Тайны мира демонов в истории гадаринских свиней. Протоиерей Игорь Рябко
Воскресное чтение о исцелении бесноватого и гибели гадаринских свиней приоткрывает нам небольшое окно, позволяющее судить о внутренней жизни бесов.
Священное Писание единственный источник Откровения, из которого мы черпаем наши знания о духовном мире. В нем практически нет сведений о внутренней жизни мира ангельского и демонического. Воскресное чтение о исцелении бесноватого и гибели гадаринских свиней приоткрывает нам небольшое окошко, позволяющее судить о внутренней жизни бесов.
Из него видно, что жизнь демонов проходит в тени предчувствия вечных мук. «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» Мф (8:29). Гадаринский бесноватый повторил почти в слово в слово то же самое, что и Копернаумский: «Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» Мк 1:24. Сатанисты утешают себя обещаниями дьявола, что они будут в аду не в числе мучимых, а в числе мучителей. Наивная вера бесноватых людей. Сами демоны готовы унижаться и скулить у ног Творца и просить, «чтобы не повелел им идти в бездну» Лк.8:31. Значит им самим там, мягко говоря, не комфортно.
Просьба демонов послать их в стадо свиней, выглядит тоже не логично. Обитать в трупах погибших животных бесы не могли. Погубить свиней ради того, чтобы не дать возможности Христу проповедовать в Гадаринской стране, означало бы то, что они смогли лукаво обмануть Иисуса, сделать пусть и небольшой, но все же реванш. Но мне с этим тоже трудно согласиться. К тому же миссию проповеди среди жителей этой страны все равно взял на себя бывший бесноватый. Он сам являлся зримым образом власти и силы Спасителя для ее жителей. Но кто сказал что мы должны приписывать свойства логики и «здравого смысла» миру демоническму?
Какая логика идти против Бога? В чем смысл жить без покаяния в предчувствии вечных мук? Бесы не созданы Богом таковыми. Это павшие ангелы, которые также, как и человек имеют свободу воли. В своем выборе по отношению к Богу они остаются такими же свободными, как и человек. Господь ни за кем не сжигал мосты. Дорога с Его стороны назад по прежнему открыта. Так почему же зная, что их ждет, предчувствуя это, демоны по прежнему упорствуют во зле? Нам было бы сложно это понять, если бы представители нашей, человеческой природы, не иллюстрировали это на своем примере.
Мир людей, в определенной степени отражает в своей истории борьбу демонов и ангелов. Люди – это иконы мира ангельского или бесовского, которые воплощают в своей жизни волю того или иного мира. Бог очень редко действует в мире непосредственно и зримо, вторгаясь в нашу земную историю своей Божественной волей. Как правило Он действует через своих святых людей, которые являются проводниками Его святой воли. История Ветхого Завета нам это подробно иллюстрирует. И взаимодействуют в этом служении с ними светлые ангелы. Так воплощается на Земле замысел Божий.
Но ведь то же самое происходит и по ту сторону фронта. Войско бесноватых людей творит на Земле волю дьявола, а полчища демонов помогают им в этом. Кто-то скажет, что эти люди не верят в Бога, и не знают, что их ждет, они не понимают, что являются слепым орудием демонов. С этим можно было бы согласиться, если бы люди были биороботами без ума и воли. Но это не так. В самой природе человека укоренено понимание добра и зла. Оно неистребимо даже в самом отъявленном грешнике. Любой человек всегда в глубине своего сердца знает – что он делает и чему служит. Другое дело, что это понимание он замуровывает самооправданием и ложным смыслом. Но никто не сможет на суде Божьем оправдаться в неведении добра и зла.
Как часто люди, начиная строить рай на земле, осознают их творение все больше и больше начинает походить на ад. Много ли из них нашли в себе мужество покаяться и признать, что были не правы? Кто из архитекторов и строителей многочисленных революций, которые замешивались ради «светлого будущего» на бетоне страданий, горя сказал во всеуслышание:«Мы были не правы, это ложный путь»?
Зато сколько из них таких, которые в своей осатаневшей воле шли дальше и дальше, уже упиваясь самой властью и возможностью проливать кровь и причинять страдания другим людям. На этом пути человек меняется. Все то доброе, что в нем было – уходит, а остается лишь злая, закостенелая, непоколебимая демоническая воля и гордыня.
И этим людям можно задать тот же вопрос, что и демонам, вышедшим из гадаринского бесноватого – зачем вам трупы свиней? Оглянитесь назад – за вашей спиной руина! Посмотрите вперед: все, что вы можете – это только уничтожать и разрушать. Так зачем же вы это делаете? Кому какая польза будет от этого пепелища? Зачем вам это? Когда гадаринский бесноватый стал таковым, он не пошел играть на музыкальных инструментах, не стал строить дом или копать колодезь. Он пошел биться головой о камни, жить в гробах, разрывать свои цепи и пугать всю округу. В чем же смысл для демонов жить в нем? Какой итог реализации этого беснования? Его нет. Зло существует просто ради зла. В этом весь его смысл и вся логика. Да, бесы боятся и знают, что их ждет, но при этом предпочитают зло, как высшую ценность своего существования.
Как дьявол набирает своей войско? Чего нам нужно бояться? Откуда ждать нападения? Путь бесов к нам лежит через мысли в сердце. Иногда, как нож под сердце, внезапно загоняют в нас свою эмоцию, желание, молнию ада. Это то поле боя, о котором знают, увы, единицы, даже из воцерковленных христиан. Многие думают, что главное это то, что вышло на поверхность в виде слова или дела. Но на самом деле это уже следствия того, что произошло внутри. Основная же борьба идет в наших умах и сердцах. Почему святые отцы-исихасты учили и монахов и мирян умному деланию? Да потому, что умная молитва, постоянно и с вниманием произносимая в сердце, – это непрекращающая пулеметная очередь кладущая наповал все нечистые мысли, приходящие нам на ум. Патроны этот пулемет берет в сердце, от чувства молитвы, прицел в уме – где находится внимание к молитве. При таком делании ни один вражеский помысел не сможет укрыться от этих пуль.
Вот поэтому диавол, зная все это, так боится, когда христианин углубляется в молитву. Он ищет любых благовидных поводов, чтобы тот всю свою «духовную жизнь» проводил во вне. Западное христианство уже давно забыло, что такое внутренняя брань. Но и у нас спасение стало пониматься, как духовно-полезное накопительство зачетных балов в корзине добрых заслуг. А ведь важно не только, и даже не сколько то, что ты в жизни собрал, а то, каким ты стал изнутри. Воин Христов – это прежде всего человек с чистым сердцем и умом. И все то, что он делает во вне, это уже следствие его чистоты.
Духовно чистый человек не может делать зла по умолчанию, он на это просто не способен. Но, если мы делаем добро не потому, что так говорит нам наша внутренняя непоколебимая убежденность, основанная на вере в Бога, не потому, что так требует наша внутренняя правда и совесть, а потому, что так «положено», что так «захотелось Богу», то мы еще далеки от спасения. Мы – ненадежный элемент войска Божьего. Любая шальная пуля вражеского помысла может пробить бронежилет нашего ума, войти в сердце. И тогда там станет жить диавол, чтобы пасти в нем гадаринских свиней.
Страшна в этом евангельском повествовании не смерть свиней, а реакция на нее гадаринских жителей. Похоже, что бесы нашли в них свое убежище, иначе бы они не просили Христа удалиться от пределов той страны, а пригласили бы Его в свой дом.
http://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/57429-tajny-mira-demonov-v-istori...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии