ТАИНСТВО БРАТА
Беседа на апостольское чтение Мясопустной недели.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8, 8–9).
Этими словами начинается апостольское чтение нынешнего воскресенья. В двух предложениях Павел показывает нам три стороны треугольника христианской жизни. Основа его – Бог, приближение к Которому есть цель христианина. Вторая сторона – я и моя личная свобода. И третья – мой ближний, на которого моя свобода имеет непосредственное влияние.
Давайте поговорим сегодня о третьей стороне – о взаимодействии нашего христианства с жизнью людей, живущих рядом с нами.
Как важна эта мысль! Спасаемся ли мы, погибаем ли, мы никогда не бываем одни. Устремляясь к Богу, мы всегда кого-то увлекаем за собой. Катимся в ад – тянем за собой связанные с нами души. «Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем», – говорили святые отцы.
Скоро начнется Великий пост. Как часто мы, христиане, вместо того чтобы заняться собой, начинаем пости́ть своих родных! Как пошутил кто-то из церковных людей: зачем смиряться самому, если можно смирить ближнего?
Наверное, в первую очередь от этого страдают беззащитные дети. Им как-то трудно бывает понять, что, оказывается, настало для них время смирять свою «многогрешную плоть» и сражаться со своими «страстями». Мы тащим их на тяжелые великопостные богослужения – нам кажется, что если окружить ребенка святыней, то он механически будет «освящаться». Но чаще всего выходит наоборот. Бедный ребенок отторгается от Церкви как от чего-то непонятного, тяжелого, мрачного.
Страдают неверующие мужья от верующих жен, отказывающих им в исполнении супружеского долга Великим постом (вопреки библейскому учению о воздержании по согласию). Страдают неверующие жены от воцерковленных мужей, чувствуя их молчаливое осуждение. Мучаются целые семьи от «гиперправославной» бабушки, или мамы, или от строгого папы-уставщика. Парадокс, но это правда: от одного постящегося православного могут взвыть десятки язычников и спиться с горя сотни атеистов.
А ведь Писание ясно говорит, что постом мы должны оставить в покое наших ближних и заняться исправлением себя. «Вот пост, который Я избрал, – говорит Господь, – разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58:6). «Развязать узы ярма и угнетенных отпустить на свободу» – это и значит снять тяжесть своего угнетения с наших родных и близких и возложить это ярмо на себя, любимого. С себя требовать и себя воспитывать, при этом жалея и прощая других – вот пост, угодный Господу.
В наших взаимоотношениях, братья и сестры, часто возникают сложные ситуации, связанные с постом. Решение их как раз и показывает качество нашего христианства. Например, вот два случая, одинаковые по ситуации, но разные по решению.
На одной фирме подчиненные решили сделать сюрприз в честь юбилея своего начальника, которого они искренне любили и уважали. Накрыли богатый стол – сами, за свой счет! Но сюрприз не удался. Не знали, бедные, что день-то постный – среда. Также не знали, что начальник у них, как говорится, «православнутый». Придя на работу и увидев шикарный стол, он, выдавив из себя несколько дежурных слов благодарности, ушел! Подальше от греха, что называется...
А вот второй случай. В известной книге «Несвятые святые» автор рассказывает, как на Кавказе, во время Чеченской войны, местные православные жители решили отблагодарить приехавших на несколько дней русских монахов за их труды. Тайком от отцов была приготовлена сказочная трапеза с дымящимися грудами жареной баранины... Узнав о «сюрпризе», монахи ужаснулись. Дело тут даже не в том, что монашествующие не вкушают мяса по обету. Дело в том, что на дворе стоял Великий пост, а именно – суровые дни Страстной седмицы. Что делать? Как пишет автор, монахи мгновенно поняли одно. Если они откажутся, то нанесут страшное оскорбление ничего не подозревающим хозяевам. И они ели мясо, и пили вино, и эта трапеза была самой радостной трапезой любви в их жизни.
Истории очень похожи, но они являют два разных типа православия. Если пользоваться языком Достоевского, это в первом случае «ферапонтово» православие – религия устава, полная вполне иудейского страха оскверниться, религия, в которой нет места ближнему. С другой стороны – светлая, дерзновенная вера старца Зосимы, излучающая любовь к человеку. Это и есть вера апостольская, которую Павел выразил словами: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24).
Нам необходимо помнить об этом, братья и сестры, так как наше христианство иногда становится «религией себя». У нас зачастую происходит рост не личности, а индивидуальности. В чем разница? Индивидуальность развивается «сама в себя», а личность раскрывается и растет через служение другому человеку во имя Божие. В христианстве человек из своей эгоистичной индивидуальности должен преобразиться в богоподобную личность, которая растет уже не в себя, но от себя.
Задумаемся, дорогие христиане, особенно те, кто уже давно в Церкви. Зададим себе вопрос: расту ли я и в каком направлении? В себя, драгоценного? Или навстречу тем, с кем я живу, общаюсь, работаю? Что изменилось в моих отношениях с женой (или мужем), родителями, детьми, родственниками, коллегами по работе после моего воцерковления? Честный ответ на этот вопрос очевидно покажет нам вектор нашего развития.
Всего неделя осталась до начала Поста. Попросив прощения друг у друга, мы погрузимся во всецерковное Таинство Покаяния. Дай Бог, чтобы великопостная благодать помогла нам открыть для себя и другое таинство, о котором писал Златоуст – «таинство брата». Будем помнить слова, сказанные одним подвижником: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего». Как странники стряхивают с себя пыль перед входом в чистое помещение, так и нам нужно войти в святилище Великого поста, оставив всякую ненависть, злобу, мстительность по отношению к ближним.
Христос, распявшийся за нас, подаривший нам духовную свободу, да поможет нам, входящим в узкие двери Поста, помнить Господа и видеть перед собой лица братьев, в глазах которых отражаются и наши лица.
Сергей Комаров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии