прочее – например, какое решение примет Синод?

После извинений отца Кирила издание «Левый берег» опубликовало новость о том, что Синод... «перенесли», ссылаясь на «собственные источники из церковных» кругов. Зная о тесных отношениях отца Кирилла с шеф-редактором «ЛБ» Соней Кошкиной, можно предположить, что «собственным источником» послужил именно он. Правда, заголовок снова невпопад, но это уже мелочи.

Похоже, спикеры ЕПЦ окончательно запутались в «показаниях» и начинают сами себе противоречить и спорить друг с другом. Вся эта дикая сумятица в стане автокефалистов лишний раз подтверждает тот факт, что никто из них не знает о настоящих планах Фанара. Все эти даты «окончательных» решений, сценарии, «написанные томосы» берутся ими «с потолка». С единственной целью – продолжать доказывать обществу масштаб и значимость собственной личности.

После того, как отец Кирилл назвал среди возможных вариантов развития событий создание подконтрольной Фанару митрополии, с резкой критикой подобных допущений выступил спикер Киевского патриархата Евстратий Зоря:

«За 5 месяцев (с апреля и до сих пор) процесса церковно-государственных переговоров ни разу даже сама возможность сценария "промежуточной митрополии" не обсуждалась – ведь все стороны признают нереалистичность идеи, которая будет не решением проблемы, а ее осложнением».

Мол, даже думать не смейте о том, что возможен такой вариант. Только автокефалия – только хардкор!
По его словам, тему с митрополией «разгоняет» через «свои каналы» Москва.
Но что же тогда получается – архимандрит Кирилл тоже рука Москвы?

А может, рукой Москвы можно назвать самого Патриарха Варфоломея, послание которого зачитал 28 июля на Владимирской горке митрополит Галльский Эммануил? Ведь там были такие слова: 

«Теперь мы можем на весь мир объявить – Пастырь добрый собирает свое стадо и призывает под омофор Константинопольского Патриарха

Конечно, можно вспомнить широко растиражированные слова из того же послания, о том, что конечной целью Фанара в отношении украинского Православия является автокефалия. Однако конечная цель может наступить через пять лет, может через десять, а может и через 500! Никакого противоречия в этих словах нет и быть не может. А пока суть да дело, можно скоротать время и в структуре Константинополя.

И тут наши взоры обращаются к личности главы Киевского патриархата Филарета, который однозначно заявил, что главой будущей ЕПЦ может быть только он, и никто другой.

Картинки по запросу ющенко варфоломей

Патриарх Варфоломей и президент Виктор Ющенко, Киев, 2008 год

Вспомним события 10-летней давности. Ведь тогда в Киев на празднования 1020-летия Крещения Руси приезжал не митрополит, а сам Патриарх Варфоломей. И тогда, по свидетельству самого Филарета, УПЦ КП была близка к тому, чтобы стать частью Вселенской Церкви. И пускай без всякой автокефалии, пускай путем присоединения к Константинопольскому Патриархату, но тем не менее. 
Однако Филарет отказался. Как он сказал впоследствии: «Вселенский Патриарх предложил нам модель, которая нас абсолютно не устраивает... Нам рабство не нужно. Мы хотим иметь свою Церковь. И поэтому это предложение Константинополя мы отвергли!»

Однако, может, дело не в рабстве, а в том, что Филарет просто не хотел отдавать власть? Ведь в таком случае он терял свое патриаршество и не имел никаких гарантий на руководящие должности в дальнейшем.

Процитируем письмо Филарету от Мефодия, главы УАПЦ того времени:

«Простите, но мне вспоминаются события того дня, когда Святейший Патриарх Варфоломей покидал Украину. Тогда, в Секретариате, Вы выглядели как человек, потерявший почву под ногами: бледное, усталое лицо, смущенный, растерянный взгляд, потоки пота стекали со лба, согнутая жизнью фигура ... Вспоминаются мне и Ваши слова: "А где гарантии, что меня выберут Предстоятелем?!"

К Вам подошел человек, которого знают и уважают во всей Украине, человек, имя которого связано с возрождением украинской государственности: "Ваше Святейшество! Вы хотя бы раз подумали о государстве, о молодом священстве, которое не признается нигде в мире, – что с ними будет после Вас?"

Не имея что сказать в ответ, Вы только повторяли:

"Я – патриарх ... Владыка Варфоломей должен был со мной встретиться ..."

И услышали в ответ горькую правду:

"Какой Вы патриарх? Кто Вас признает? Президент хочет Вам помочь, хочет, чтобы вы были признаны миром, а Вы не даете этого сделать!"

Можно было бы рассказать и о других обстоятельствах того дня, однако мы не считаем целесообразным это делать публично. Суть не в этих подробностях, а в том, что в то время Вы, Владыко, к сожалению, обнаружили слабость духа и не нашли в себе мужества отказаться от должности и властных полномочий, нанося этим предательский удар и по Президенту, и по всем патриотическим силам страны».

Наверное, суть в том, что, игнорируя духовные законы и идя на поводу у своих страстей, ты никогда не сможешь достичь желаемого. Во всяком случае, в Церкви это точно так.

Уйди Филарет со своего поста в 1991 – и не было бы никакого раскола в украинском Православии.

Согласись Филарет в мирном и спокойном для Украины 2008 отречься от своего «патриаршества», возможно и была бы уже в Украине одна Церковь.

Возможно, сейчас Господь дает Филарету еще один шанс сломить свою гордыню, покаяться и дать обманутым им украинцам стать православными.

Во всяком случае, надежды украинских политиков на то, что Константинопольская Церковь, без всякой для себя пользы, пойдет на всеправославный конфликт только ради удовольствия легализировать схизматическую структуру и к тому же поставит в ее главе анафему, становятся все призрачнее и призрачнее.

http://spzh.news/ru/zashhita-very/55533-tak-avtokefalija-ili-vse-zhe-mit...