ТАИНСТВО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Беседа на апостольское чтение 12-й Недели по Пятидесятнице.
В одной из притч о Царствии Божием Спаситель однажды сказал ученикам: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:26–27). Интересно выражение: «не знает он». Если слова «человек бросит семя в землю» однозначно указывают на Христа, бросающего семя Евангелия в сердце человеческое, то словосочетание «не знает он» никак не может относиться к Нему же, ибо Он Бог и знает все. О чем же здесь сказано? Возможно, в этом месте Писание сообщает нам следующую мысль: после принятия семени евангельской проповеди в человеческой душе начинается процесс постепенного созревания Царствия Божьего; и это есть тайна, не поддающаяся рациональному анализу.
Действительно, таинство духовной жизни очень похоже на прорастание семени в земле – так же медленно и незаметно, через опыт умирания и воскресения, движется сердце к новой жизни и приносит духовные плоды. Как земля до появления первых зеленых побегов скрывает в себе порядок роста семени, так и в человеке наличие религиозной жизни познается только по плодам ее. Предшествующая же урожаю история развития в человеческом сердце евангельского семени – слова Божьего – часто остается до конца непонятной даже и самому человеку. Произнеся впервые: «Верую», мы вступаем в неподвластную нам и непостижимую духовную реальность, где «побеждаются уставы естества», ломаются логические схемы и рушатся все рассудочные теории.
В то же время верующий, накапливая опыт, приобретая «ум Христов» (1 Кор. 2:16), с годами жизни в Церкви начинает различать действие определенных духовных законов, по которым растет и правильно развивается семя веры в земле сердца. Об этих установленных Богом законах много писали святые отцы в своих аскетических творениях. Как раз об этом и говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, приоткрывая для нас край завесы над «святое святых» – тайны возрастания слова Божьего в человеческой душе.
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1–2). Давайте поразмышляем над этими словами.
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам». Вера зарождается в большинстве случаев с услышанной проповеди. «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (1 Кор. 10:14). Принятое слово Божие, опустившись в глубину сердца, начинает свою тайную работу, подобно закваске в тесте. Однако услышанное однажды все время нуждается в напоминании. Таков человек! Ему свойственно забывать важнейшие вещи. Удивительна, например, наша особенность все время забывать, что нам предстоит умереть. Если бы мы помнили это всегда, то жили бы совсем по-другому. Также из нашей памяти постоянно уплывает сознание того, что Бог видит все наши дела и даже сокровенные мысли. Помни мы об этом, количество наших грехов основательно сократилось бы.
Поэтому, как ни странно, даже такие великие истины, как Воскресение Христово, или грядущий Страшный суд, или несомненный факт нашей собственной смерти нуждаются в постоянном напоминании. Наверное, главным образом для этого и нужны проповеди на каждой службе.
Говоря о том же семени, Павел продолжает: «... которое вы и приняли...» Сегодня, братья и сестры, евангельское благовестие так или иначе слышали все. Трудно найти людей (по крайней мере в нашей стране), которые никогда не бывали в храме или не слышали проповеди. Слышали все, а приняли – единицы. Почему? К ответу на этот вопрос подводит притча Спасителя о сеятеле: «Вышел сеятель сеять...» (Мф. 13). Согласно этой притче, принятие семени зависит от состояния земли. Возделана ли она, глубока ли, нет ли в ней камней, не произрастает ли она терние в изобилии?
По толкованию Самого Христа, земля есть человеческое сердце. У современного человека земля эта затоптана и завалена мусором. Трудно семени слова Божьего взойти в такой почве. Гордость невежества, непоколебимость самолюбия, жадность и наглость потребительского сознания, культ эгоизма, взгляд на мир как на ресурс обслуживания наших страстей или как на сцену для самовыражения – вот те камни, которые мешают росту семени; вот терния, заглушающие его. Тяжело современному человеку приклонить свою непокорную шею под благословенное иго Господних заповедей. Пришедшие в Церковь в зрелом возрасте наверняка хорошо помнят, как приходилось ломать себя первое время. Спина в поклон не гнется, какой-то внутренний стыд не дает перекреститься; кажется, что в храме все на тебя смотрят с насмешкой; невозможно подняться с постели на воскресную службу; на исповеди язык присыхает к гортани; быстро устаешь от богослужения… И тянет зайти в храм, и в то же время что-то отталкивает. И нравится вроде Евангелие, и тут же внутри поднимается какой-то внутренний протест. Вот так миллионы наших соотечественников годами ходят мимо храма и не могут преступить грань между неверием и верою, смертью и жизнью, гибелью и спасением, пустотой и смыслом.
Нам, церковным людям, Господь даровал принять евангельское семя. Но «принять» – это еще не все.
После принятия слова Божьего нужно в нем утвердиться. «В котором и утвердились», – добавляет Павел. Очевидно, что дар Божий требует ответного усилия с нашей стороны. Евангелие в этом смысле можно уподобить новой компьютерной программе, которая сама по себе, без участия человека, работать не будет. Ее нужно инсталлировать, запустить, научиться работать в ней, беречь ее от вирусов. Утвердиться в Евангелии – значит запустить эту программу спасения в своей жизни, начать процесс актуализации евангельских смыслов в повседневности, в быту.
А утвердившись таким образом, мы вступаем на твердый путь спасения. «Которым и спасаетесь», – продолжает апостол. Принятое в сердце, попав на добрую почву души честной и зрелой, понявшей нечто важное о жизни, слово Божие входит в полную силу и меняет человека до неузнаваемости. Но Павел напоминает об обязательном условии спасения: «если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Вот неожиданный удар, который нужно выдержать! Оказывается, можно уверовать «тщетно». Можно стать как «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5), о которых пишет Павел к Тимофею. Можно быть кем-то, но не тем, «чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Можно казаться гробами окрашенными, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). А чтобы быть тем, чем мы должны быть, говорит Павел, нужно «удержать преподанное». Что это значит? Сохранить неповрежденным единство в духе и в учении и не дать погаснуть огню веры.
Итак, вот цепочка, выстраиваемая Павлом. Приняв слово Божие, необходимо в нем утвердиться – уразуметь его и начать жить по нему. Начало же жизни по Евангелию означает вступление в благословенные ряды спасаемых – в Церковь (заметим, братья и сестры, что не только крещение вводит человека в Церковь, но и жизнь по Евангелию). Плодотворное же пребывание в Церкви возможно только при условии единства с Ней, единства в духе и учении. Только тогда не тщетна будет наша вера, только тогда мы будем «то, чем быть должны» (2 Кор.13:6).
Конечно же, здесь нет ничего особого или нового. Мы вроде как знаем все это. Но знание далеко не всегда руководит нашими поступками и мало влияет на образ мыслей. Поэтому Павел и говорит: «напоминаю вам». Постараемся же, дорогие христиане, и сами себе каждый день напоминать себе все это. Вновь и вновь будем открывать для себя красоту Православия в сокровищнице слова Божия и переносить в свою жизнь. Красиво Православие – пусть же станут красивы наши души. Глубоко Православие – не будем же и мы мелки и суетливы. Широко Православие – расширим и наши сердца для любви. Бессмертно Православие – поработаем же и мы для жизни вечной, в которой ждет нас Источник красоты, любви и бессмертия – Христос, истинный Бог наш. К Нему тянутся все сегодняшние напоминания апостола, к Нему направим и мы всякое помышление, чтобы непрестанно прославлялось имя Его святое, через единосущного Духа, во славу Бога Отца.
Сергей Комаров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии